Выставка BaselWorld 2014
Как писал Джонатан Свифт в «Путешествиях Лемуэля Гулливера», никто в Лилипутии точно не мог вспомнить, с чего началось противостояние тупоконечников и остроконечников. Главная коллизия заключалась не в том, с какого конца есть яйцо всмятку, а в том, почему приверженцы двух направлений в итоге стали непримиримыми врагами. Похожий процесс в последние годы наблюдается и на главной часовой выставке в Базеле.
Синдром Стендаля
Как писал Джонатан Свифт в «Путешествиях Лемуэля Гулливера», никто в Лилипутии точно не мог вспомнить, с чего началось противостояние тупоконечников и остроконечников. Главная коллизия заключалась не в том, с какого конца есть яйцо всмятку, а в том, почему приверженцы двух направлений в итоге стали непримиримыми врагами. Похожий процесс в последние годы наблюдается и на главной часовой выставке в Базеле. Журналисты и участники рынка явно разделились на два лагеря. Одни уверяют, что часовое дело пребывает в застое, и ничего нового на рынке уже давно не появляется. Другие – что, наоборот, фантазия производителей бьет через край, и они что ни день, то предъявляют миру потрясающие открытия. За этими бурными спорами, как водится, нетрудно и забыть о самой его причине – часах, которые каждый день надевают на руку миллионы людей.
Часовой Ренессанс
В действительности правы и тупоконечники и их оппоненты. Прошедшая Базельская выставка оказалась одновременно и предсказуемой, и интересной, причем эти наблюдения друг другу не противоречат. Просто, пока мир переживает экономический и идеологический кризис, часовое дело живет по собственному времени, в котором сейчас господствует совсем другая эпоха, сравнимая с Возрождением — переходным этапом от Средневековья к Новому времени.
В интервью нашему журналу (см. «Мои Часы» №1-2014 — прим. ред.) глава Cartier Станислас де Керсиз совершенно справедливо заметил, что для часового искусства сейчас, пожалуй, наступил наилучший период в истории, когда кажется, что возможно все. В первую очередь потому, что можно без страха глядеть в собственное прошлое и пытаться предугадать будущее. Реплики и воссоздание старинных техник представляют собой вовсе не слепое копирование, а переосмысление, сознательное преодоление робости перед великими именами из учебников. И это обращение к прошлому прекрасно сочетается с активным применением новых технологий, которые уже вышли за рамки эпатажного эксперимента и используются для улучшения вполне конкретных практичных характеристик. Даже если этот период когда-либо закончится и в истории часов будет открыта новая глава (которая может оказаться весьма неожиданной), модели, произведенные в наше время, безусловно, займут значимое место в учебниках часового дела.
Все оттенки серого
Суть нашего маленького часового Ренессанса в наконец-то достигнутом ясном понимании того, что собой представляют наручные часы: как они должны выглядеть, сидеть на руке и каким характеристикам соответствовать.
Благодаря компьютерным программам, изощренным станкам и достижениям химической промышленности, часы — это больше не шайба на ремешке, который надо затянуть потуже, чтобы не болтался. За последние годы мастера проделали огромную работу, чтобы сделать свои модели эргономичными, прекрасно сидящими на руке, приятными визуально и на ощупь, надежными, точными и интересными. Каждая из характеристик, будь то вес, цвет, размер, даже теплопроводность корпуса стремится к совершенству. То же касается циферблата и механизма. В итоге новинки мира часов становятся почти идеальными. Не удивительно, что посетители Baselworld начали ощущать клаустрофобию, сравнимую с синдромом Стендаля: представляете, идете вы по городу, а вокруг не девушки, а сплошь мадонны Рафаэля…
Поэтому и слышны разговоры, что в современных премьерах так мало новых трендов, что все вокруг одинаковое. Так, в этом году многие представили модели в синей гамме, зеленой, шоколадно-коричневой или серой — но все это уже было в последние годы. А ведь на самом деле, ни один из оттенков на разных стендах не похож на другой, в каждом есть своя неповторимая «изюминка». Будь-то жизнерадостный синий циферблат нового Rolex Milgauss с зеленым отсветом, благородный аквамарин Omega Planet Ocean GMT, сине-золотой ампир Jaquet Droz Petite Heure Minute Paillonnee или грозовой Tudor Pelagos Blue Dial. Разве можно объединить одним трендом Corum AC One Tides, Chanel J12 Blue Light с цифрами из голубого «массива люминофора» и HYT H1 Alumen Blue с корпусом из синего алюминиевого сплава и синей жидкостью, которая использована для индикации времени?
Еще больший простор фантазии создателям часов открывает серый цвет, ведь речь идет о тончайших нюансах. Это может быть и благородный серый циферблат новой Breguet Reine de Naples Princess с узором в стиле «шотландки», и серо-коричневый Arnold & Son TEC1, и антрацитовый цвет классической модели TAG Heuer Carrera Calibre 7 со стильной красной стрелкой GMT. Или новая модель Rado HyperChrome Touch Dual Timer с сенсорным корпусом (и теперь также с указателем GMT) из особой керамики цвета Cool Grey — матовой, серой, но без примеси металла.
Ни одна фотография не передаст тонкой игры всех этих оттенков, чтобы оценить каждые часы, их надо примерять на руку, причем, желательно, при разном освещении. Тщательно выверенные цвет и тактильные ощущения стали одним из важнейших направлений в современной часовой моде. А цветная горячая эмаль, новые сплавы и, конечно же, карбон и керамика являются лидерами предпочтений дизайнеров в палитре материалов.
Новый концепт-хронограф TAG Heuer Carrera CMC в корпусе из углеволокна с вертикальными кнопками продолжил тренд full-carbon, начатый в прошлом году в коллекции Aquaracer. Bell&Ross создал контрастную черно-оранжевую версию BR03-94 Carbon Orange, а также представил первый мануфактурный калибр BR X1 с открытым циферблатом в корпусе из титана и керамики. Chopard облачил свой прошлогодний L.U.C 8HF Power Control в футуристический корпус из черной керамики. И, наконец, Rolex реализовал долгожданную мечту поклонников бренда, добившись стабильного красного цвета керамики, чтобы изготовить из своего фирменного Cerachrom красно-синий рант, легендарный «пепси-безель» в Rolex GMT Master II.
Драгоценные металлы тоже подверглись модификации. Chanel выпустила версию J12 с элементами, изготовленными из нежного «бежевого золота», состав которого держится в секрете. Hermes вспомнила о традициях XIX века, когда для изготовления корпусов часто использовали серебро, и создала собственный сплав 975о без содержания меди, чтобы избежать проблем с окислением. Доля самого серебра в новом сплаве увеличена, а также добавлены элементы, повышающие твердость металла — они также засекречены. Даже Иван Арпа не смог удержаться от всеобщей «лихорадки сплавов» и сделал корпус с боковыми вставками из собственного состава золота, которое он назвал ArtyOR. В нем золото смешано с латунью, полученной из расплавленных гильз.
Продолжение материала читайте в журнале "Мои часы" №2-2014, а также на сайте MyWatch в ближайшее время.
Следите за обновлениями на наших страницах в социальных сетях Facebook и vk.com