1 Часы-концепт: Часы будущего или просто фантазия?
В прошлом году шесть ведущих часовых брэндов выпустили экспериментальные модели, каждая из которых называется concept watch
В прошлом году шесть ведущих часовых брэндов выпустили экспериментальные модели, каждая из которых называется concept watch. В принципе слово concept в дословном переводе означает "то, что замысливается". Но большинство из первых часовых концептов выглядят столь необычно и вызывающе, что сразу же возникает вопрос, неужели это и есть часы будущего?
Столь модное ныне слово "концепт" вошло в лексикон современного бизнеса благодаря автомобилестроителям. И надо сказать, автоконструкторы употребляют его вполне корректно. Осматриваешь на крупном автосалоне сoncept car, и получаешь исчерпывающее представление о том, какие машины будет выпускать тот или иной концерн через 2-3 года, как только упадут продажи существующего модельного ряда.
Ознакомившись с концептуальными новинками часовщиков, я пришел к выводу, что они вкладывают в понятие концепт несколько иное содержание. А именно - полюбуйтесь, господа, во-первых, какие шедевры способны создавать дизайнеры и мастера нашей фирмы. А во-вторых, милостивые государи, нам кажется, что часы должны развиваться именно в этом направлении, не так ли?
На самом же деле часто подобные концепции - плоды фантазии не очень известных мастеров-одиночек, которыми знаменитые брэнды пользуются без ложной скромности, выдавая за изобретения собственных конструкторских бюро (благо премии за молчание мастера получают приличные).
Идеал-2002
Самым яркой иллюстрацией моим словам служат Royal Oak Concept, который фирма Audemars Piguet выпустила по случаю собственного 30-летия. Ничего принципиально нового в механизме "Королевского дуба" нет: ручной завод, турбийон, индикатор запаса хода... Ну разве что блок управления заводной головкой оригинален и свеж.
Чтобы подкорректировать стрелки головку не нужно вытаскивать - достаточно выбрать на дополнительном циферблате с помощью боковой кнопки режим Н (heuers - часы) и крути стрелки куда надо. Буква R - означает retoir - завод, а N - нейтральное положение.
Но как же фантастически выглядит этот концепт от АР! Тут вам и новейший вариант циферблата-скелетона, и мостовая опора турбийона в виде амортизирующей удары гармошки, и вертикальная шкала запаса хода, и даже не очень нужный, но столь загадочный указатель интенсивности крутящего момента маятника (его создатели назвали динамографом)! Ну и конечно же, необычный восьмигранный корпус из новейшего сплава кобальта, хрома, вольфрама, железа, кремния и углерода, который называется алакрит-602. Восемь алакритовых же винтов, которыми скреплен корпус Royal Oak Concept, позволяет часам сохранять водонепроницаемость на 500-метровой глубине! Просто вся эстетика часового искусства 2002 года на все 200 процентов!
Красная секунда голубой минуты желтого часа
Rado давно пользуется репутацией признанного концептуалиста, от которого ждут только экстраординардную продукцию. И тем не менее их новинка Carpe Diem в очередной раз произвела сенсацию. Carpe Diem – это своего рода совет или девиз, который можно перевести как «Наслаждайся каждым днем!» или «Лови момент, не задумываясь о будущем!» (Согласитесь, странноватая философия у этих футуристических часов.)
Эти часы для Rado создал дизайнер-одиночка Карл Герстнер. Он решил воплотить в часовом концепте собственное отношение к времени. Каждый мгновение жизни, считает Герстнер, – это переживаемые нами опыт и эмоции, тоже можно сказать и о минутах, и о часах. Поэтому каждая единица времени должна иметь собственный уникальный цвет. Привычные нам цифры на циферблате Carpe Diem зашифрованы секторами всевозможных цветовых оттенков. Таким образом время еще никто не измерял.
Почему Rado поддалось на уговоры философствующего дизайнера и сделала ограниченную партию часов? Только потому, что Carpe Diem – сверхоригинальное произведение искусства, которое, увидев раз, не забудешь никогда. А выпускать такие часы – кредо фирмы. А его, как и репутацию необходимо постоянно поддерживать.
