Заим Камаль (Montblanc). Инструкция не прилагается
Лиза Епифанова
О том, как возродить дух прошлого в современных аксессуарах, как создавать часы, которые сами просятся на руку, рассказал креативный директор Montblanc Заим Камаль.
Вы пришли в Montblanc из индустрии моды, проработав ранее с такими известными домами, как Swarovski и Vivienne Westwood. Как получилось, что вы стали заниматься часами?
На самом деле часы были моим увлечением еще до того, как стать профессией. Мой дедушка коллекционировал часы, у него было много моделей периода 1940-1960-х годов, и когда я был ребенком, то часами изучал его коллекцию. Для меня эти часы так навсегда и остались символом настоящей элегантности. И когда я сам занялся дизайном и попытался представить первые часы, которые я хотел бы нарисовать, естественно, у меня перед глазами была дедушкина коллекция.
То есть в Montblanc вы нашли именно то, что хотели — возможность создавать собственный дизайн часов, вдохновленный эстетикой прошлого?
О, нет. В Montblanc я нашел то, что не видел в других ювелирно-часовых домах — очень сильный внутренний стержень. Montblanc не является традиционной часовой маркой, это Дом с большой буквы. Мы создаем мануфактурную механику, пишущие инструменты, кожаные аксессуары и умные часы. Но каким-то образом у меня в голове это все сразу уложилось в единую систему, я ясно увидел «коды», которые соединяют все эти изделия.
Мне не важно, что именно создавать: винтажный хронограф 1858 или современный TimeWalker, я знаю, какими они должны быть — функциональными и тактильными. Когда я только начинал, господин Ламбер спросил меня: что вы хотите привнести в Montblanc? И я ответил: тактильность. Важно не только то, как вещь выглядит, но и то, как она ощущается в руках. Часы должны быть продолжением человека. А если мы говорим о пишущем инструменте, то очень важно, насколько им удобно и приятно писать. Я же сам люблю рисовать и записывать (смеется). Если это сумки — то это должны быть такие сумки, с которыми можно объехать полмира, и каждый клапан, каждый карман будет под рукой в самый необходимый момент. Я люблю объяснять философию дизайна Монблан на примере сигар. Вот, есть кубинские, а есть доминиканские.
Часы Montblanc Heritage Automatic с калибром MB 24.09 представлена в трех версиях корпуса 40 мм: в стали с белым или лососевым циферблатом и в розовом золоте с дымчатым карамельным циферблатом
Я люблю кубинские.
А я как раз нет. Они же требуют уйму внимания. Я понимаю, для многих кубинские сигары — это целый ритуал, и когда человек остается с ней наедине, его лучше не отвлекать, тем более он и так не найдет сил на другие дела. То ли дело доминиканские! Они вообще не отвлекают на себя внимания.
Это настоящие сигары для дружеского общения. Так я представляю продукцию Montblanc. Вещи, которые создаются для того, чтобы доставлять минимум хлопот и максимум удовольствия. И у этого «удовольствия» есть несколько разных уровней. Первый — это, естественно, визуальный. Например, у меня есть любимая сумка Montblanc для путешествий, и я иногда просто смотрю на нее и думаю: до чего же она красивая. Но затем еще больше радости мне доставляет тот факт, что она идеально надевается на плечо, что карман прямо под рукой. Или возьмем, например, такие базовые вещи, как блокнот и ручка. Для меня это жизненно важные инструменты, потому что, как многие всегда идут спать со смартфоном на тумбочке, так я не могу заснуть без блокнота на подушке (смеется). Когда мне приходят новые идеи, я их тут же записываю и зарисовываю, это мгновенный перенос образа из мозга в руку.
Часы Montblanc Heritage Automatic Monopusher Chronograph в стальном корпусе 42 мм с калибром MB 25.12
Тут важно, насколько удобно держать инструмент в пальцах, угол наклона пера, также важна сила сцепления с бумагой, сила нажатия. И вы сами понимаете, как критичны все тактильные аспекты при общении с часами. Если человека что-то раздражает или беспокоит при оперировании часами, он будет все реже их надевать.
