Время космической эры: часы космонавтов
Всего лишь сорок пять лет насчитывает история освоения человечеством Вселенной. В этот ничтожный по звездным меркам срок вписаны такие эпохальные события, как первый полет космического корабля с человеком на борту и высадка астронавтов на Луну
Мы были первыми!
Всего лишь сорок пять лет насчитывает история освоения человечеством Вселенной. В этот ничтожный по звездным меркам срок вписаны такие эпохальные события, как первый запуск искусственного спутника Земли и первый полет космического корабля с человеком на борту, первый выход человека в космос и высадка астронавтов на Луну, стыковка кораблей в мировом пространстве, межпланетные экспедиции и "командировки" на орбитальные станции, которые длятся годами.
Прорыв за границы земной атмосферы, ставший закономерным итогом развития науки и техники, заставил пересмотреть многие аспекты человеческого бытия. Потребности космического быта породили множество больших и малых изобретений - от создания системы жизнеобеспечения до шариковой ручки, которая способна функционировать в условиях невесомости. И только часы, как профессиональный инструмент космонавта, не претерпели принципиальных изменений - механизм продолжает отсчитывать время в невесомости и в открытом космосе так же, как на Земле.
Без хронометра на борту космического корабля обходились только наши собачки - Лайка, Белка, Стрелка, да еще американские обезьяны. Уже в первый 108-минутный полет на корабле "Восток" Юрия Гагарина, военного летчика-испытателя и космонавта № 1, сопровождали его "Штурманские".
История их интересна сама по себе: эти часы с противоударным устройством оси баланса и центральной секундной стрелкой выпускали на Первом часовом еще в докосмическую эру - с 1949 по 1953 год. Начало эры космической на 1-м МЧЗ имени Кирова отпраздновали по-своему, разработав на базе знаменитой антимагнитной "Победы", предназначавшейся покорителям Южного полюса, два варианта наручных часов "Спутник" - с центральной секундной стрелкой и с прозрачным диском с меткой в виде спутника (нарисованная стрелочка совершала оборот вокруг нарисованного же глобуса за одну минуту).
В среде коллекционеров существует легенда о том, что свои "Штурманские", которые побывали на околоземной орбите, Юрий Гагарин в одной из зарубежных поездок, когда состоялась встреча с представителями компании Fortis ("Фортис"), обменял на их часы. Об этой марке мы еще поговорим, а пока вернемся на Первый часовой, который в 1962 году, окрыленный космическим успехом СССР, выпустил модель "Орбита", а годом позже - "Космос".
В 1959-м там был освоена "Стрела" - наручный хронограф с однострелочным секундомером и 45-минутным счетчиком минут, а также телеметрической и тахиметрической шкалами, который предназначался для руководящего состава ВВС страны и все 100% которого проходили военную приемку. Алексей Леонов и Павел Беляев впервые в истории человечества вышли в открытый космос именно со "Стрелой". А часы 1-го Московского часового завода в 70 странах мира прославились под зарегистрированной в 30 государствах маркой "Полет" (POLJOT), которую они в память об историческом путешествии Юрия Гагарина за пределы земной атмосферы приобрели в 1964 году.
Космическая карьера Omega
В огромном музейно-познавательно-развлекательном комплексе Космического центра имени Кеннеди (Kennedy Space Center Visitor Complex) на мысе Канаверал, в экспозиции, посвященной миссии "Аполлон-Союз", на многочисленных фото на руке Алексея Леонова красуется не "Стрела", а та же Omega ("Омега"), что и у американских астронавтов. "Большая гонка" за СССР - лидером освоения космического пространства - вызвала небывалый ажиотаж за океаном. Ученые и инженеры космической отрасли не считали себя вправе хоть что-то пускать на самотек, и уж тем более выбор часов, от которых может зависеть очень многое.
Чтобы выбрать часы, наиболее полно соответствующие высокой (да что там - высочайшей!) миссии, эмиссары NASA инкогнито явились в часовой магазин города Хьюстона и купили десять хронографов различных марок. Отобранные экземпляры подвергли всем мыслимым испытаниям - не менее строгим, чем испытания самих претендентов на звание астронавта.
Небывало жесткие тесты, которые проводились в течение двух лет, отсеяли четыре марки. Фирмам-производителям шести оставшихся предложили выставить 12 моделей для еще более изощренных "мучений" холодом, жарой, давлением, вибрацией... Ведь этим часам предстояло выйти вместе с человеком в безвоздушное пространство с его жестким излучением, перепадами температур (при этом тело человека должен был защищать скафандр, а часы - только их собственный корпус).
Наконец, 1 марта 1965 года было объявлено, что испытания NASA прошел единственный хронограф - Omega Speedmaster ("Спидмастер"), который и был официально рекомендован для использования астронавтами во всех космических полетах.