Просто другие часы
Другой будоражущий воображение концепт выпустила Parmigiani Fleurier. Называется он Bugatti, не продается, но прилагается в качестве подарка избранным и счастливым покупателям последнего чуда автомобилестроения Bugatti EB 16.4 Veyron.
Сам Мишель Пармиджани признает, что изобрел эти часы будущего не он: фирма выкупила их у независимого часовщика Винсента Берара. Вертикальные циферблат и механизм в горизонтальном корпусе из белого золота позволяет узнавать, который час, не отрывая руки от руля. А если запястье повернуть как обычно, цифры на красной пружине завода сообщат о запас хода в днях. Кстати прозрачными у авточасов являются все грани корпуса - верхняя, нижняя и четыре боковые.
Сквозь них отлично просматривается уникальный механизм Bugatti, выстроенный по принципу небоскреба, хотя этажей в нем всего пять. Группы зубчатых колес, работающие на разных этажах, соединяются между собой длинными несущими зубчатыми осями. Если в обычных часах все колеса крепятся на одной платине, то в этом часовом моторе они соединены мостами. И, например, мост колеса со 2-го этажа опирается на нижнее колесо и одновременно служит опорой для колеса с 3-го этажа. Нетрудно представить, что произойдет, если промежуточное звено выйдет из строя - рассыпется вся конструкция. Но разве это проблема для человека, у которого в гараже стоит машина стоимостью 1 миллион евро? В крайнем случае можно и мастера на дом вызвать, оплатив ему помимо работы, если требуется, и перелет, и гостиницу.
Да и можно разве назвать ЭТО часами? Bugatti - не просто концепт. Это манифест нового отношения к часам и к их роли и предназначению в жизни человека. Человек, управляющий машиной с 16-цилиндровым 1001-сильным двигателем, способным разогнаться до 300 км/час за 14 секунд, при максимальной скорости свыше 400 км/час, открыто декларирует окружающему миру: "Я не такой как все, потому что у меня все не такое как у всех, и часы тоже".
И такого человека можно без всякой натяжки назвать человеком будущего. Хотя бы потому, что первый Bugatti EB 16.4 Veyron будет сделан только к концу нынешнего года. А всего их выпустят не более 50 штук.
Часы человека будущего
Для людей будущего, можно сказать, выпустила свой Concept 2000 и знаменитая фирма Blancpain. Для любой другой компании этот обычный хронограф, может, и проходная модель, но только не для Blancpain. И дело здесь вот в чем. Фирма, с 1735 года выпускающая часы и аксессуары исключительно для состоятельных людей, хотела заявить о том, что нынешний мир изменился до неузнаваемости вместе со всеми своими прежними стереотипами вроде этого: богач тот, кто спесив, пузат и с ног до головы обвешан золотом-брильянтами. Нет, нынешний клиент Blancpain - это умный, здоровый, активный, спортивный, современный человек. Он тратит деньги также легко, как их зарабатывает. Именно таким принадлежит будущее.
И надо сказать, фирма не ошиблась. Ее клиенты оказались готовы к изменениям и высоко оценили серию Concept 2000, которая имеет второе название - Trilogy. Трилогию составляют модели Air Command (летные), Fifty Fhantoms (для подводного плавания) и GMT (для путешественников), а также сталь, резина и фиберглас, из которых сделаны браслет, безель, заводная головка и кнопки хронографа. Резиновая отделка позволяет управлять хронографом с необыкновенной легкостью и комфортом. Новая модель, новые форма и материалы... Прежние лишь - качество и высокая цена.
Персональный ЦОС
В 1987 году прошлого столетия японские программисты написали классную и очень популярную (в эпоху беспредельного РС-пиратства продано более 30 миллионов копий!) игрушку под названием Final Fantasy с простой и агрессивной сутью - убить всех инопланетян, которые хотят захватить в 2065 году Землю. В 2001-м программисты пошли еще дальше: создали по мотивам "Последней фантазии" полнометражный одноименный фильм, в котором не было задействовано ни одного живого актера - все персонажи и пейзажи нарисовали и анимировали умные машины.
