Искусство & технологии

Ив Кортези. Полет стрелы

Христофор Колумб открыл Новый свет, и история человечества круто изменила маршрут. Названные в честь великого первооткрывателя часы Academy Christophe Colomb Hurricane от мануфактуры Zenith открывают новый путь развития часовой механики.

Христофор Колумб открыл Новый свет, и история человечества круто изменила маршрут. Названные в честь великого первооткрывателя часы Academy Christophe Colomb Hurricane от мануфактуры Zenith открывают новый путь развития часовой механики, поскольку содержат суммированное решение ее фундаментальных задач: высокочастотный регулятор, нивелирование эффекта гравитации, равномерный импульс. И все собрано в единственном в своем роде механизме, включающем 939 деталей. Эта фантастическая работа была проделана целой командой специалистов, но, как и в путешествии Колумба, во главе ее стоит великий капитан — Ив Кортези, главный разработчик механизмов Zenith.

Гироскопический модуль, представленный два года назад в модели Academy Christophe Colomb, был изящным и оригинальным решением. Недаром модель завоевала столько призов, в том числе и женевский Гран-при. Почему вы решили дополнить его таким традиционным, громоздким и энергоемким устройством, как фузея-цепь, в которой деталей больше, чем во всем остальном калибре?
На самом деле, как вы знаете, гироскоп — далеко не новое изобретение. Эта система успешно использовалась в морских хронометрах, более того, в начале прошлого века сама Zenith выпустила подобный хронометр, также назвав его именем Колумба. Поэтому, когда я конструировал модуль постоянной силы, система фузея-цепь выглядела очень логичной, ведь она также использовалась в первую очередь в морских хронометрах. На мой взгляд, с исторической точки зрения вся конструкция механизма оправдана. Теперь перейдем к вопросу количества деталей. Это действительно очень сложный многокомпонентный модуль, построение которого заняло много времени. Главная проблема фузеи заключается в том, что хотя это устройство регулирует работу энергосистемы механизма, оно само по себе является весьма энергоемким, в первую очередь из-за потерь на трение. Нам надо было так сконструировать цепь, чтобы она сохраняла постоянство импульса в любой точке своего вращения с минимальными потерями. Для этого каждое звено было рассчитано и спроектировано отдельно, форма цепи представляет собой точнейшую конфигурацию. Но в итоге фузея-цепь не слишком увеличила размеры механизма, особенно его высоту, и обеспечивает приличный запас хода в 50 часов.

В калибре El primero 8805 постоянство импульса обеспечивает фузея с цепью длиной 18 см, состоящей из 585 деталей

В калибре El primero 8805 постоянство импульса обеспечивает фузея с цепью длиной 18 см, состоящей из 585 деталей

Зато теперь механизм кажется полностью «укомплектованным» — к нему уже ничего нельзя добавить, кроме эмальерной миниатюры, как в новейшей версии Grand Voyage?
Вовсе нет. Я, конечно, не буду раскрывать производственные секреты, но конструкция Academy Christophe Colomb еще будет совершенствоваться и дополняться новыми модулями.

Часы Academy Christophe Colomb Hurricane в корпусе 45 мм из розового золота

Academy Christophe Colomb Hurricane в корпусе 45 мм из розового золота

А откуда изначально возникла идея поместить спуск на подвижную платформу?
Она логично проистекала из конструирования турбийона. Как известно, мануфактура Zenith специализируется на изготовлении турбийонов, основанных на высокочастотных балансах. Хронометрические показатели турбийонов калибров El Primero превышают стандартный COSC. В принципе, для нормальной работы вполне достаточно обычного двухмерного турбийона с мостом, и если он выполнен на высоком качественном уровне, то будет довольно эффективно справляться со своей задачей — скрадывать суммарную позиционную погрешность баланса. Но потом началась мода на всевозможные трехмерные конструкции: гиротурбийоны, трехосные турбийоны и прочее. Я же считаю, что многоосные турбийоны — это ошибочная конструкция, она решает разные проблемы. Функция турбийона: прятать гравитационную погрешность, тогда как трехмерный модуль увеличивает фактор гравитации в работе баланса. Так почему бы не использовать этот фактор? В случае гироскопа мы не компенсируем гравитацию, а заставляем ее «работать», чтобы механизм сам постоянно принимал горизонтальное положение.

Разработка гироскопа заняла у вас пять лет. Что было самым сложным в решении этой задачи?
Как я уже сказал, сама идея была предельно простой, и были примеры ее решения. В морских хронометрах внешним воздействием была корабельная качка, в наручных часах — движения запястья. Принцип один. Вот только в морских приборах на шарнирную платформу ставился весь механизм, мне же надо было поместить только регулятор. Собственно, соединить неподвижную и свободную части механизма, обеспечить координацию их работы и было самой сложной задачей.

А кто-то еще брался за ее решение?
Да, я обнаружил один уже существующий патент на гироскопический спуск. Но там система так и была доработана до конца, вместе с поворотом гироскопа поворачивались и стрелки (смеется).

