Тест: авиационные часы
Эксперты журнала "Мои часы" тестируют авиационные часы Alpina Startimer Pilot 44mm, Ball Engineer Master II Aviator и Hamilton Khaki Aviation Pilot Auto
Винтажные пилотские часы пользуются сегодня огромной популярностью у людей, далеких от авиации, потому что они воплощают в себе живую романтику последнего периода первооткрывателей, когда человек полагался не на электронику, а только на собственные силы, умение и внимательность. И, как во всякой хорошей легенде, современным часам в авиационном стиле наибольшую ценность и достоверность придают правильные детали.
Чтобы понять, откуда взялся стандарт пилотских часов, нужно немного знать историю. В начале прошлого века существовало три главные авиационные индустрии: французская, английская и германская. Каждая из них разрабатывала собственный стандарт летного хронометра. Французские ВВС заказывали часовым производителям модели Type с цифровой маркировкой. Если, например, еще Type 11 и Type 12 крепились к приборной панели, то уже ставший культовым Type 20 (впервые выпущенный маркой Zenith в 1939 году) был наручным. От французского «типа» внешне не слишком отличался британский Mark, впервые появившийся еще в 1914 году в качестве карманного прибора. Все эти летные часы отличал черный циферблат с крупными арабскими цифрами часов, продублированными четкими белыми или светящимися в темноте точками.
Другое дело — немецкие «пилоты». В 1930-е годы германские ВВС создали свой Type, взяв за основу, ни много ни мало, часы Чарльза Линдберга, большого друга великой Германии. Конечно, было бы накладно запускать в серию модели с «часовым углом» и многочисленными шкалами, поэтому они ограничились тем, что в Type A поместили у отметки «12 часов» навигационный треугольник с двумя белыми точками. А уже в Type B (еще называемом B-Uhr) появилась знаменитая двойная шкала, ставшая впоследствии самым узнаваемым признаком пилотских часов: по внешнему кругу располагалась крупная минутная разметка (с треугольником вместо 60 минут), а часовая помельче умещалась на внутреннем круге. Естественно, в Type B уже все стрелки, включая секундную, были центральными. Интересно, что именно немецкие B-Uhr взяли за основу американские летчики, потом они прижились и в «Марках», а сегодня треугольник и двойная шкала, ну и, может, еще длинный текстильный ремешок — это то, с чего начинает каждый уважающий себя дизайнер, принимаясь за создание настоящих винтажных пилотских часов.
Наши эксперты:
Сергей Филин, командир воздушного судна, Sirius Aero (бизнес-авиация)
Екатерина Хельвиг, часовой дизайнер, Helwig-Design, Штурманские, Aviator
Виктор Латанский, часовой мастер, директор сервисного центра «Секунда»
Alpina Startimer Pilot 44mm
Коллекция Startimer Pilot появилась в арсенале женевской мануфактуры Alpina в 2011 году и базируется на двух истоках: богатом историческом наследии марки, которая в 1930-х годах была известна выпуском спортивных и профессиональных пилотских часов, и современных требованиях авиаторов. В частности, линия Pilot изначально разрабатывалась часовыми инженерами совместно со знаменитой американской авиаконструкторской компанией Cessna и швейцарской авиакомпанией PrivatAir. Таким образом, хотя в качестве вдохновения была выбрана пилотская модель Alpina, увидевшая свет в 1938 году, все технические характеристики на актуальном высоком уровне. Водонепроницаемость корпуса составляет 100 метров, а внутри установлен автоматический мануфактурный калибр.
Ref.: AL-525B4S6
Корпус: 44 мм из стали, сапфировое стекло, прозрачная задняя крышка, черный матовый циферблат, люминесцентная разметка, кожаный ремешок, WR 100 метров
Механизм: автоматический AL-525, запас хода 38 часов, дата, частота работы баланса 28 800 пк/час Макс. суточный ход: 07,0 сек/сутки
Минимальная амплитуда баланса: 212о Изохронная/позиционная погрешность: 03,0/03,0 сек/сутки Цена: 77 350 руб.
