Сервис короля усложнений
Коллекционеры и просто гордые обладатели часов с усложнениями, особенно с турбийоном, также сталкиваются с необходимостью ремонта и обслуживания этих капризных механизмов. Причем высокий статус этих часов, естественно, требует столь же высокого качества сервиса. Об особенностях обслуживания эксклюзивной мануфактурной механики рассказывает директор мастерской Time-Service Андрей Кубасов.
Каковы самые распространенные причины обращения в сервис владельцев часов с усложнениями?
Основная причина, такая же, как и у большинства наручных часов — механическое воздействие. Достаточно одного неаккуратного случайного удара, чтобы сместить
тонкую настройку деталей, и механизм уже начинает работать с напряжением, сам себя изнашивает. Вторая причина — высыхание смазки. Это критично особенно для сложной механики, где деталей намного больше, чем в обычном трехстрелочнике. Причем различные прозрачные отверстия в циферблате — а это как раз случай турбийона — увеличивают риск проникновения в механизм ультрафиолетовых лучей, которые сушат смазку. И, наконец, третья причина — неправильная эксплуатация. Чем сложнее и необычнее часы, тем больше у владельца соблазн покрутить головку и понажимать на разные кнопки.
И какие усложнения чаще всего требуют сервиса?
Прыгающий час. Это сам по себе очень энергозатратный модуль, там высокий износ деталей. В основе конструкции лежит мощная пружина, которая со временем теряет эластичность.
Есть ли какие-то главные правила, как правильно хранить сложные часы?
Конечно, эти правила хорошо известны.Беречь от пыли, от влажности, от солнечных лучей. Опять же хочу повторить, что это очень важно в случае турбийона из-за отверстия в циферблате. В этом плане поместить турбийон со стороны задней крышки, как это сделал, например, Patek Philippe, значит увеличить срок службы смазки.
Многие коллекционеры так и считают, что, если держать часы в хороших условиях, то и репассаж им особо не требуется. Даже наоборот: вдруг мастер разберет сложный механизм, а соберет его потом как-то дефективно…
Именно поэтому надо выбирать сертифицированный сервис, специализирующийся на сложной механике. Хороший способ проверить компетентность сервис-центра — посмотреть список марок, по которым он авторизован. Бренды, которые дорожат своей репутацией в среде коллекционеров, например Parmigiani Fleurier, очень тщательно отбирают мастерские, с которыми работают именно по усложнениям. У них всего три таких авторизованных сервиса в мире: в Швейцарии, в Китае и Time-Service в Москве. Такая же ситуация с Hysek или Corum, который единицам доверяет обслуживать свои Golden Bridge и T-Bridge. Часовой механизм, как любой мотор, изнашивается и требует замены масла. Если не делать вовремя профилактику, рискуешь нарваться потом на серьезный ремонт.
В чем главная сложность обслуживания сложной мануфактурной механики, почему не все сервисы для этого годятся?
У сложных механизмов очень много специфических конструкционных моментов, не зная которых, мастер может только все испортить. К ним относятся и тренинги по ремонту конкретных модулей и калибров, и особые инструменты, и наличие правильных запасных деталей.
Что может сломаться конкретно в турбийоне?
В турбийоне тонкие места — это непосредственно анкерный спуск и приводной триб. Бывает, что эти детали изначально не очень качественные или плохо установлены, если фабрика работает с многими подрядчиками. Детали не выдерживают напряжения и со временем ломаются.
Сколько времени занимает ремонт и обслуживание турбийона?
Работа самого мастера — это два-три дня, после чего мы можем оставить часы еще на одну или три недели для полной проверки механизма. Существенная задержка может случиться только из-за задержки поставок деталей.
Сколько сейчас в вашем сервисе мастеров, специализирующихся на сложной механике, какие виды работ вы выполняете?
С самыми сложными механизмами я работаю сам. Но есть еще четыре мастера, квалификация которых позволяет обслуживать усложнения. Кроме механизмов, мы, естественно, работаем с корпусами и браслетами: у нас есть все соответствующее оборудование и специалисты по реставрации и полировке.