Rolex Deepsea Challenge
Ксения Воронина
Представленная в августе новая версия Rolex Deepsea посвящена уникальной одиночной экспедиции режиссера Джеймса Кэмерона, спустившегося 26 марта 2012 года на дно Марианской впадины в так называемую Бездну Челленджера.
Кэмерон начал всматриваться в голубую бездну давно, задолго до «Титаника» — еще в 1989 году, когда снял оскароносный триллер Abyss о подводных приключениях. Глубинные приключения Rolex начались намного раньше.
Именно создание первых в мире водонепроницаемых часов в 1926 году стало площадкой для будущей славы молодой компании Rolex. Первые Oyster определили вектор начального развития марки, неразрывно связанной с покорением морского пространства, которое в начале прошлого века переживало новый виток интереса. И хотя на протяжении ХХ века Rolex с энтузиазмом принимал участие во многих вызовах, бросаемых человечеством: в скорости, научных достижениях, покорении вершин, именно океан оставался той самой первой любовью бренда, к которой он всегда неизменно возвращался. Которая буквально «не ржавеет».
Человек и робот готовятся к погружению в бездну Челленджера на батискафе Deepsea Challenger 26 марта 2012 года. Экспедиция организована Джеймсом Кэмероном совместно с Национальным географическим обществом Deep Sea Special, экспериментальная модель, опустившаяся в 1960 году на глубину на 10 000 метров больше точки проникновения солнечного света
Приквел
В 1943 году Жак-Ив Кусто изобрел акваланг — и началась глубоководная лихорадка. Удивительно, но несмотря на то, что за прошедшие десятилетия человек успел победить законы земного протяжения и сделать шаг в космос, подводное пространство до сих пор остается Aqua Incognita. Попытки заполнить белые пятна продолжаются и сегодня.
Марианская впадина впервые была исследована 23 марта 1875 году, когда ее шокирующую глубину при помощи эхолота удалось измерить ученым с британского корвета HMS Challenger. Это была первая экспедиция, посвященная изучению подводного мира, а полученные данные, зафиксированные в 50 томах, легли в основу первых научно обоснованных представлений о жизни океана. Эхолоты показали глубину 8184 метра, а самое глубокое место Марианского желоба в честь первых исследователей получило название «Бездна Челленджера».
Дальнейшие исследования продолжились уже в середине прошлого столетия, когда к Марианской впадине вновь устремились британские океанографы. В 1951 году над бездной вновь появился очередной Challenger — на этот раз современное исследовательское судно, сошедшее на воду в 1930 году. Теперь эхолотам удалось проникнуть глубже и зафиксировать максимальную глубину 10 863 метра. Спустя шесть лет к впадине подплыл советский «витязь», который измерил впадину до 11 023 м.
Развитие техники вовсе не отменило принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому следующим значимым этапом освоения самого глубокого места планеты стал спуск в бездну самих исследователей. Произошло это 23 января 1960 года. Удивительное исследование потребовало особой подготовки и использования последних научных достижений. Корабль для погружения на глубину, где давление в 1100 раз превышает нормальное атмосферное, сконструировал создатель первого батискафа швейцарский ученый Огюст Пикар. Хотя новый батискаф и получил название «Триест», а не Challenger, погружение сына Огюста Жака Пикара и лейтенанта ВМС США Дона Уолша бросало ученым настоящий вызов. Вызов приняла и компания Rolex, ставшая партнером экспедиции.
Rolex, к тому времени зарекомендовавший себя как надежный глубоководный инструмент, использовавшийся итальянскими ВМС еще до второй мировой, создал для экспедиции экспериментальные часы Rolex Deep Sea Special. Они были закреплены на оболочке батискафа, а значит, сталкивались со всеми агрессивными внешними условиями. Rolex опускались с «Триестом» с момента первого погружения в 1953 году, постепенно увеличивая глубину в рамках подготовки к предстоящему рекорду. В августе 1953 года батискаф с прикрепленными к корпусу часами Deep Sea Special нырнул на глубину 1080 метров. В том же году глубина погружения достигла 3150 метров, а в 1956 году часы преодолели отметку в 3700 метров.
На внешнем манипуляторе батискафа Deepsea Challenger была закреплена опытная модель для глубоководных погружений Oyster Perpetual Rolex Deepsea Challenge, обеспечивающая водонепроницаемость на глубине 12 000 метров
Финальное погружение в 1960 году продолжалось 4 часа 48 минут и завершилось на отметке «10 911 метров» относительно уровня моря. Часы опустились на глубину на 10 000 метров больше точки проникновения солнечного света и выдержали давление воды 108,6 МПа.