Где купить: салон «Консул», ул. Тверская, д. 25
Сергей Филин:
Это самая строгая модель в плане дизайна и, увы, самая ограниченная по функционалу. Грамотно и со вкусом обыгранный ретростиль, кожаный ремешок и удобство на руке делают эти часы идеальным аксессуаром в повседневной жизни любого мужчины вне зависимости от профессии. В рейсе же такие часы не смогут стать помощником для пилота. Хотя визуально их лаконичная простота и монохромность подкупают. На мой взгляд, эта модель — универсальный мужской подарок.
Екатерина Хельвиг:
Авиационные часы сегодня — не только дань стилю. Их главное преимущество в удобной функциональности и максимальной читаемости, которые востребованы и в повседневных аксессуарах. В этом отношении классическая стилистика Mark, в которой выполнены эти часы, не знает себе равных в лаконичности. Тут беспроигрышное черно-белое решение с маленьким красным акцентом на секундной стрелке. Хотя излишне пластичные и изящные стрелки формы «листа» уводят дизайн от авиационной тематики.
Виктор Латанский:
Классический пилотский циферблат: фактурный, контрастный, качественное люминесцентное покрытие. Удобная браслетная застежка, легко расстегивается, но при этом часы остаются на руке. Водонепроницаемость стандартная, однако, стоит учесть, что эти часы не предназначены для активного отдыха, а позиционируются скорее как костюмный вариант. О чем свидетельствует панорамное стекло на задней крышке, позволяющее разглядеть качественную отделку механизма, открытый баланс и оригинальный сектор подзавода. Недавно производили репассаж более старой модели линии Pilot: износа деталей не было, просто почистили и смазали.
Ball Engineer Master II Aviator
В коллекции Engineer Master II от швейцарской мануфактуры Ball представлены самые практичные и надежные модели для активного времяпровождения. Особенно линия знаменита своими дайверскими и авиаторскими часами. Можно заметить, что модель Aviator выполнена в классическом стиле летных хронометров: часовая разметка помещена на внутреннем кольце циферблата, у отметки «60 минут» расположен навигационный треугольник. При этом модель также демонстрирует высокую водонепроницаемость и отличную автоматическую механику, а для дополнительной четкости разметка дополнена подсветкой тритиевым газом Н3, который способен светиться до 25 лет без внешнего источника. Можно выбрать версию на классическом военном текстильном ремешке или на прочном стальном браслете.
Ref.: NM1080C-5J
Корпус: 46 мм из стали, сапфировое стекло, прозрачная задняя крышка, защита от ударов до 5000 Gs, антимагнитная защита до 4800 A/m, серый циферблат, 15 микротрубок trigalight, текстильный ремешок, WR 100 метров
Механизм: автоматический RR1102 на базе ETA 2836-2, запас хода 38 часов, дата и день недели, частота работы баланса 28 800 пк/час Макс. суточный ход: 18,0 сек/сутки
Минимальная амплитуда баланса: 213о Изохронная/позиционная погрешность: 07,0/05,0 сек/сутки Цена: 87 100 руб.
Где купить: салон «Часы», ул. Краснопрудная, д. 7/9
Сергей Филин:
Ярко выраженный дизайн «милитари» отлично подошел бы военному летчику, но с формой гражданского пилота смотрится не самым лучшим образом. Приятно удивило качество и оттенок подсветки. На руке сидят как влитые. Но из важного функционала снова отсутствует второй циферблат. Дата, выполненная в красном цвете, видна нечетко. В итоге, пилоту такая модель подошла бы вряд ли, но для ценителей строгого военного стиля стала бы отличным аутентичным аксессуаром.
Екатерина Хельвиг:
На первый взгляд, это классические профессиональные часы в пилотском стиле, но в дизайне читается некая игра, авиационная стилизация: циферблат довольно сильно загружен деталями, что осложняет восприятие, часовая стрелка закрывает саму часовую шкалу. Люминесцирующая область на весьма массивных стрелках очень маленькая, что, видимо, обусловлено применением тритиевых трубок.
