Кроме эффектности и чувства юмора в традиционной механике сейчас ценится ее предельная понятность. Прошли те времена, когда производители прятали свои изобретения под задней крышкой, рассчитывая на въедливость посвященных. Простые на вид часы, к которым прилагается десяток сертификатов, подтверждающих их исключительность, больше не в почете.
Обращение к прошлому, к которому часовщики питают известную склонность, в этом году проявилось особенно ярко. И при этом крайне удачно. Часовой «винтаж» на выставке был представлен практически всех эпох — от наручной интерпретации офицерского «карманника» с крышкой Chopard L.U.C XPS Officer или шикарного хронометра времен Первой мировой войны Oris Vinrage 1917 до возрождения культовых часов середины прошлого века: Heuer Autavia, Hamilton Intramatic, Oris Chronoris и Grand Seiko образца 1960 года.
Черпать лучшие идеи в прошлом и при этом постоянно планировать на несколько лет вперед — это стабильная и беспроигрышная стратегия часовой отрасли. И она по-прежнему эффективна настолько, что сумела принять и адаптировать под себя и затянувшийся экономический кризис, и появление новых рынков, и непривычных для традиционной хронометрии интернет-технологий. Те, кто несколько лет назад считал, что часовое искусство уже не может ничем удивить, глубоко заблуждались. В этом море еще много диковинных рыб.