Часы от Cartier: История становления культа
Когда 29-летний ювелир Луи-Франсуа Картье основал семейный бизнес в 1847 году в не самом приличном в те времена парижском районе Eglise Saint-Eustache возле устричного рынка
Когда 29-летний ювелир Луи-Франсуа Картье основал семейный бизнес в 1847 году в не самом приличном в те времена парижском районе Eglise Saint-Eustache возле устричного рынка, ничто не предвещало, что спустя 50 лет небольшая мастерская превратится в богатейшую империю, в очередь за изделиями фирмы выстроятся августейшие и богатейшие особы со всего мира, а имя Cartier станет эталоном безупречной роскоши.
ШАНС КАРТЬЕ
В основании будущей межконтинентальной империи роскоши лежала ювелирная мастерская Адольфа Пикара, куда Луи-Франсуа (1819-1904) нанялся учеником еще мальчишкой. Очевидно подмастерье очень старался, поскольку хозяин решил оставить свой бизнес не родственникам, а Картье.
Вскоре о молодом ювелире знали почти все торговцы драгоценностями французской столицы, и заказов у него было множество. Но одно дело пользоваться популярностью у хозяев магазинов, и совсем другое - у знати. Однако среди заказчиков числился испанский негоциант, осевший в Париже, Ouizille-Lemoine, через которого судьба и одарила Картье шансом.
Наполеон III объявил о скорой свадьбе с графиней Тебской Евгенией де Монтихо. Молодожены решили к свадьбе подремонтировать и переделать кое-какие украшения. Невеста обратилась к земляку, а тот в свою очередь призвал на помощь Картье. Ювелир использовал шанс на все сто. Придворные дамы были сражены красотой изделий новоиспеченной императрицы, и приложили все усилия, чтобы узнать имя чудо-мастера...
В общем, к концу XIX века авторитет Cartier был настолько велик, что ее называли не фирмой, а Institution, что переводится с французского и английского как Закон, Кодекс, Общество, Орден - избранных, разумеется. Картье являлся официальным поставщиком королевских дворов начиная от Эдварда VII и Николая II до сиамского и албанского, хозяевами которых были соотвественно короли Параминдр Маха Чулалонгкорн и Зог.
Король сиамский покупал украшения от Карьте и в Париже, и в Лондоне, и в Нью-Йорке, время от времени совершая турне по крупнейшим столицам мира, где имелись магазины Cartier. (В Санкт-Петербурге братья, как ни старались, преуспеть не смогли - уж очень сильный работал там соперник - Фаберже.) Один из королевских визитов в американский филиал фирмы за браслетами вошел в анекдоты.
Управляющий Жюль Гланцер уже устал подносить Параминдру Махе Чулалонгкорну, изъявившему желание приобрести браслет, поднос за подносом, на каждом из которых лежали самые разнообразные браслеты с изысканнейшими камнями. Но король все отвергал. Наконец, Гланцер принес поднос из самого большого сейфа с самыми дорогими изделями. Король удовлетворенно вздохнул и переводчик объявил:
- Его Величество решил приобрести этот.
- Какой именно браслет заинтересовал Его Величество? - уточнил Гланцер.
- Его Величество заинтересовал этот поднос со всеми браслетами на нем.
Сиамский король выписал чек на фантастическую по тем временам сумму 450 тысяч долларов. Через два года после этого случая, в 1910-м, с аукцина был продан знаменитый бриллиант "Надежда". Так вот его в оправе от Картье приобрели за 180 тысяч.
Империи и императоры
Начало ХХ века - время стремительной индустриализации. Никогда ни до ни после мировая экономика не знала столь чудовищных темпов роста. Этому способствовала начало эпохи коммуникаций. В Европу хлынули несметные колониальные богатства. Предприимчивые люди в Америке и Европе сколачивали капиталы за несколько лет. Нефтяные и промышленные магнаты, банкиры создавали империи и становились личными советниками императорских фамилий и правительств.
У нуворишей не было аристократических корней, но они стремились во чтобы то ни стало облагородиться так же стремительно, как разбогатели. И этикету они учились при августейших дворах. Одним из символов благородства были украшения от Картье, они были для богатеев своебразным пропуском в мир благородных особ. А не иметь изделий или часов от Картье означало не иметь ни вкуса, ни средств.
Империя Cartier была настолько велика и богата, что сыновья Альфреда Картье (внуки Луи-Франсуа) Луи, Пьер и Жак решили поделить ее на три части и править самостоятельно. Старшему достался Париж, среднему - Нью-Йорк, младшему - Лондон.
Луи
Луи (1875-1942) - самый красивый из братьев, великий эстет и ярый поклонник традиций французского искусства XVII века, тем не менее создавал вещи, которые покоряли всех - независимо от возраста, культуры и нации. Он изучил и заставил европейский бомонд восхищаться культурными ценностями и эстетикой Ближнего и Дальнего Востока. Разумеется, делал он это с помощью своих украшений. Уж не знаю, было ли это провидение или интуиция, но вскоре в 1922 году английский археолог Говард Картер раскапывает в египетской Долине фараонов несколько нетронутых грабителями гробниц, главной из которых была, конечно же, несметно богатая усыпальница Тутанхамона. Что тут началось! Мир буквально сошел с ума от страсти к восточным украшениям, которые были в то время только у Cartier.
