Ferdinand Berthoud FB 1 Chronometre. Спорт эпохи Просвещения
Иван Гопей
В конце сентября сопрезиденты Chopard Group брат и сестра Карл-Фридрих и Каролина Шойфеле с гордостью представили в Yacht Club de France первую модель амбициозного проекта La Chronometrie Ferdinand Berthoud, получившего имя одного из величайших французских часовщиков XVIII века. Реализация идеи заняла восемь лет, из них три года потребовалось на создание самих часов. В итоге Chopard удалось достичь двух целей: оживить подзабытые страницы часовой истории и открыть новые перспективы современной хронометрии.
Герои вчерашних дней
Было время, когда марки, названные в честь знаменитых часовых мастеров прошлого, появлялись одна за другой: маркетологи не вылезали из архивов, а инвесторы думали, как бы подешевле договориться с наследниками и правопреемниками. Но затем у современного часового искусства стали появляться новые герои, все стоящие исторические эпонимы обрели (с разной степенью успеха) вторую жизнь и многим успели наскучить. Поэтому возвращение на часовую орбиту наследия Фердинанда Берту в этом году воспринимается почти как сенсация.
Самого Берту вместе с извечным соперником Пьером Леруа принято считать отцами французской морской хронометрии. Леруа, самыми известными работами которого являются термокомпенсационный баланс и хронометровый спуск, сейчас бы назвали гением с эмоциональным интеллектом. Глубоко осознавая теоретическую инженерную проблему, он был склонен к озарениям и искренне считал свои изобретения не подлежащими усовершенствованию. Тогда как Берту был склонен к системной и последовательной итерационной работе по улучшению существующих решений, учась на своих и чужих ошибках.
Фердинанд Берту (1727-1807) — один из величайших швейцарских часовщиков, считающийся основателем французской морской хронометрии
Фердинанд Берту родился в 1727 году в швейцарской долине Валь-де-Траверс в пяти минутах от Флерье, правда, едва достигнув совершеннолетия, перебрался в Париж. В 1754-м он построил свой первый морской хронометр, а в 1762 году удостоился права быть наравне с Бреге официальным часовщиком Королевского флота и Королевского двора (с 1773 года).
Принято считать, что именно благодаря Берту рубиновые и бриллиантовые камни стали повсеместно использоваться в качестве опор для осей, хотя он и не является изобретателем этого решения. Много внимания мастер уделял вопросам термокомпенсации в регуляторе часов. Например, в Британском музее хранится крайне интересные экспериментальные часы авторства Берту с использованием компенсатора гридирон, фузеи и шпиндельного спуска. Гридирон состоит из нескольких параллельных стержней, изготовленных из материалов с разными коэффициентами терморасширения (Берту использовал по 6 стержней из стали и латуни). Стержни эти объединяются в единую раму так, что различное изменение их длины в силу изменения температуры через специальный рычаг изменяет рабочую длину спирали баланса, тем самым компенсируя изменение ее эластичных свойств. Гридирон был придуман Джоном Харрисоном в 1726 году и долгое время использовался в больших маятниковых часах, хотя трение в местах крепления стержней и изобретение сплавов без теплового расширения, например инвара, отбросило эту конструкцию на эволюционную обочину.
Абсолютно новый калибр FB-T.FC с ручным заводом, турбийоном и фузеей был спроектирован и собран на мануфактуре Chopard во Флерье
Берту также неоднократно экспериментировал с созданием механизмов с двумя балансами, которые должны компенсировать взаимные погрешности в работе. Именно его механизмы вдохновили команду MB&F на создание Legacy Machine 2.
А основываясь на различных решениях Берту и Леруа, Джон Арнольд создал простую и эффективную конструкцию морского хронометра, которая без особых принципиальных изменений использовалась еще около двух столетий. Кроме того Берту считается самым плодотворным часовым писателем в истории, являясь автором многих книг по теории и популяризации часовых механизмов, самыми известными из которых являются Essai sur l’Horlogerie (1763 г.) и Histoire de la mesure du temps par les horloges (1802 г.). За теоретические труды и обширнейший ассортимент созданных изобретательных механизмов Фердинанд Берту почитается швейцарцами как один из величайших часовщиков в истории, хотя, как и многие мастера того времени, он почти всю свою жизнь провел во Франции. В 1804 году за выдающиеся заслуги перед Францией Наполеон наградил Берту Орденом Почетного легиона.
Карл-Фридрих Шойфеле выкупил все права на марку Ferdinand Berthoud еще в 2006 году
Турбийон на колоннах
Впервые с именем Berthoud Карл-Фридрих шойфеле столкнулся в музее L.U.C.eum на фабрике Chopard во Флерье. Это был морской хронометр, созданный одним из племянников Берту, который продолжил дело мастера после его смерти. Когда шойфеле узнал, что Берту родился практически во Флерье, он более плотно занялся изучением наследия великого часовщика и обнаружил, что права на имя уже выкуплены и даже существуют первые наброски наручных часов на базе хронометров Берту. В 2006 году все права на использования имени Ferdiand Berthoud были без особой огласки выкуплены Карлом-Фридрихом шойфеле и… все материалы положили в дальний ящик. По словам шойфеле, в начале он просто не знал, что делать с выкупленным проектом, так как искренне считал, что это имя достойно особенных часов. Реализация проекта заняла около 8 лет.
