Новые звезды на часовом небосклоне: новинки третьего тысячелетия
Часовой мир запомнит начало третьего тысячелетия как время всплеска интереса россиян к именитым часам. В России вкус к хорошим приборам времени почувствовали многие
Часовой мир запомнит начало третьего тысячелетия как время всплеска интереса россиян к именитым часам. Как ни удивительно, в Штатах даже в благополучные дни до 11 сентября 2001 года наибольшей популярностью пользовались обычные кварцевые часы стоимостью до 50 долларов. В России вкус к хорошим приборам времени почувствовали сравнительно недавно, зато многие: молодежь и люди среднего возраста, обеспеченные слои населения и middle-class. Иначе говоря, все те, кто понимает, что часы можно использовать не только для ориентации во времени, но и для самовыражения.
Рынок мгновенно отреагировал на тенденцию, и сегодня в России представлены часы многих прославленных компаний и еще только приобретающих известность мануфактур. Число марок, владельцы которых сотрудничают с российскими предпринимателями, растет с каждым годом. 2001 год не стал исключением из этого правила - сегодня в Москве, Питере, Екатеринбурге и других городах можно купить часы Harry Winston, Parmigiani, Corum, за которыми еще в прошлом году нужно было ехать в Европу, и множество других - на самый прихотливый вкус и даже не на самый толстый кошелек.
В ряду марок, обогативших представление россиян о современном состоянии часового искусства, есть швейцарские, американские, немецкие; ориентированные на массового потребителя и эксклюзивные; классические, авангардные, спортивные, профессиональные... Но давайте рассмотрим подробнее, что нового появилось на нашем часовом небосклоне.
Самые неожиданные
Воображаемое превращение карманных часов в наручные, воплощенное часовой фирмой Bovet в модели Fleurier, заслужило в 1997 году титул "Часы года" и приз за лучший корпус годом позже. Скачок от причудливой фантазии мастера к творческому отказу от общепринятых форм, помимо художественного чутья потребовал глубокого уважения к эстетическим правилам в отношении композиции и... железной самодисциплины в работе.
Эмалевый сапсан - благороднейший из всех соколов - в двойном кольце из бриллиантов украсил собой золотые циферблаты часов Bovet ограниченной серии, состоящей всего из 12 экземпляров.
Самые универсальные
Так с полным правом можно назвать многочисленные модели Дома Charmex of Switzerland, отсчитывающего уже второй век своей истории и имеющего представительства более чем в пяти десятках стран мира. Среди них есть элегантные, классические часы индивидуальной сборки, ювелирные модели с 10-микронным золотым или палладиевым покрытием, украшенные полудрагоценными камнями или сверкающими кристаллами от Swarovsky, с прочными и прозрачными сапфировыми стеклами, а также хронографы Swiss Military -часы для спорта, авиации, армии и флота, снабженные кварцевым механизмом в литом стальном корпусе. Некоторые модели хронографов сопровождают ножи швейцарской фирмы Victorinox в подарочной упаковке.
И еще одно существенное дополнение, говорящее о мастерстве ювелиров и часовщиков компании: парижский Дом моделей Roshas доверил изготовление всей коллекции своих стильных часов именно Charmex of Switzerland.
Самые смелые
Компания Corum сравнительно молода и при этом весьма именита. За 46 лет существования на часовом рынке она прославилась своими оригинальными идеями. Международным бестселлером стала классическая модель часов CoinWatch с циферблатом из золотой монеты достоинством 20 долларов США.
В 1983 году Corum выиграла в Англии конкурс по производству уникальных по дизайну элегантных часов для яхтсменов немецкой команды, участвовавших в парусной гонке Admiral's Cup. Одноименный хронограф, в котором роль часовых меток выполняли флаги стран-участниц гонки, приобрел король Иордании Хуссейн, а компания Corum начала спонсировать парусные гонки.
Модель Bubble, выпущенная в прошлом году, вызвала сенсацию необычным видом. К 2001 году коллекция часов-унисекс Bubble, произведшая фурор благодаря своей дерзкой новизне, обогатилась целой гаммой "отпрысков" - как спортивных, так и авангардных.
Особое впечатление производит коллекция Trapeze, которую невозможно не запомнить благодаря необычным часам в форме трапеции, заставляющей вспомнить школьные уроки геометрии.