Героиня фильма - красотка Аки Росс спасает человеческую расу с помощью часов будущего, которые называются Wrist Holo (Голограмма на запястье). Часы улавливали энергетическую ауру внеземных чудовищ, выводили на дисплей их координаты и голографическое изображение, после чего Аки оставалось только не промахнуться.
Чуткие японские часовщики из Seiko почти одновременно с фильмом выпустили часы Final Fantasy - абсолютно футуристического дизайна, с корпусом из металла и пластика, с удлиненным жидкокристаллическим дисплеем, хронографом, будильником и вечным календарем. Вот только календарь почему-то запрограммирован не до 2065 года, а всего лишь до 2046-го.
У вас наверняка возникли вопросы. Ну, почему, к примеру, эти часы не назвали Wrist Holo? (Дело в том, что при всей своей похожести на часы второй половины XXI века они, к большому сожалению, все же не улавливают энергетическую ауру инопланетян, пока не улавливают). И что означает аббревиатура ЦОС в подзаголовке выше?
ЦОС - это Центр обработки сообщений. Самая популярная точка зрения на часы будущего сводится к тому, что человек будет носить на запястье не часы, а целый персональный информационный центр, который заменит и паспорт с водительскими правами, и кредитные карты, и страховку, и прочие документы, а также телефон и даже РС... Но какими именно, по мнению ученых, будут часы середины и конца нынешнего века - уже тема для отдельного разговора, который мы непременно проведем в следующем номере нашего журнала.
К размышлению:
Часы показывали только дни, но нее часы и минуты
- Почему, - спросила Алиса.
- А с какой стати? Разве часы обязаны все показывать?
Чтобы создать оптимальный концепт, необходимо снять с руки часы и убрать их подальше с глаз долой, проанализировать все прежние взгляды, чтобы не изобрести заново колесо, и, наконец, выработать свой.
Для этого, прежде всего, необходимо определиться, а нужны ли будут человеку будущего часы как таковые, если «да», то какие, какая информация потребуется людям – конечно, самая разнообразная и наисвежайшая. Типы потребителя останутся прежними:
- полово-возрастной мужчины, женщины, дети старики
- высший, средний, низший
Подавляющее количество разработок – часы индивидуальные, процента 4 – бытовые, и лишь 1 – общественные.
Три пути:
1. Оригинальничанье, основанное на интуиции и опыте (Пармиджани
2. Аналитический: вычисление типов потребителей будущего, функций приборов измерения времени, прогноз развития общества и окружающей среды. Касио, Фоссил – Палм, Майкрософт, АР?
3. «От противного»: какими не должны быть часы будущего
Часы – элемент системы, которую мы вынуждены носить с собой, чтобы приспособиться к все более усложняющейся информационной среде. Часы – средство адаптации человека к информационной среде, посредник между человеком и миром. Нужно работать над развитием функциональности, а не вещи как таковой.
Настоящий рывок в проектировании концептов произойдет, когда большинство фирм выработает некий универсальный информационный блок. Нынешний – это календарь + хронометр + усложнения в виде будильника, индикаторов запаса хода и фаз Луны, репетира.
- Индикация времени в часах будущего – небольшая часть аппарата
- Дизайн ориентируется на электронику и компьютерную технику
Часы – персональная информационная пластиковая карточка, отпечаток пальца – персональный код – гарант доступа к секретным сведениям. Ход миллиардов часов регулируется радиосигналом, передаваемым все тем же единым банком информации.
(Часы, как биохимический индикатор – уровень загрязненности, загазованности, радиации и т.п. Возможно ли создать биочасы – с помощью импульсов усыпляющие и пробуждающие как ото сна, возбуждать аппетит и прочие инстинкты, во время впрыскивающие нужные лекарства?
«Но»:
- Смена поколений никогда не приводила к полному уничтожению прежних стандартов (да и попробуй убей стандарт в виде – турбийона)
- Эстетика - электроника не стала ювелиркой XXI века, как многие предполагали в веке ХХ.
- Демассификация производства (часы только на заказ)
- Есть опасность тотализации сознания через единый инфобанк, к которому подключены часы-карта, нарушения права на свободу перемещения.
- Наряду с информационными монстрами всегда будут старые добрые часы, например, только с ними студентам будущего можно будет входить в экзаменационную аудиторию.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2003