Руководителям аэрокосмического агентства пришлось отстаивать свой выбор даже в Сенате США - союз американских предпринимателей обвинил NASA, отдавшему предпочтение швейцарским часам, в подрыве национальной промышленности. Однако Speedmaster блестяще справился со своей задачей в открытом космосе (экспедиция Gemini IV 1965 года). Успех часов Omega, который можно назвать триумфальным шествием по звездным мирам, был окончательно закреплен 20 июля 1969 года, когда Нейл Армстронг - со Speedmaster, принадлежавшим Эдвину Олдрину - ступил на поверхность Луны. Собственные часы он оставил внутри корабля, вместо вышедшего из строя бортового счетчика времени.
Космические десанты Breitling и Bell&Ross
Пока шли испытания часов в NASA, полеты в космос продолжались, а часовые компании поднимали свой престиж, приобщаясь к звездной технике. Компании Breitling ("Брайтлинг") сделать это, как говорится, сам бог велел: фирма устремилась в небо еще на заре эры воздухоплавания, в 1915-м, выпустив первые наручные хронографы для пилотов, а уже в 30-е годы стала официальным поставщиком британских ВВС. Именно Breitling в модели Navitimer ("Навитаймер") удалось "скрестить" часы с навигационным прибором: круговая логарифмическая линейка позволяет оперативно рассчитать скорость и ускорение, расход горючего, время в пути, перевести километры в мили и наоборот.
В 1962 году на базе Navitimer был разработан Cosmonaute (по-русски это звучит как "Козмонот") - механический хронограф в герметичном корпусе, с ручным подзаводом и запасом хода минимум 42 часа. "Космической изюминкой" модели была нестандартная разметка циферблата - на 24 часа. Первым испытал эти часы астронавт Скотт Карпентер во время полета на борту "Авроры".
Рискнула отважиться на космические разработки и еще одна швейцарская компания, а именно Bell & Ross ("Белл энд Росс"), известная изобретениями в области тонкой механики, например, телескопической заводной головки (T-Crown Systerm). Ее многофункциональный хронограф, названный Space 1 ("Спейс уан"), в 1983 году сопровождал в работе на станции Spacelab одного из немецких космонавтов. Идея скорее рекламная (в 90-х годах в открытой продаже появились и Space 2, и Space 3), чем подлинно конкурентная.
NASA только укрепилось в своем выборе после того, как в один совсем не прекрасный миг, когда на борту Apollo 13 взорвался кислородный баллон и из строя вышло все электронное оборудование, командир корабля Джим Лоуэлл рассчитал время безопасного возвращения в атмосферу Земли с помощью часов Speedmaster. За спасение экипажа компания Omega была отмечена высочайшей наградой NASA - премией Snoopy.
Speedmaster появился на свет в 1957 году, с которого, собственно, и начала отсчет космическая эра. Сорок четыре года спустя первый космический турист Деннис Тито, решившийся в свои 60 отправиться в круиз на борту станции "Мир", и его российские соратники перед полетом получили ценные подарки - часы OMEGA Speedmaster X-33.
Fortis - официальный хронограф космонавтов
Чтобы ознакомить исследователей со всеми функциональными возможностями уникальных Х-33, в общую подготовку космонавтов был добавлен специальный курс, который проводили специалисты компании OMEGA. Не мудрено, что такой курс понадобился - ведь официальными часами Центра подготовки космонавтов имени Гагарина, что в Звездном городке неподалеку от Москвы, с 1994 года являются Fortis ("Фортис"). Это подтверждается особым сертификатом, выданным компании после наисерьезнейших испытаний в ЦПК, полетов на "Протоне" в 1992 году, установления абсолютного мирового рекорда высоты с Миг-25 в 1995 году, российско-германской экспедиции на станции "Мир" в 1997-м.
Часовая компания, ведущая свою историю с 1912 года, в наше время снискала признание благодаря своим ноу-хау в производстве автоматических часов. Высочайшее качество моделей Cosmonaut и Pilot ("Пайлот") могут подтвердить Александр Викторенко, Елена Кондакова и многие другие российские космонавты - ведь хронографы Fortis входят в их стандартное снаряжение. Для удобства эксплуатации был разработан одинаковый для космонавтов и мужского, и женского пола "Набор космонавта", в состав которого входят, помимо часов на стальном браслете, кожаный ремешок и длинная лента из особо прочного синтетического материала для работы в открытом космосе, а также специальный инструмент для замены ремешков.
В заключение хотелось бы добавить, что все перечисленные компании, не желая обделять тех, кто далек от мысли отправиться в космос, но относит себя к сообществу космической эры, выпускают мемориальные часы в ознаменование памятных дат (как правило, ограниченными сериями) и модели, аналогичные используемым в полетах. Ничто не помешает вам пополнить свою коллекцию Breitling или "Полетом", Omega Х-33 или Fortis - это вопрос вкуса и, конечно, кошелька. Кстати, в приснопамятном 1961-м Speedmaster - тогда еще не легендарный - можно было приобрести за 82 доллара 50 центов...
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2002