Выбираем часы для классического или барочного интерьера
Какие часы мы хотим иметь в своем доме, если предпочитаем классический интерьер? Красивые – чтобы гармонировали с нашим представлением о классике и роскоши
Какие часы мы хотим иметь в своем доме, если предпочитаем классический интерьер? Красивые – чтобы гармонировали с нашим представлением о классике и роскоши. Качественные – чтобы исправно ходили, легко заводились, мелодично звонили и служили много-много лет. Наконец, оригинальные – чтобы больше ни у кого таких не было. Под эту формулу идеально подходят часы из бронзы.
Образчик вечности
Бронзовые часы - даже если им от роду лет пять - воспринимаются как живой свидетель эпохи царственных особ. Так уж повелось, что при всем многообразии и частой смене художественных течений дизайн часов с бронзовыми украшениями – позолоченных, богато декорированных витиеватыми узорами и утонченными фигурками – остается неизменным.
Поэтому наличие бронзовых часов в доме придает ему весомость, подкрепленную веками, свидетельствует об устойчивости, незыблемости, верности традициям. Посмотришь на такие часы, и сердце радуется – есть еще в мире вечные ценности, как огонь в семейном очаге! Кстати идеальное место для бронзовых часов – камин. Они будто специально созданы для его каменно-металлического фасада.
Почему именно бронза стала металлом настольных часов? Бронза - легкоплавкий материал, сплав меди с оловом и другими металлами. Она легко поддается литью и последующей обработке, что дает огромный простор для воплощения художественных идей. Бронза позволяет воспроизводить в скульптурах мельчайшие детали, вплоть до отдельных волосков в косе красавицы и ногтей на пальцах ее рук и ног.
Применение позолоты разных тонов, а также патинирования, сочетания сплошного и ажурного литья дает возможность создателям бронзовых часов украшать свои творения самыми невероятными завитками и узорами, воспроизводить сцены из жизни людей и богов.
Человек научился изготавливать бронзовые украшения так давно, что дата ее «приручения» теряется в тумане тысячелетий. Из этого материала в Индии и Месопотамии создавали целые барельефы, подробно описывающие решающие моменты знаменитых битв, в Китае изготавливали зеркала и тонкостенную изящную посуду, в Древней Греции - античные скульптуры, а в Египте - красивые сосуды для вина. А римляне утверждали: бронза в доме приносит счастье.
Домашний громоотвод
Согласно древнеримскому учению о материалах и их свойствах, бронза несет в себе огромный запас положительной для человека энергии. Объясняли римляне это тем, что бронза - в основном состоит из олова, которое подвластно Юпитеру, и меди, которой управляет Венера. Юпитер – милостивый вседержитель, царь богов, а Венера – богиня любви. Вместе они создают благоприятную ауру в доме. А если приключится какая-нибудь напасть, бронза непременно поможет ее преодолеть.
Китайцы тоже относились к бронзовым изделиям с почтением. Их знаменитое и столь модное ныне учение фэн-шуй об искусстве расположения и совместимости вещей в доме, утверждает, что присутствие бронзовых вещей в интерьере обязательно. Причем вещь это должна быть большой, значимой и дорогой. Тогда она будет эффективно поглощать и нейтрализовывать отрицательную энергию злых духов и богов.
Кстати, о пользе бронзовых украшений знали и… русские цари. По крайней мере, Екатерина Вторая. Будучи дамой начитанной, она держала в изголовье кровати фамильные бронзовые часы. Более того, она специально выписала из Германии часового мастера, чтобы он заставил часы тикать потише, чего тот добиться, правда, не сумел.
Легенды - легендами, а вот во время недавних исследований проблем корпоративной психологии, которое проводил английский Международный институт психоанализа и психотехники, было установлено, что бесконфликтную обстановку в офисе помогает создать не только правильное цветовое оформление интерьера, но и присутствие дорогих бронзовых часов.
По теории доктора психологии Эдмона Вайля, бронзовые часы служат своеобразным громоотводом. Судя по всему, бронза действительно обладает неизученными еще свойствами, а может, красота радует глаз и очищает душу. Во всяком случае, в кабинетах, где есть бронзовые часы и переговоры проходят успешнее, и начальник добрее, и подчиненные понятливее. Правда за настоящую эффективную воплощенную в бронзе красоту придется выложить немалую сумму.
Рожденные в муках
Бронзовые часы – настоящие, литые, а не штампованные – рождаются на свет долго и сложно. И в их стоимость заложены не только цена механизма и материалов, но и творчество художника и ювелирный труд мастеров. Сначала они существуют в виде замысла, затем - в эскизе, который нуждается в утверждении будущим владельцем или главой фирмы, под маркой которой часы увидят свет. Но вот добро получено. Наступает этап воплощения.
