Точная механика из Златоуста
Основа успеха - технологическая независимость и полный производственный цикл
Словари обозначают «механику» как науку о движении материальных объектов, а главное, взаимодействии между ними. Точность механизмов невозможна без идеальной слаженной работы всех элементов, достигнуть которой позволяет исключительно мастерство. Конечно, в сочетании с необходимым оборудованием. Все составляющие есть в распоряжении Златоустовского часового завода. Идет ли речь о часах или о выполнении оборонных заказов.
Там, где от точности зависит жизнь
В эпоху всеобщей цифровизации механические часы остаются крайне востребованным продуктом. И особенно ценят изделия, которые никак не подвержены воздействию всепроникающих современных технологий, военные. Сделанные в Златоусте механические приборы для измерения времени есть у экипажей подводных лодок, у управляющих бомбардировщиками летчиков, у операторов расчетов ПВО... Там, где от точности приборов зависит жизнь.
– Недавно мы на своем оборудовании изготовили для дружественного предприятия одну маленькую, но чрезвычайно сложную в производстве шестеренку, – рассказывает генеральный директор Златоустовского часового завода «Агат» Виктор Фиронов. – И тем самым помогли выполнить важнейший для страны оборонный заказ. Компетенции наших мастеров и имеющийся на заводе станочный парк позволяют нам делать подобную уникальную работу.
Миникомпрессоры, реле времени, микроредукторы и малогабаритные измерительные приборы из оснащения космических кораблей или водолазного снаряжения — далеко неполный состав приборов, которые в Златоусте создают с соблюдением требований точной механики. Умение работать с малыми формами – высший пилотаж точной механики. Достаточно сказать, что на ЗЧЗ налажен выпуск планетарных редукторов диаметром 18 мм. А ведь часы по сути – это тоже редуктор, который передает силу моторчика (заводной пружины) на колесную систему, приводя ее в движение и заставляя стрелки вращаться с разными скоростями.
Технологическая независимость: от «оборонки» до часов
Важнейшее свойство приборов и наручных часов завода «Агат» (исторически наручных водолазных часов) состоит в том, что миниатюрные детали для них делаются здесь же. ЗЧЗ – это завод полного производственного профиля, а не сборочный участок закупленных комплектующих. Комплексный подход (сам сделал, сам собрал, сам отрегулировал) и определяет деятельность завода.
Предприятие, обладающее технологической независимостью, может браться за самые сложные задачи. Взять хотя бы червячную фрезу. С виду ничего необычного: стандартный тип многолезвийного инструмента, задача которого – быстро и точно касаться поверхности заготовки. Базой этого инструмента является специальный винт, червяк, имеющий прорезанные стружечные канавки. А на профиле зубчатого колеса червячной фрезы есть множество эвольвент, расположенных на окружности равномерно. При этом витки могут иметь правое, либо левое направление. Отличие «златоустовской червячной фрезы» – в ее размерах, т.к. для получения крохотных деталей нужен такой же миниатюрный инструмент. И он в Златоусте имеется.
Еще одно условие производства точной механики – это традиции, переход накопленного опыта от поколения к поколению. И у ЗЧЗ такой уникальный бэкграунд есть. За советский период Златоустовский часовой завод выпустил около 170 миллионов точных приборов различного назначения. Если вести отсчёт времени не на годы, месяцы и дни, а на секунды, получится, что каждую секунду (!) своей истории завод выпускал два прибора.
Сегодня развивать традиции точной механики на заводе, недавно отметившем 80-летие, продолжают мастера, которые работают с современными технологиями и вызовами.