Несмотря на то что часы Ferdiand Berthoud полностью изготавливаются на мануфактуре Chopard, новой маркой занимается отдельная команда из пяти человек, в которой главным мастером является Жан-Марк Бейер. Источником вдохновения для создания первой модели FB1 возрожденного бренда послужил, в основном, морской хронометр Ferdinand Berthoud no. 6 выпуска 1777 года, хранящийся в музее L.U.C.eum. Конечно же, шойфеле решил, что FB1 Chronometer должен быть спроектирован так, как будто бы сам Берту дожил до наших дней и мог реализовать свое видение современного часового дела. Достаточно общая фраза для подобных проектов, однако глядя на архитектуру и особенности конструкции узлов калибра FB-T.FC не остается сомнений в серьезности намерений команды Бейера.
Сама архитектура механизма отсылает к началу XVII века: платина и мосты, изготовленные из нейзильбера, соединены с помощью титановых колонн. Благодаря им сложный механизм получается очень светлым, легким, практически воздушным.
Калибр FB-T.FC с турбийоном и фузеей имеет колонную архитектуру — платина и мосты из нейзильбера соединены титановыми колоннами
В сердце нового калибра FB-T.FC диаметром 35,5 мм и высотой 8 мм располагается минутный турбийон, каретка которого состоит из 67 элементов. Команда La Chronometrie Ferdinand Berthoud выбрала в качестве регулятора традиционный анкерный спуск с частотой 3 Гц, аргументировав это тем, что он наиболее надежен, а кроме того, сам Берту также многократно использовал анкерный спуск для своих часов, иногда даже оснащая им морские хронометры.
Единственным отклонением от нормы для турбийона является использование центральной секундной стрелки длиной 26 мм. Четвертое колесо, вращающее центральное секундное, размещено коаксиально с кареткой турбийона. На конструкцию оформлена заявка на патент. Центральная секундная стрелка является неотъемлемым атрибутом морских хронометров, к тому же отсылает к дизайну циферблата часов Берту.
Открытый механизм морского хронометра Ferdinand Berthoud №6, созданного в 1777 году
Без остановки
Ключевым элементом нового механизма стоит все-таки считать не турбийон, а фузею. Берту очень часто использовал ее в качестве устройства постоянной силы в своих часах. Напомним, что фузея позволяет выровнять момент, передаваемый с заводного барабана в колесную передачу, в независимости от степени натяжения заводной пружины. Конструктивно фузея состоит из конуса и цепи, наматывающейся на заводной барабан в процессе работы часов. На конусе фузеи закреплено колесо, передающее энергию в колесную систему и, следовательно, на регулятор. Когда барабан полностью заведен, вся цепь находится на конусе, и момент передается на широкую часть, с минимальным рычагом. По мере раскручивания и ослабления пружины барабан наматывает на себя цепь и передает момент на узкую часть конуса, увеличивая момент силы.
Самый распространенный спуск в первых напольных, настольных и карманных часах был шпиндельный. Это спуск крайне чувствителен к изменению момента, поэтому фузея была очень распространена в часах с подобным регулятором. Совершенствование заводных барабанов и пружин сделало фузею ненужной, за исключением высокоточных морских хронометров, в которых она применялась до 1970-х годов.
Фузейная конструкция в последнее время стала периодически появляться в разных калибрах, однако она имеет ряд особенностей, о которых редко упоминают. Во время завода цепь наматывается на конус фузеи и, пока это происходит, она не способна передавать энергию в колесную систему. То есть часы останавливаются. Чтобы избежать этого, все тот же Джон Харрисон, например, изобрел специальное устройство сохранения энергии, состоящее из маленькой пружины внутри фузеи, которая продолжает снабжать регулятор энергией во время завода часов. Но внутри FB1 использовано другое решение, к которому ранее прибегали часовщики A. Lange & Sohne в часах Richard Lange Tourbillon Pour Le Mеrite: между коронным колесом и осью конуса фузеи помещают дифференциал, который позволяет энергии поступать в колесную систему даже в процессе подзавода. Цепь калибра FB-T.FC длиной 28 см состоит из 474 звеньев и 316 штифтов диаметром 0,3 мм.
Ключевым элементом нового механизма FB-T.FC стоит считать фузею, состоящую из конуса и цепи, наматывающейся на заводной барабан в процессе работы часов. На конусе фузеи закреплено колесо, передающее энергию в колесную систему и, следовательно, на регулятор. Когда барабан полностью заведен, вся цепь находится на конусе, и момент передается на широкую часть, с минимальным рычагом. По мере раскручивания и ослабления пружины барабан наматывает на себя цепь и передает момент на узкую часть конуса, увеличивая момент силы.