Сначала модель лепят из особого тугоплавкого воска. Но не целиком, а по частям, как того требует технология, ведь фигура или целая скульптурная группа может состоять из нескольких деталей. И скульптор должен не просто их вылепить, но и понять процесс будущего литья – как, например, отлить руку, чтобы она легко и незаметно крепилась к туловищу.
Месяца три художники-скульпторы лепят все фигурки, все детали, и только затем начинается их «примерка» друг к другу и поиск оптимального варианта композиции. Важно все – и как вот эти кариатиды будут смотреться рядышком, сколько цветов пустить по подножью и какими именно бантами украсить платье красавицы?
А вот дальше в игру вступают технологии литья. Для каждой фигуры изготавливается резиновая форма. В форму заливается воск. Восковые отливки тщательно проверяются художниками: что-то надо доработать, смягчить или обозначить резче, ведь слепок почти никогда не бывает точным. Доведенные до ума слепки вставляют в металлические опоки, засыпают специальной песчаной смесью и покрывают несколькими слоями жидкого стекла. В результате получается «чушка», в которой замурованы восковые формы. Эту «чушку» нагревают и переворачивают «вверх тормашками»: расплавленный воск вытекает, оставляя пустоты. Именно в эти пустоты и заливают (наконец-то!) бронзу.
На следующий день форму без сожаления разбивают, и извлекают бронзовые отливки. Но как же далеки они еще от совершенства! Некоторые настолько, что их вообще выбрасывают и отливают заново. Другие требуют слесарной обработки с помощью пилок и даже бормашины - одним словом, тонкой доводки. Завершается процесс полировкой.
Опытная модель поступает в распоряжение главного художника самого высокого класса, который вручную доводит до совершенства мельчайшие детали, добиваясь максимальной тонкости и объемности узоров и рисунка. Только настоящий шедевр получает название и статус «мастер-модели», и служит эталоном для следующих экземпляров.
Поэтому прежние резиновые формы, которые в принципе можно использовать до 20 раз, выбрасывают, снимая новые с мастер-модели. Конечно же, каждый следующий готовый экземпляр тоже нуждается в ручной доводке, но, поскольку отливалась она по формам уже доведенного до совершенства эталонного образца, работы на порядок меньше.
Штучная работа
Каждая модель выпускается в количестве не более ста штук (обычно меньше). И каждый экземпляр отделывает разный мастер, поэтому каждые часы уникальны. Мало того, что невозможно с математической точностью воспроизвести мастер-модель, неповторим и процесс нанесения позолоты, и инкрустация драгоценными камнями – это все ручная авторская работа. Поэтому бронзовые часы, как правило, имеют собственный номер, как всякое эксклюзивное ювелирное изделие.
Таков классический процесс производства бронзовых часов. Сегодня так мало кто работает – уж очень это сложно долго и дорого. Один из таких производителей – фирма K.Mozer, принципиально выпускающая только уникальные часы высшего качества, многие из которых являются точными копиями средневековых шедевров, хранящихся в лучших музеях мира. К.Mozer - английская компания, но производство бронзовых изделий она разместила в России – только здесь удалось найти необходимых специалистов. Отлитые российскими умельцами корпуса дополняются механизмами всемирно известной немецкой фирмы Hermle. Большая часть готовых часов экспортируется в европейские страны.
В последние годы интерес к бронзовым часам растет во многих странах мира. Однако классический процесс производства требует большого количества дорогого на Западе ручного труда, и большинство зарубежных фирм применяют упрощенные технологии. Одной из них является кокильное литье, при котором пропускается этап изготовления восковой скульптуры.
Кокильное литье значительно упрощает и ускоряет процесс, но для изготовления по-настоящему высокохудожественных изделий не подходит. Однако выглядят такие часы вполне эстетично, а доступные цены (от 100 до 400 долларов) делают их очень популярными у покупателей. В России можно приобрести бронзовые часы из Испании, Англии и Италии. Среди импортных наиболее известна продукция итальянской фирмы Transalpina.
В России, помимо K.Mozer, производством бронзовых часов занимаются еще несколько фирм. Например, экспериментальное художественно-производственное объединение «Вель». Наиболее известны ее серии «Знаки Зодиака», «Животные», «Подарочные». Каждая серия имеет оригинальные фигурные композиции. Правда, модели «Вель» проще и скромнее мозеровских, но и стоят они на порядок меньше.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2003