Виктор Латанский:
Часы Ball больше известны своей дайверской линейкой, но и пилотские модели заслуживают внимания. Больше всего привлекает дизайн классических «авиаторов» с треугольником на «12 часах» и трехрядной разметкой. К знаковым особенностям относится фирменная тритиевая подсветка на разметке, которая светится 25 лет без подзарядки. Тот случай, когда все компоненты в гармонии — дизайн, характеристики, надежность. Проверенный временем механизм ЕТА 2836-2 хорошо защищен от магнитных полей, ударов и попадания влаги. И на стальном браслете и на ремешке — это безотказный прибор для экстремальных условий.
Hamilton Khaki Aviation Pilot Auto
Если бы фильм «Уловка-22» снимался сегодня, Hamilton наверняка бы нашел способ показать в кадре свои винтажные пилотские часы. Хотя модель Khaki Aviation и не воспроизводит в точности какой-то конкретный исторический прототип, она скрупулезно следует всем историческим «кодам» пилотских часов, начиная от подробной разметки и крупных мечевидных стрелок и заканчивая внушительными размерами корпуса, близкого к настоящему летному прибору, и кожаным авиаторским ремешком с ручной прострочкой. Интересно, что на циферблате уместился не только календарь, но и указатель дня недели — весьма удобно для современных путешественников. В коллекции 2017 года появились модели с синим циферблатом и ярким голубым люминофором. Стоит обратить внимание на минутную разметку — она нанесена таким образом, чтобы читаться под любым углом циферблата, не снимая рук со штурвала.
Ref.: H64715545
Корпус: 46 мм, из стали сапфировое стекло, прозрачная задняя крышка, синий полированный циферблат, люминесцентная разметка, WR 200 метров
Механизм: автоматический H-30 на базе ETA C07.111, запас хода 80 часов, дата и день недели, частота работы баланса 21 600 пк/час Макс. суточный ход: 20,0 сек/сутки
Минимальная амплитуда баланса: 248о Изохронная/позиционная погрешность: 12,0/16,0 сек/сутки Цена: 58 100 руб.
Где купить: салон «Тайм Авеню», площадь Киевского вокзала, д. 1 (ТЦ «Европейский»)
Сергей Филин:
Пожалуй, самая удачная модель из представленных именно с пилотской точки зрения. Минутную разметку действительно видно под любым углом, стрелки приятно светятся в темноте и отчетливо видны дата и день недели. Однако не хватает одной серьезной детали, которая бы улучшила функционал часов — второго циферблата. Для пилота важно контролировать время сразу как минимум в двух поясах, потому такая функция незаменима. Замечу, что это проблема всего модельного ряда. Визуально же модель Hamilton подойдет по цветовой гамме как к форме гражданского пилота, так и военной. Это несомненный плюс.
Екатерина Хельвиг:
В летных часах считывание времени должно происходить за доли секунды, поэтому очень важны пропорции шкал, их взаимодействие со стрелками. Когда на циферблате много информации, нужно правильно расставить акценты. Например, здесь часовая и минутная шкалы расположены рядом, но четко контрастируют за счет размера цифр. И стрелки решены очень оригинально, частично скелетонизированы с «вывороткой» люминесцентной области. А голубой люминофор придает модели современное звучание.
Виктор Латанский:
Сразу привлекает винтажный дизайн и необычный цвет циферблата. Как и у Ball, достоинством является наличие календаря с указателями даты и дня недели. Но здесь установлен калибр из нового семейства ЕТА, в котором производитель уменьшил частоту колебаний баланса и тем самым увеличил запас хода до 80 часов. Точность хода, конечно, не хронометрическая, но вполне приличная для механизма такого класса, к тому же в сервисном обслуживании калибр C 07.111 зарекомендовал себя хорошо. К плюсам также можно отнести интересное решение застежки с двумя язычками и выступы на корпусе, защищающие заводную головку от случайных ударов.