Самые узнаваемые
Фирму, которую он, следуя давней традиции часовщиков, назвал собственным именем, Даниэль Рот основал в Швейцарии всего десять лет назад. Тогда он ориентировался на производство сложных механических часов, выпуская их в год не более пятисот экземпляров. Нынче в ассортименте фирмы Daniel Roth появились и женские модели, и спортивные, и даже часы с кварцевыми механизмами. Однако десятилетний юбилей был отмечен выпуском превосходной классической модели Papillon (110 экземпляров из белого золота, 110 - из розового и 30 - из платины). Здесь присутствуют все знакомые черты стиля Daniel Roth: корпус в виде усеченного с двух сторон диска, гильошированный циферблат, стрелки из вороненой стали.
Самые традиционные
Луи Эрар основал небольшую компанию по сборке механизмов еще в 1937 году и долгое время оставался поставщиком известных часовых компаний. Однако через полсотни лет он удивил часовую общественность, представив собственную линию сравнительно недорогих часов, оформленных в традиционном, спокойном стиле. В нее вошли многочисленные механические часы, "сердца" которых являются гордостью марки Louis Erard: хронографы Automatic и Renaissance, строгие классические модели Carrea (стальной полированный квадратный корпус, стальной браслет, римские цифры) и Newton Automatic (круглый корпус с белой позолотой, рифленый ободок и вороненые стрелки-пики подчеркивают швейцарское происхождение часов).
Самые космические
Хронографы Fortis едва ли нуждаются в особом представлении. Достаточно того, что часы этой марки - официальные часы российского Центра подготовки космонавтов. Они отсчитывали время в космосе при стыковке американского космического корабля "Атлантис" и российской станции "Мир", "покорили" Северный а затем и Южный полюса - и все это благодаря тому, что способны без ущерба для точности переносить запредельные перепады температуры и давления.
Шедевры точной механики из швейцарского городка Гренхим, где находится штаб-квартира компании Fortis, любят полярники, путешественники, летчики и представители других рискованных профессий. На счету фирмы немало изобретений, помогающих ей поддерживать репутацию профессионала высочайшего класса. Что приятно, многие из ее ноу-хау используются при производстве вполне доступных серийных часов.
Самые оригинальные
Столь смелое определение относится к "ретроградам" и "биретроградам" Gerald Genta больше, чем к каким-либо другим часам: ведь в них отражена принципиально иная концепция времени.
Итальянский швейцарец Джента работал как дизайнер для знаменитых компаний Audermars Piguet и Patek Philippe, а с 1969 года создает часы на собственном предприятии.
"Некруговой" принцип отсчета часов, минут и секунд характерна для большинства произведений Дженты - лаконичных по дизайну и весьма сложных технически. Классические Retro Classic, Biretro, Retro Solo и спортивные Retro Sport обладают узнаваемыми элементами: здесь и полукруглая минутная шкала, и трапециевидное окошечко часов, и ретроградная минутная стрелка, которая, дойдя до конца своего пути, скачком возвращается к началу. Сложные часы Nidgt & Day имеют окошко даты и индикатор "день/ночь", а также центральную часовую стрелку для времени второго часового пояса.
Самые драгоценные
"Король бриллиантов" Гарри Уинстон заключает сложнейшие швейцарские часовые механизмы в изящные корпуса, богато декорированные великолепными бриллиантами. "Достойны сокровищницы "Тысячи и одной ночи"", - эти слова можно отнести к любому ювелирному шедевру Harry Winston, способному отсчитывать время: Signature, Semiramis, Аvenue, Aurora (модели для женщин).
Столь же совершенны хронографы, обладающие самыми сложными функциями, из коллекции Premier. Часовые браслеты из драгоценных металлов необыкновенно гибки и потому удобны. Всё вышеперечисленное делает часы Harry Winston одним из самых выразительных предметов роскоши.
Самые "часовые"
Итальянский инженер Карло Крокко из миланской семьи потомственных часовщиков задался целью создать "часы всех часов" (montres des montres - MDM), что стало девизом и именем его компании, выпускающей часы марки Hublot. Элегантный, до мелочей продуманный дизайн, каучуковый ремешок в сочетании с корпусом из стали или желтого золота, хорошо заметные цвета циферблата - зеленый, синий, иссиня-черный и изящные накладные метки на циферблате покорили приверженцев классического стиля. Чего стоят одни только названия моделей: Grand Quantieme Or Rose или Chronographe Elegant Or Noir! Действительно, хронограф с циферблатом и "черного золота" удивительно гармоничен и элегантен.