Мнение Луи о том или ином явлении искусства считалось истиной в последней инстанции. При этом старший из братьев дружил с многими великими людьми своего времени - актерами, писателями, авиаторами, философами, учеными и прекрасно разбирался в столь модных в то время теориях относительности, строения материи, зарождающейся ядерной физике. И это, как ни странно, тоже помогало ему создавать шедевры. "Когда я думаю о том, что наш мир существовал и существует всегда, что Бог присутствует в ядре каждого атома, это наполняет меня благословенным трепетом", - писал он отцу.
Пьер
Пьера (1878-1965) некоторые называли полной противоположностью Луи. Это был бизнесмен до мозга костей, который мог достичь успеха в любой области. Именно поэтому он предпочел отправиться налаживать семейное дело за океаном, где по законам Нового Света строилось новое индустриальное общество. Если Луи открыл путь к королевским дворам Европы, женившись на венгерской принцессе Алмыши, то Пьер сблизился с воротилами американской политической и деловой элиты, взяв в жены Эльму Рамси - дочь богатого и влиятельного промышленника из Сент-Луиса. Ну а главным эстетом американского Cartier, как опытный менеджер, назначил того самого Жюля Гланцера, сына известного антиквара.
Жак
Жак (1884-1942) был самый скромный из братьев. При дележе ему было 15 лет, и поэтому Лондон ему что называется просто достался. Но повзрослев, младший брат доказал собственную состоятельность. И работу дизайн-студий он контролировал столь же внимательно, как Луи. И женился в стиле Пьера на Нелли Харджис, дочери влиятельного банкира, связанного с американцем Морганом. Лучше братьев научился разбираться в драгоценных камнях и приобретал их лично. Ну и международными связями оброс такими, что на его похороны съехались все принцы Индии.
Джинн Туссэн
«Моя полная неспособность к рисованию не мешает мне судить о том, что нарисовано», - любила повторять эта бизнесвумен (1887–1978). И судила на протяжении 40 лет творчество всех трех мастерских. Ее блистательные аналитические отчеты о тенденциях как "братского" творчества, так и последних тенденций мировой моды помогали империи при всем разнообразии продукции удивительным образом сохранять специфику и узнаваемость брэнда и все время попадать в точку.
В камнях она разбиралась весьма специфично - поистине уникальные экземпляры оставляли ее равнодушными, если их нельзя было вставить в какое-нибудь украшение. Это она связала столь противоречащие вещи, как вечнодрагоценные камни и однодневную моду. Она приучила людей относиться к алмазам как к духам и заставляла благоухать бриллианты. При этом ни одно изделие от Cartier никогда не переступало невидимую грань вкуса - будь то консервный нож с бриллиантовой монограммой, золотые чертики на нитке (сама миссис Вандербильд приобрела десяток), алмазный пояс, золотые зубочистки для короля Фаруха или серебрянные туфельки.
Часовой бизнес
Вклад Cartier в развитие часового искусства не менее весом, чем его заслуги перед ювелирным делом. Первые 50 лет своего существования фирма часов не делала. А спрос постоянных клиентов удовлетворяла в основном за счет реставрации знаменитых моделей карманных часов Лепэна (Lepine), Бреге и других мастеров, которые основатель Луи-Франсуа приобретал на аукционах лично. Однако спрос на часы рос, и в начале 90-х годов XIX века Cartier заключила договор о поставке механизмов с Vacheron & Constantin.
Если до 1892 года фирма продала всего 408 часов, то в 1893-м эта цифра утроилась. На собственном производстве часов настоял Луи. Старший сын хотел выпускать не только карманные, но и дорогие настольные часы, увеличить за счет часов объем производства империи и начать эксперименты с наручными часами, в большом будущем которых он не сомневался.
Все вышло, как замыслял Луи: настольные часы, механизмы для которых поставляли фирмы Bredillard, Dagonneau и Prevost, значительно разнообразили продукцию дома и увеличили его доходы. В 1898-м Луи сделал первые дамские наручные часы, а годом позже - первые платиновые карманные. Одни из платиновых карманных - в форме сердца с бриллиантами – купил банкир Джей-Пи Морган. Из настольных наибольший интерес, на мой взгляд, представляли выпущенные в 1911 году часы с электрической подсветкой эмалированного циферблата, которые тут же приобрел Ага-хан.
Часовое производство Cartier было сборочным. Вот, например, кто принимал участие в создании настольных часов "Пирамида". Мраморные постаменты по эскизам дизайнеров Cartier делала гравировочная фирма Varangoz, механизмы - Bredillard, эмалированные корпуса - Dubret, Prevost изготовила барометр, термометр, компас, а также три циферблата к ним и стрелки, стекла выдули на Charbonnier. Время от времени Cartier прибегал к услугам производителя сапфировых стекол Bako и просил нанести орнамент на циферблате специалистов из Haas.