Направленная в офис изобретателей первых подводных часов для массового пользования Oyster Perpetual Submariner телеграмма Пикара стала лучшим свидетельством того, что Rolex удалось раздвинуть границы возможного: «рад сообщить, что на глубине 11 000 метров ваши часы работают так же прекрасно, как и на поверхности». Выпущенные в 1953 году Submariner с водонепроницаемостью до 100 метров и вращающимся рантом, позволяющим следить за временем погружения, превращал любого поклонника глубоководного плавания в профессионального исследователя, а Deep Sea Special доказал, что компания способна поддержать самые дерзкие научные идеи. Впрочем, сомневался ли кто-то в этом, после того как Oyster Perpetual достигли вершины Эвереста, а Milgauss доказали, что противостоят воздействию электромагнитных полей с магнитной индукцией до 1000 Гаусс?
Фильм
Из-за того что у Пикара и Уолша не было оборудования для достаточного освещения на глубине, исследователи не оставили фото или видео-изображений глубоководной жизни. Восполнить пробел взялся тот, для кого съемки являются профессией. Спустя полвека после погружения Пикара и Уолша в глубины Марианской впадины туда устремился Джеймс Кэмерон.
23 января 1960 ученый Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш совершили погружение в батискафе «Триест» на глубину 10 919 м. Подъем продолжался 3 часа 27 минут, общее время погружения составило 8 часов 25 минут
Широкой публике кэмерон известен в первую очередь как режиссер — создатель культового фильма «Чужие», пугающей «Бездны», трогательного «Титаника» и, наконец, революционного «Аватара». В своих картинах он неоднократно выходил за рамки привычной реальности и создавал собственный мир, зачастую связанный с водной стихией. При этом в ранних работах, в отсутствие спецэффектов, он использовал в качестве декораций вымышленной вселенной реальный подводный мир. Поэтому превращение Кэмерона, мечтавшего в детстве стать физиком и имеющего большой опыт масштабных подводных съемок, в настоящего исследователя не было случайным.
Там, где от точности измерений зависит жизнь исследователя и достоверность знаний, на которые опирается человечество, выбор часового партнера был предопределен. Вместе с Кэмероном в бездну глубиной 10 898 метров отправились сразу два Rolex Deepsea Challenge: на руке Джеймса Кэмерона были часы Deepsea с водонепроницаемостью до 3900 метров, а на искусственной «Руке» батискафа, которой осуществлялся забор воды и образцов грунта, — опытная модель Rolex Deepsea Challenge, способная погружаться на глубину 12 000 метров. Основой для новых часов стала модель Rolex Deepsea 2008 года, корпус которой увеличил прочность и вырос для «внешних часов» с 44 до 51,4 мм в диаметре и до 28,5 мм по высоте. В итоге часы на «руке» батискафа выдерживают нагрузку в 13,6 тонны и оснащены сапфировым стеклом толщиной 14,3 мм.
Во время семичасовой экспедиции Кэмерон, заключенный в стальной шар диаметром всего 109 см, вряд ли мог насладиться всеми достоинствами новых Rolex Deepsea Challenge у себя на запястье, однако будущие владельцы уникального глубоководного инструмента получат от обладания новинкой ни с чем не сравнимое удовольствие.
Стальной корпус Deep Sea Special образца 1960 года обладал повышенной прочностью благодаря сферическому стеклу, способному выдерживать давление 8000 тонн на дюйм2
Корпус защищен системой Ringlock: кольцо из обогащенной азотом нержавеющей стали заключено в корпусное кольцо между выпуклым сапфировым стеклом толщиной 5 мм и титановой задней крышкой. Крышка корпуса закреплена на кольце при помощи привинчивающегося стального обода. Еще один камень в основе надежности Rolex Deepsea — заводная головка Triplock с тремя прокладками привинчена, как люк подводной лодки.
Инновационные системы дополняют разработку, представленную компанией еще в 1967 году: предохранительный клапан оборудован пружиной, которая открывает его, когда разность давлений внутри корпуса часов и снаружи достигает 3-5 бар, и выпускает скопившийся гелий наружу без ущерба для водонепроницаемости.