Самые практичные
Часы Nomos - детище немецких мастеров, и этим все сказано. В переводе с греческого nomos - "порядок, соблюдение законов", что вполне соответствует принципу синтеза эстетики и функциональности, заложенному в часовую коллекцию. Простые, изящные часы этой марки преимущественно с автоматическим заводом отличают друг от друга, пожалуй, только формы корпуса и часовых меток. Кстати, Tangente, одной из моделей Nomos, журналы ArmbandUhren и Welt am Sonntag отвели почетное седьмое место в номинации "Часы 2001 года".
Самые классические
Занятия Мишеля Пармиджиани, мэтра высокого часового искусства из швейцарского города Невшатель, реставрацией антикварных часов, оказали большое влияние на стиль его эксклюзивных часов, превосходных по дизайну и исполнению. Работы с логотипом "Parmigiani Fleurier" - само изящество и благородство. Круглый корпус из золота или платины с изысканным ободком - одинарным, двойным и даже тройным, черный, синий или серебряный гильошированый циферблат, поразительная гравировка мостов часового механизма, греческие меандры вместо меток, заводные головки с сапфирами, изумительно отполированное (сапфировое же) стекло - все эти приметы стиля и качества делают часы Parmigiani роскошными изделиями, стоящими выше любых модных течений и тенденций.
Самые эстетичные
Paul Picot - не просто часы. Это идеология, нашедшая практическое воплощение. Компания была создана в 1976 году, в разгар кризиса швейцарской часовой промышленности. Но сделанный 25 лет назад расчет на красоту, необычность и техническое совершенство деталей оправдался вполне. Сложные часы в драгоценных корпусах разнообразных форм поистине превосходны благодаря своей эстетичности и дополнительным функциям: split- и flyback-хронографу, календарю и указанию фаз Луны.
Самые звездные
Часы Sothis производимые в Германии, но носящие имя богини Древнего Египта, ежесекундно напоминают владельцу о космической, звездной природе времени - как дизайном, так и необычными функциями. Особый способ индикации фаз Луны, звездочки и полумесяцы на концах стрелок появились еще на первых моделях Sothis и с тех пор используются постоянно. Великолепные линии корпусов и искусно декорированные циферблаты дополнены безупречной отделкой механизмов.
Самые парадоксальные
Сталь и пластик в сочетании бриллиантами - есть в этом что-то неожиданное. Неожиданны и сами часы молодой компании TechnoMarine, в которых ее основатель Франк Дюбарри воплотил две своих страсти: любовь к роскошным часам и влечение к морю. Фирма, основанная во французском портовом городе Сен-Тропез, очень скоро покорила Америку и пять других континентов впридачу: часами TechnoMarine заинтересовались такие знаменитости, как принц Альберт и Мадонна, Барбара Стрейзанд и Арнольд Шварценеггер.
Самые автомобильные и самые современные
Новые стандарты принесли в часовую индустрию молодые дизайнеры компании Xemex, основанной всего лишь пять лет назад. Философию Руди Кюллинга, заключающуюся в подходе к созданию часов, основанном на простоте, гармонии и четкости, разделяют Шарон Стоун и Лючано Паваротти, Элтон Джон и Пит Сампрас, Стинг, Фил Коллинз, "Бэкстритбойз" и Глория Эстефан.
В 2000 году модель Xemex Avenue Chronometer Chronograph заняла первое место в конкурсе Chronos Innovation - столь высоко были отмечены характерный динамичный дизайн хронографа и его соответствие современным тенденциям.
"Внедорожный" характер часов Xemex Offroad подчеркивается их "симбиозом" с компасом. Speedway -долгожданная третья коллекция Xemex - полностью соответствует декларации Кюллинга. Круглый стальной корпус диаметром 40 мм, плоское сапфировое стекло, гильошированный циферблат, круглые метки и строгие стрелки составляют прекрасную стилевую композицию в духе третьего тысячелетия.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2001