Часы в основном оформлялись в стиле XVIII века. Перед Первой мировой войной в фирму пришел молодой мастер Морис Куйе, благодаря которому настольные часы Cartier до сих пор считаются лучшими в своем классе. Считается, что к Морису передался талант деда, который работал настройщиком настольных часов у самого Бреге. Это внук настройщика запустил знаменитые серии часов "Планета" и "Комета" - часовая стрелка которых выполнена в виде большой алмазной шестиконечной звезды, а минутная - в виде алмазной кометы со шлейфом.
Невероятно красива и интересна серия «Жадеит» (Jade). Например, в Жадеитовом карпе (1925) часовая стрелка обладает ретроградным ходом, а минуты показываются с помощью крутящегося диска. "Жадеитовый барабан" вовсе не имеет циферблата: уложенный на бок барабан медленно вращается, а часовая разметка нанесена на его ребро.
Ну а наилучшую оценку серии Mistery clocks дал парижский Национальный музей техники, поместив в качестве экспонатов творения Куйе. Каждые часы этой серии обладали секретом. Секреты Куйе строились на оптическом обмане зрения: несколько сапфировых стекол, установленных хитрым образом, создавали полную иллюзию того, что стрелки движутся сами по себе, а механизма не существует вовсе.
Шедевры создавались в основном в Париже. Лондонский и нью-йоркский филиалы выпускали часы попроще. Когда Куйе наладил часовое производство в промышленных масштабах, экспортом занялась созданная на деньги Cartier фирма European Watch and Clock Company.
Сантос на танке и паша на диване
Вообще-то первые наручные дамские часы Карьте создал еще в 1888 году - с бриллиантами и золотым браслетом, но не торопился продавать их, прекрасно понимая, что вряд ли они будут иметь успех в век пышных и длинных дамских рукавов. В 1903-м он создал эксклюзивные наручные часы для друга-авиатора Антонио Сантуша-Дюмонта. Но первая серьезная серия вышла лишь в 1906 году. В платиновых бочкообразных корпусах с рубиновой, сапфировой или жемчужной заводной головкой работали механизмы Bredillard.
Следующая партия создавалась на механизмах Jaeger. Корпуса по периметру были инкрустированы бриллиантами, а заводная головка представляла собой изумруд. Дополнялись часы ремешками из белой кожи. Эта серия пользовалась огромной популярностью. Несколько экземпляров приобрели Ротшильды и Вандербильды и даже сам Пьер Картье.
Пережив ряд технических и эстетических инноваций, она дожила до наших дней и называется Regente. Серия не очень известна, поскольку часы производятся в считанных экземплярах.
В 1910-м Cartier отличилась, создав первые в мире наручные часы прямоугольных форм. В следующем вышла мужская серия, названная в честь Сантуша Дюмонта. Сам авиатор согласился их рекламировать. Затем появились часы, указывающие время в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.
В 1917-м Луи Картье представил миру знаменитые часы Tank (в продажу они поступили лишь два года спустя). "Танк" - самая успешная модель фирмы, переиздается почти каждый год. Настоящими вехами в часовом искусстве стали "Танки" - изогнутый по форме запястья (1923), прыгающий час и минуты (1929) и водонепроницаемый (1931).
Не меньший успех имели первые кожаные часы (1925), платиновые часы с секундной стрелкой, календарем и фазами Луны (1925), часы-зажигалка (1928). Неожиданно успешной оказалась реплика Santos Dumont, выпущенная в 1978-м в виде спортивных часов. Они были признаны самой продаваемой современной моделью Cartier, а за особый дизайн выставлены в Музее покорения Воздуха в Париже.
Не забывала фирма и расширять свои восточные коллекции. В 1933 году паша Марокко заказал для себя золотые часы, которые он мог бы не снимать при купании в бассейне. Так появились часы серии Pasha, также весьма популярной сегодня. Восточные мотивы сильно ощущаются и в серии Divan. Кстати, часы Divan Joaillerie удостоились Женевского Гран-при-2002 в новой категории "Приз симпатий ближневосточного общества".
Must de Cartier
После смерти братьев Картье фирма пережила раздел. Это не пошло на пользу делу: продукция Cartier утратила единый стиль, упали продажи. Однако в 1972 году руководители американского, английского и французского филиалов Роберт Хок, Ален-Доминик Перрен и Жозеф Кануи решили воссоединиться ради общего блага.
Объединение было отмечено легендарной серией Must de Cartier из украшений, часов и всевозможных акссесуаров. Успех серии был столь колоссален, что слово must (в значении «непременное условие успеха») вошло в лексикон почти всех европейских языков, а также в китайский и японский.
В ноябре прошлого года компанию возглавил Бернар Форна, член Совета директоров группы Richemont, в которую Cartier вошла в 1993-м. Весьма торжественно, но как всегда со вкусом, фирма отпраздновала 30-летие серии Must, которая состоит не только из ювелирных украшений и часов, но также из запонок и духов, зонтиков и зажигалок, сумочек и очков… Сегодня Cartier объединяет 14 компаний, отвечающих за производство различных предметов роскоши, без которых самые знатные и богатые люди мира по-прежнему не представляют своего существования. Потому что иметь изделия от Cartier – это must.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2003