Обзоры & сравнения

Коллекция K. Mozer

Английская часовая компания K. Mozer давно зарекомендовала себя как крупнейший производитель коллекционных и эксклюзивных интерьерных часов. Достойным продолжением предыдущей деятельности фирмы стали настольные часы «Юбилейные»

Эти часы изготовлены в единственном экземпляре по заказу Русской православной церкви по случаю 15-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

 «Юбилейные» — произведение уникальное. Они выполнены в лучших традициях часового и ювелирного искусства XIX века и обладают удивительной формой: пятиглавая церковь, венчающаяся золотыми куполами, богато декорирована полудрагоценными камнями, орнаментом из изумрудного итальянского мрамора, а также восхитительными по красоте инкрустациями, исполненными в технике флорентийской мозаики.

В компании вынашивали свое детище как ребенка — долгих девять месяцев. Только проверка и изготовление деталей окончательного проекта длилась три месяца. Это и не удивительно: «Юбилейные» должны были не только удовлетворять требованиям к лучшим образцам часового и ювелирного искусства, но и соответствовать строгим религиозным нормам.

Аleksiy II
 


Так, например, специально созданная комиссия Синода обсуждала, не противоречит ли православным канонам корпус часов в виде церкви с прорубленным отверстием для циферблата? Ведь в русской архитектуре подобных вариантов прежде не встречалось. После длительных обсуждений проект был все же утвержден, ведь часы — это не сакральный предмет.

Один из проектов обладал тремя циферблатами с московским, калининградским и владивостокским временем, что символизировало единство России, находящейся под опекой Патриарха Московского и всея Руси. Но решено было остановиться на варианте с одним циферблатом, выполненным в технике флорентийской мозаики, с римскими цифрами и логотипом К. Mozer из итальянского мрамора.

Чтобы лучше определиться с пропорциями, мастера K. Mozer сначала изготовили макет часов из дерева. Это помогло выяснить, что центральный купол, который на чертежах смотрелся вполне гармонично, на самом деле выглядит слишком длинным. Чтобы повысить прочность собранного из отдельных массивных мраморных блоков корпуса, изготовили каркас из дюралюминия.

Кстати, роскошный изумрудный орнамент из итальянского мрамора на гранях модели имеет не только декоративную, но и конструктивную функцию. Декор скрывает швы на местах крепления мраморных блоков (из-за особенностей структуры данного камня хорошо отшлифовать торцы нельзя).

Еще одна сложность возникла, когда стали монтировать часовой механизм и гонг. Максимально приблизить звучание гонга к колокольному перезвону оказалось невозможно: гонги в мраморном каркасе звучат слишком глухо. Мрамор в отличие от дерева сильно приглушает звук, поэтому в компании K. Mozer решили использовать вместо гонга колокольчики, которые напоминают звучание небольших башенных колоколов.

 Для того чтобы усилить акустические свойства, по всей задней стенке часов сделали отверстия. Звук получился объемным и чистым. Отдельного упоминания достойна флорентийская мозаика, в технике которой исполнены композиции в основании часов.

Изображение набирается из разноцветных камней твердых пород, используются полудрагоценные камни: агаты, яшма, гелиотроп, лазурит, перламутр, ониксы, горный хрусталь. Цвет и рисунок этих камней, их прожилки и естественные вкрапления — единственное изобразительное средство художника.

K. Mozer
 


Поэтому данное изобретение позднего Ренессанса и считается одной из самых сложных, трудоемких и искусных техник. В сегодняшней России, да и во всем мире, ювелиров, работающих в технике флорентийской мозаики, можно пересчитать по пальцам. А компания K. Mozer стала первой, которая научилась применять потенциал этих мастеров в новом неожиданном ключе — для украшения произведений часового искусства.

Но главная сложность для ювелиров состояла в том, чтобы точно подобрать цветовые оттенки камней конкретных православных храмов, имеющих непосредственное отношение к жизненному пути патриарха. Это Троице-Сергиева лавра, Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, Богоявленский кафедральный собор Москвы, Успенский Патриарший собор Московского Кремля.

А также Успенский собор Пюхтицского монастыря, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Кафедральный собор Св. благоверного великого князя Александра Невского в Таллине, Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Исаакиевский собор, Николо-Богоявленский собор в Санкт-Петербурге.

Слева от фасадной стороны в композиции были помещены церкви «эстонского» периода жизни Алексия II, на правой стороне — питерские сюжеты, а на фасаде — храмы Первопрестольной.

Используя лишь бирюзу, кахолонг, тигровый глаз, виолан, серпентин, нефрит и мрамор, художники создали изображения, максимально приближенные к подлинникам. При этом в композиции подчеркивается красота природных камней. Когда смотришь на небо над куполами храмов, кажется, что оно «дышит».

В центре композиции с обеих сторон находятся круглые вставки. На фасадной части основания расположено портретное изображение юбиляра, выполненное методом росписи по эмали (финифть). Обод вставки вызолочен и украшен голубыми топазами. На боковых вставках основания изображены регалии патриарха, также изготовленные методом росписи по эмали.

Издавна одним из традиционных для православного декора материалов было золото. В часах «Юбилейные» золотые купола и кресты дополнены статуэтками ангелов и накладными украшениями на часовом корпусе, также покрытыми золотом.

Не случаен и выбор итальянского мрамора, присутствующего в инкрустациях и на крыше корпуса под куполами: зеленый цвет издавна считается цветом Патриархии. Роскошное сочетание изумрудного мрамора, сияющего золота и фактурной мозаики подчеркивается игрой полудрагоценных камней.

Идейному вдохновителю и директору русского филиала компании K. Mozer Виктору Туровинину удалось собрать под своим крылом редчайших мастеров — талантливых художников, литейщиков и ювелиров, которые создают изделия, бесспорно являющие собой истинные произведения искусства и имеющие шанс занять со временем места в крупнейших мировых музеях и частных коллекциях.

K. Mozer
 


Есть все основания полагать, что часы «Юбилейные» с течением времени превратятся в желанный экспонат для лучших музеев мира.

K. Mozer
«Юбилейные»

Настольные механические часы изготовлены в единственном экземпляре в 2005 году в московском представительстве ведущей английской часовой компании К. Моzeг Ltd. по случаю 15-летней годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Корпус: 340 х 340 мм, высота 710 мм, из белого мрамора с орнаментальными инкрустациями, выполненными методом флорентийской мозаики (бирюза, кахолонг, тигровый глаз, виолан, серпентин, нефрит, мрамор).

Корпус в виде православного храма с четырьмя малыми и одной большой центральной главой. Купола венчают кресты. В центре каждого креста вставлен цитрин, основание крестов украшено голубым топазом. Купола и кресты покрыты золотом. Изображения монастырей и храмов также выполнены флорентийской мозаикой. Портретное изображение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также его регалии выполнены методом росписи по эмали. Обод вставки вызолочен, украшен голубыми топазами.

Циферблат: флорентийская мозаика с аналоговой индикацией времени и логотипом фирмы К. Mozer. Обод циферблата тщательно прочеканен вручную, покрыт золотом.
Механизм: К. Mozer (Германия) с ручным заводом, запас хода 8 дней

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2005

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?