Исследование Марианской впадины — всегда смертельно опасный эксперимент, потому что провести все необходимые тесты оборудования заранее просто невозможно.
В отличие от батискафа Кэмерона Rolex Deepsea с легкостью подтверждают свою надежность в лабораторных условиях. Проверкой водонепроницаемости часов на глубине до 3900 метров с превышением до 25% занималась французская компания Comex — лидер в области подводной инженерии, — создавшая для Rolex специальную гипербарическую камеру.
Новая версия Rolex Deepsea Challenge с циферблатом D-blue и ярко-зеленой надписью в честь цвета батискафа Джеймса Камерона
Инновации часовой компании нашли проявление и в дизайне Rolex Deepsea Challenge. Мягкое голубое сияние, постепенно исчезающее в темных глубинах впадины, повторяет цвет циферблата D-blue, переходящий от ярко-голубого до черного. Сама надпись Deepsea — яркозеленая, что напоминает о цвете батискафа Кэмерона Deepsea Challenger. Легкую читаемость показаний обеспечивает еще одна разработка Rolex — система индикации Chromalight, которая сохраняет свет вдвое дольше традиционных люминесцентных веществ.
В качестве двигателя глубоководных часов выбран калибр 3135 из серии Rolex Perpetual. Ряд примененных в автоматическом механизме инженерных решений гарантирует его надежную работу. Так, положение инерционного сектора контролируют золотые винты Microstella и регулируемый по высоте поперечно расположенный мост, защищающий груз от ударов и позволяющий сохранять неизменное положение. «Щитом» от магнитного воздействия становится синяя спираль Parachrom, которая может противостоять сотрясениям в 10 раз лучше обычной спирали.
О том, что из дополняющего строгий костюм аксессуара часы за мгновенье готовы превратиться в профессиональный инструмент океанографа, заявляет браслет с предупреждающей случайное расстегивание застежкой Oysterlock с системой двойного удлинения: пластины Fliplock увеличивают длину браслета на 26 мм, а система Glidelock пошагово вытягивает браслет по 2 мм на дополнительные 20 мм. В результате часы с легкостью надеваются на гидрокостюм толщиной до 7 мм.
Сиквел?
Результаты экспедиции Rolex и Кэмерона станут основой для дальнейших исследований океана, который, по мнению ученых, до сих пор остается неизученной территорией на 95%. На основе образцов, собранных в ходе экспедиции, уже было открыто не менее 68 новых живых организмов. Исследование Марианской впадины может стать шагом к открытию тайны зарождения жизни и одновременно ключом к ее дальнейшему успешному продолжению. За время изучения самого глубокого места на Земле со дна было поднято 20 000 микроорганизмов, в том числе шесть видов креветкообразных амфиподов, среди которых амфипод — производитель химического соединения, которое может стать основой для лекарства от болезни Альцгеймера.
И, конечно, именитый режиссер создал свою самую правдивую картину: документальный фильм рассказывает о приключениях субмарины Deepsea Challenger с момента ее первых погружений до последней, тринадцатой, экспедиции. Первый показ фильма «Погружение в бездну 3D» вместе с презентаций новинок Rolex состоялся 4 августа 2014 года в Американском музее естественной истории в Нью-йорке.
Новое покрытие Chromalight сохраняет свет вдвое дольше традиционных люминесцентных веществ
Во время премьеры снятого в Марианской впадине фильма Кэмерон рассказал, что его часто спрашивают о том, зачем он это сделал. В ответ режиссер призвал всех брать пример с постоянно стремящихся к новым открытиям детей, которым ответ на вопрос «зачем» не нужен. Повторить исследовательский подвиг Кэмерона удастся немногим: для этого помимо решимости нужна серьезная техническая поддержка.
Но циферблат Rolex Deepsea Challenge у каждого навевает интересные мысли. Для кого-то это красивая история, начатая Огюстом Пикаром и продолженная Джеймсом Кэмероном. Кто знает, что испытывает человек там, находясь в бездне Челленджера? Для кого-то это свой, особенный вызов, желание совершить нечто значительное. И в любом случае, это не просто часы, а продукт высоких инженерных технологий, современной науки, которая делается прямо сейчас, на наших глазах и приведет людей... Куда? возможно, на этот вопрос ответит следующий фильм Джеймса Кэмерона.
Заводная головка Triplock снабжена тремя прокладками и привинчена к корпусу аналогично люку подводной лодки