Сейчас ходит много тревожных прогнозов о будущем часовой индустрии. Говорят, что молодые люди вообще не хотят носить часы или что умные часы вытеснят все прочие наручные аксессуары. У вас есть предположения, что произойдет с часами в будущем, как они изменятся?
Я думаю, механика всегда останется механикой и сохранит все свои «коды» и отличительные черты. Конечно, будут появляться новые идеи, необычный дизайн, супертехнологичные материалы и прочие изобретения, но суть механики останется неизменной. В этом ее главное назначение, и к нему она каждый раз возвращается, точно так же, как стрелки ходят по кругу. Это вопрос не технологий, а философии.
Новые версии 1858 Automatic и 1858 Automatic Chronograph в бронзовом корпусе 40 мм и 42 мм с циферблатом и ремешком цвета хаки, обе ограничены тиражом 1858 экземпляров
Технологии меняются каждые 18 месяцев, если бы мы от них зависели в таких вопросах, то уже давно не осталось бы ничего стабильного. А у некоторых вещей есть сущность, и чем она заметнее, тем больше гарантий, что эта вещь будет вечна. Например, часы — «ходят». И это должно быть отчетливо видно. А перо «пишет». И тут сразу очевидна его форма. Чем проще и понятнее в назначении устройство, тем больше у него шансов на долгую жизнь. Так что я не знаю, как именно будут в будущем выглядеть часы, будут ли они круглыми, квадратными или какой-то невиданной формы, но они точно будут механическими.
То есть вы считаете, что секрет долголетия часового искусства в простоте?
Нет, в качестве. Ультимативность в этом вопросе и есть тот самый внутренний стержень Montblanc, о котором я говорил. Клиенты мгновенно понимают, что сделано от души, а что на выброс. Я часто вспоминаю слова Едзи Ямамото, которые он сказал где-то 25 лет назад о шубах, которые шили в XIX столетии: «Это настолько восхитительные шубы, что они до сих пор служат эталоном и источником подражания для современных дизайнеров. И если мои собственные шубы хотя бы на 10 процентов будут так хороши, я буду невероятно счастлив». Задумайтесь, это же относится ко всем качественно сделанным вещам.
Почему так ценятся карманные часы мастеров прошлого, насколько завораживает мысль, что при правильном обслуживании механизм, которому сотни лет, до сих пор исправно ходит. Точно такие же стандарты мы применяем и ко всей современной продукции Montblanc. Надо создавать такие часы, что, если в них что-то вдруг сломается, владельцу не придет в голову их выбросить. Он понесет часы в ремонт, а в следующий раз будет обращаться с ними бережнее.
Часы Montblanc TimeWalker Manufacture Chronograph в корпусе 43 мм из стали с автоматическим мануфактурным калибром MB 25.10
Как вы понимаете, что создали удачный дизайн новой модели? Вы руководствуетесь только собственными ощущениями или уже выработали какие-то правила, приемы, которые наверняка понравятся покупателям?
К сожалению, у дизайнера нет такой инструкции. Все работает только на интуиции. И даже если мне эскиз нравится, нет никакой гарантии, что готовый продукт понравится клиентам. Потому что у них тоже есть «канал быстрой связи» из мозга прямо к рукам (смеется). Пока ты будешь объяснять, чем хороши эти новые часы, сумка или пишущий инструмент, человек уже схватил, примерил, попробовал и составил собственное мнение. У меня нет перед глазами инструкции: «клиент хочет, чтобы этот продукт был устроен так-то и так-то», точно так же как и будущему владельцу не прилагается памятка, что именно хотел сказать дизайнер, создавая такую вещь. И иногда случается, что замысел и ожидания от него не совпадают. Но иногда случается и наоборот: продукт «попадает» в такую аудиторию, на которую он даже не был рассчитан. Например, моей дочери 13 лет. И она примеряет мои часы, но не носит. А недавно я принес домой 1858 из новой серии, и вдруг она их надела и отказалась снимать. Сказала, извини, но тебе придется найти себе другие часы, эти будут моими. Я был в восторге.