Вращение заводного барабана контролируется особым стопорным устройством в форме мальтийского креста. Это устройство ограничивает количество оборотов барабана, чтобы использовать только самую стабильную с точки зрения передаваемой энергии часть заводной пружины. Поэтому в работе часов задействовано только 60% возможностей пружины. Без ограничителя калибр мог бы работать 80 часов, однако это сказалось бы крайне негативно на точности.
Фузея и турбийон очень непросто совместить в одних часах, так как такая комбинация занимает много места в механизме. Помимо упомянутой модели Lange на ум приходит только Breguet La Tradition 7047. Чтобы уменьшить высоту калибра FB-T.FC, инженеры Ferdiand Berthoud использовали необычную консольную конструкцию фузеи — барабан и конус закреплены только с одной нижней стороны. Помимо уменьшения высоты это еще и полностью открывает взгляду работу устройства постоянной силы. На это решение также подана заявка на патент. В результате толщина FB1 составляет всего 13 мм, а запас хода самый большой среди подобных устройств — 53 часа.
Источником вдохновения для создания первой модели FB1 послужил, в основном, морской хронометр Ferdinand Berthoud №6, хранящийся в музее L.U.C.eum
Кардан и иллюминаторы
Еще одно редкое для современных часов решение использовано в индикаторе запаса хода. Вместо обычной дифференциальной колесной системы, соединенной с заводным барабаном, инженеры Ferdinand Berthoud применили элегантную схему, состоящую из конуса на резьбовой оси, закрепленной на платине механизма, и поворотного рычага с рубиновым камнем-щупом. Когда часы заводятся, барабан, вращаясь, поднимает конус по резьбовой оси — рычаг отклоняется и индикатор на циферблате отображает увеличение запаса хода. Стоит отметить, что такое решение использовал в своих поздних часах великий Джордж Дэниэлс.
Часы FB1 прошли тест COSC, а также испытания Chronofiable. На вопрос «почему модель не получила сертификат Qualite Fleurier, который Chopard активно поддерживает», представители Ferdiand Berthoud отвечают, что тестирование QF настолько экстремальное, что 5% тестируемых механизмов просто серьезно ломаются в процессе, поэтому механизмы FB-T.FC решили пока что поберечь. Внешний вид FB1 был полностью придуман главным дизайнером Chopard Гаем Бове. Рожденный в СшА дизайнер постарался представить себе, как бы выглядели спортивные часы в XVIII веке. Корпус имеет сложную модульную конструкцию, вдохновленную, в основном, устройством деревянных коробок с карданным подвесом для морских хронометров. Центральная цилиндрическая часть с механизмом с двух сторон скреплена с помощью больших видимых винтов накладными боковыми элементами, превращающими часы в восьмиугольник. В накладных элементах с каждой стороны сделано по два сапфировых «иллюминатора», с помощью которых можно, например, наблюдать за работой фузеи. Это решение также в некоторой степени дань истории — такие боковые окна использовались в морских хронометрах, чтобы определить, работают ли часы. Ремень крепится к часам вплотную — с помощью специальных вставок часы лишены ушек. Благодаря этому крупный 44-миллиметровый корпус сидит на запястье достаточно удобно. Часы будут выпущены в двух версиях по 50 экземпляров в каждой: либо корпус из розового золота с керамическими вставками и черным циферблатом, либо корпус из белого золота с титановыми вставками и серым циферблатом.
Для создания модульного корпуса FB1 дизайнер Гай Бове взял за основу идею карданного подвеса морских хронометров в деревянной коробке с боковыми иллюминаторами
Несмотря на то что дебютные часы получились интересными и многообещающими, отношение коллекционеров к возрожденной марке можно назвать выжидательным. Действительно, в наши дни больше энтузиазма вызовет бренд ныне живущего часовщика, способного доходчиво объяснить свою философию клиентам, чем проект, полный исторических аллюзий и требующий серьезного знания часовой теории и персоналий. Впрочем, если Ferdinand Berthoud будет развиваться на том же уровне замысла и исполнения, у марки весьма скоро появится круг лояльных почитателей. А для этого у Chopard есть абсолютно все возможности.
La Chronometrie Ferdinand Berthoud FB 1 Chronometre
Ref.: FB 1.1 или FB 1.2
Корпус: 44 мм из белого золота и титана (или розового золота и черной керамики), высота 13 мм, выпуклое сапфировое стекло с антибликовым покрытием, сапфировое окно на задней крышке, WR 30 метров
Механизм: с ручным заводом FB-T.FC, частота работы баланса 21 600 пк/час, запас хода 53 часа, минутный турбийон, фузея, сертифицированный хронометр COSC, несущая опора механизма на титановых колоннах
Функции: часы, минуты на отдельном циферблате, центральная секундная стрелка, индикатор запаса хода
Циферблат: сатинированный с открытой центральной частью, золотые стрелки, бронзовая вороненая секундная стрелка
Ремешок: из кожи аллигатора, двойная золотая браслетная застежка
Лимит: 50 экземпляров
Цена: 220 000 евро