Изохронизм, точность хода стали буквально навязчивой идеей часовщиков в последние годы. До этого их больше волновала зрелищность и сложность механизма. Как вы считаете, с чем связан новый тренд?
Во-первых, для Zenith это не является новым трендом. Мануфактура всегда ставила целью создание высокоточных часов, у компании рекордное число наград в области хронометрии — к настоящему моменту 2333. Первый турбийон Zenith изготовила в 1920-е годы, тогда же компания стала разрабатывать регуляторы для железнодорожников. Создание калибра El Primero — это все вехи одной истории, и Academy Christophe Colomb является ее логичным продолжением. Но я согласен, тенденция существует. Мы, конечно, все знаем, что кварцевые механизмы гораздо точнее. Но в то же время кажется, что часовщики избавились от своего комплекса неполноценности и осознали, что преимущества классической механики в том, что она «живая», в том, что в ней заложено огромное поле для фантазии и экспериментов, намного важнее ее объективных недостатков. Современные технологии позволяют делать то, что было невозможно в прошлом, и естественно часовщики начали этим пользоваться.

И как вы считаете, насколько далеко можно зайти в желании улучшить традиционный механизм?
Он был значительно модифицирован в последние годы, как вы могли заметить. Появился кремний, никель, никельфосфор, новые сплавы, новые технологии. Границу каждый часовой производитель ставит себе сам, и она скорее эстетическая, чем технологическая. Но тут кроется одна ловушка. Когда вы видите все эти компьютеры, 3D, программируемые станки, вам кажется, что часы в наши дни стало делать легче. Вовсе нет! (смеется.) Спроектировать и сделать детали вовсе не означает сделать работающий механизм. Когда соединяешь тысячу элементов, результат может оказаться весьма неожиданным. Я лично знаю примеры, когда мастера годы создавали механизм, который в итоге не работал.

Academy Christophe Colomb Hurricane Grand Voyage украшен изображением Санта-Марии — флагманского корабля Колумба, на котором он совершил свое первое путешествие в 1492 году Academy Christophe Colomb Hurricane Grand Voyage украшен изображением Санта-Марии — флагманского корабля Колумба, на котором он совершил свое первое путешествие в 1492 году

Academy Christophe Colomb Hurricane Grand Voyage украшен изображением Санта-Марии — флагманского корабля Колумба, на котором он совершил свое первое путешествие в 1492 году

Вместе с Людвигом Окслином Zenith выпустила знаменитую модель Captain Winsor Annual Calendar, где в модуле календаря всего 9 подвижных деталей. И сам Окслин утверждает, что не будет создавать механизм, если его прототип он не может своими руками сделать на станке. Вы, кажется, не поддерживаете такую концепцию технической простоты?
Наоборот, я сам стараюсь все сделать как можно проще и логичнее. Знаете, когда я создал первый прототип Hurricane, я очень гордился тем, как я просто и элементарно все придумал, и показал его Жану-Фредерику Дюфуру (президент Zenith. — прим. ред.). Он все внимательно посмотрел и спросил: а можно проще? (смеется.) И мне пришлось ломать голову все выходные, но в итоге я нашел способ упростить систему. Я мечтаю сделать часы с минимумом деталей, чтобы каждая деталь выполняла несколько функций. Но, к сожалению, часовая механика при кажущейся простоте довольно непредсказуема. Есть огромная разница между производимыми расчетами и конечным результатом. Иногда проектирование механизма напоминает стрельбу из лука в небо: в принципе можно рассчитать траекторию полета стрелы, но куда она упадет на самом деле, предсказать невозможно. И как я уже сказал, с появлением современных компьютеров расчеты стали более точными, но и ошибки более заметными. Когда вы калькулируете систему с деталями, подогнанными до микрона, ошибка в одну сотую микрона может значительно повлиять на результат работы.

Очевидно, что чем больше движущихся частей, тем больше возможностей для погрешностей. Вы же в начале своей карьеры занимались не только механикой, но и цифровыми и комбинированными механико-электронными системами. Вам интересно было бы вернуться к этим разработкам?
Это направление мне до сих пор очень интересно, но надо быть реалистами: оно не перспективно. Во всяком случае, для часового дела. Многие мечтают соединить красоту и замкнутость механической системы с точностью кварца. И, может быть, техникам и было бы интересно работать над этим. Но с точки зрения маркетинга, я думаю, это тупиковый путь, потому что обычным людям такой гибрид не очень нужен.

Часы Capitain Winsor Annual Calendar Boutique Edition с калибром El Primero 4054 с годовым календарем

Capitain Winsor Annual Calendar Boutique Edition с калибром El Primero 4054 с годовым календарем

А что, по вашему мнению, является величайшим изобретением в часовой механики за последние 10 лет?
Ну... Academy Christophe Colomb (смеется). А если серьезно: после того как естественная традиция развития часовой механики была прервана в 70-е, мастерам затем пришлось все вспоминать и открывать заново. И я бы назвал главным достижением последнего десятилетия то, что мы начали снова свободно оперировать старыми знаниями, а не робко их копировать подобно ученикам. В сочетании с привлечением новых технологий результат получился потрясающим, потому что бренды начали творить. Но я боюсь, что с появлением этого нового отношения, фактически нового способа делания часов, многие старые знания и умения отомрут сами собой. Уже в ближайшем будущем, как мне кажется, подход к проектированию и сборке часовой механики кардинально изменится. Потому что она эволюционирует, как и все технологии. Многие знания утратят свою важность. Не могу судить, хорошо это или плохо. Но, вероятнее всего, производство сверхточных сложных деталей станет более распространенной практикой. Увеличатся объемы, точность вычислений. Полет стрелы станет более прогнозируемым. Все возможно. Знаете, есть такая поговорка: «В теории — нет никакой разницы между теорией и практикой. Вся разница в практике».

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2013

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?