Искусство & технологии

Каминные часы

XVIII-XIX века - золотое время французского часового производства. Строительство многих дворцов, в первую очередь королевских, сменялось обустройством интерьеров. При этом их обязательную принадлежность - камины - традиционно украшали часами и канделябрами

XVIII-XIX века - золотое время французского часового производства. Строительство многих дворцов, в первую очередь королевских, сменялось обустройством интерьеров. При этом их обязательную принадлежность - камины - традиционно украшали часами и канделябрами. Каминные часы этой эпохи можно встретить во многих музейных собраниях.

В архитектуре корпусов французских часов прослеживается подчеркнутая интерьерность, в отличие, к примеру, от английских, в которых упор делался на демонстрацию функциональных возможностей механизма. Французские мастера помещали небольшие круглые коробки механизмов в достаточно объемные, художественно выполненные корпуса, часто украшенные скульптурными композициями. Все механизмы этого времени конструктивно схожи: анкерный спуск, маятник, до середины XIX в. имевший нитевой подвес, колокольчик или гонг, звонившие каждые полчаса и т.д.

мраморные каминные часы

В последние двадцать лет XVIII века каминные часы делали из белого мрамора с золоченой бронзой, в которой отливали фигуры и сцены по классическим сюжетам, а также элементы декора. Когда пришедший к власти Наполеон Бонапарт сменил демократические порядки на диктаторские, произошли перемены и в интерьерах дворцов бывших Людовиков. Их стали украшать мебелью, люстрами, канделябрами и часами в торжественном и строгом стиле ампир: для него характерны детали античного декора и героические аллегории времен Римской империи. Появились часы из золоченой и патинированной бронзы в сочетании с фрагментами из камня - красного мрамора, яшмы и др.
В 70-е годы XVIII века вошли в моду часы-ротатор, имевшие подвижные кольцевидные циферблаты и одну неподвижную часовую стрелку - часто в виде стрелы Амура или змеиной головы с высунутым языком (искусствоведы по привычке все еще называют его "жалом").

В XVIII и самом начале XIX века мастера, создававшие часы - механик-часовщик и бронзовщик - ставили свои подписи на эмалевом циферблате. Но в работе над часами принимали участие и другие мастера: литейщики воплощали в бронзе фантазии скульпторов, чеканщики занимались нюансами формы готовой отливки, позолотчики покрывали изделия тонким слоем драгоценного металла, соблюдая художественные правила светотени и добиваясь матового приглушенного блеска поверхности, а гравировщики специальными резцами-штихелями наносили на поверхность металла узоры. Французские бронзовщики, создавшие бронзовые корпуса, принадлежали к художественной элите, нередко они были одновременно и литейщиками, и чеканщиками, и позолотчиками. Случалось, выступали и в роли художников. К примеру, известный французский бронзовщик Антуан Раврио, автор первых часов-колесницы, воплотил в бронзе связь движения и времени, объединив их символы - колесо и часы. Различные вариации его идеи - "Колесница Любви", "Колесница Амура", "Колесница Солнца" и другие -  до сих пор восхищают посетителей многих музеев мира.

бронзовые каминные часы

Бронзовую скульптуру выполняли в технике литья с восковой модели. На раннем этапе применяли ртутное (огневое) золочение. Самое эффектное, оно было и самым вредным, благодаря парам ртути, испаряющейся при нагревании покрытой амальгамой (смесью золота и ртути) отливки. Позднее, с 40-х годов XIX века начали широко использовать гальванический метод нанесения позолоты.

Французские мастера славились на весь мир филигранностью своих отливок, детальностью прочеканок, живописностью золочений и патинирований (создания эффекта темных, оливковых бронз путем нанесения окислов на отливку). Французские декоративные изделия из бронзы, в том числе и часы, были одними из самых популярных предметов интерьера на мировом рынке конца XVIII-XIX вв.

Ближе к середине XIX века на циферблате каминных часов ставили только имя часовщика, или часовой фирмы, а клеймо бронзолитейного производства помещали на оборотной стороне корпуса. Часто встречаются часы второй половины XIX столетия с клеймом часовой фирмы на задней платине механизма, маркой бронзолитейного заведения на оборотной стороне корпуса и названием торгового дома - на циферблате.

Несправедливо было бы, превознося искусство французских бронзовщиков, не упомянуть мастеров часового дела Франции. Хотя большинство открытий в часовом деле и было сделано англичанами, французским мастерам, занимавшимся, преимущественно, поисками новых или усовершенствованием уже известных часовых спусков (ходов), тоже есть, чем гордиться.

Абрахам-Луи Бреге

Самый известный часовщик "всех времен и народов", Абрахам-Луи Бреге, жил и работал в Париже. Здесь же работали и многие другие известные часовщики: Амант, изготовивший в 1741 году новый вид анкерного спуска - штифтовый, Броко - изобретатель спуска с вынесенным на циферблат анкером, имеющим рубиновые палеты. В XVIII-XIX в.в. широко известной была династия французских часовщиков Леруа. Пьер Леруа вошел в историю часов как один из изобретателей хронометрового хода и конструкторов морского хронометра. Многим коллекционерам старинных часов известен виргульный ход (ход "запятая"), в изобретении которого принимали участие французы Лепот и Бомарше, более известный как писатель и автор многих пьес. Усовершенствованием механизма цилиндрового спуска, изобретенного еще знаменитым англичанином Томпионом, занималось столько знаменитых часовщиков, как, пожалуй, никаким другим. Здесь можно упомянуть мастеров-парижан Берту, Жодена, Лепота, Тиоу.

Во Франции, в одной из первых среди европейских стран, началось промышленное производство часов. Известная часовая фирма Жапи стала пионером этого процесса: на протяжении всего XIX века она изготавливала часовые механизмы и экспортировала их во многие страны мира, включая Россию.

В 30-годы XIX века своеобразной реакцией на сложные и вычурные ампирные формы стало появление новых видов часовых корпусов. Во Франции в это время производили много так называемых часов, воспроизводящих порталы известных католических соборов, и часов-скелетонов с "обнаженными" механизмами. Традиция производства последних, угасая и вновь возрождаясь, дожила до наших дней и воплотилась в дизайне карманных и наручных часов многих швейцарских фирм.

К слову, территориальная и языковая близость некоторых районов Франции и Швейцарии издавна находила продолжение и в общих направлениях часового производства этих стран. Более того, известно, что толчком к зарождению швейцарского часового производства послужило переселение группы часовщиков-гугенотов из Франции в конце XVII века.

В России, 40-е годы XIX века, после подражания моделям французских бронзовых каминных часов, шел процесс поиска новых самобытных форм, связанных с особенностями развития национальной культуры. Появились часы в так называемом "русском стиле".

В середине XIX века поиски новых стилевых решений в европейском декоративно-прикладном искусстве коснулись и часовых корпусов. Это привело к воспроизведению, часто эклектичному, элементов разных стилей - барокко, рококо - в одной корпусной форме. Выпускались часы с живописными фарфоровыми вставками, стеклянными фрагментами, порой выглядевшие далеко не художественно. С 70-х годов XIX века очень популярными становятся часы с корпусами из черного мрамора. Иногда даже деревянные, более дешевые корпуса лакировали "под черный мрамор". В конце XIX века опять становятся модными часы-ротонда (выше речь шла о ротаторе) и часы-порталы (особенно по древнегреческим мотивам).

На русском рынке появляется много часов в корпусах из красного, цветного, черного мраморов с механизмами известных швейцарских фирм Павла Буре, Карла Мозера, Виктора Габю и других.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2002

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?