Двенадцать за столом
На Женевском салоне мануфактура Roger Dubuis представила эксклюзивную модель Excalibur Knights of the Round Table, обыгрывающую главное украшение Винчестерского замка. По ажиотажу, вызванному премьерой, очевидно, что творцы Roger Dubuis точно почувствовали новый виток интереса публики к теме «артурианы». Об истоках этой темы и ее эволюции стоит рассказать особо.
На Женевском салоне мануфактура Roger Dubuis представила эксклюзивную модель Excalibur Knights of the Round Table, обыгрывающую главное украшение Винчестерского замка. По ажиотажу, вызванному премьерой, очевидно, что творцы Roger Dubuis точно почувствовали новый виток интереса публики к теме «артурианы». Об истоках этой темы и ее эволюции стоит рассказать особо.
Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола оказала огромное влияние на современную культуру. Без нее не было бы жанра фэнтези, Дж. Р. Р. Толкиен не написал бы своего «Властелина колец». И дело не только в том, что истории «артурианы» полны фантастических приключений, а в том, что это, без преувеличений, единственная успешная попытка создать образ понятного нам идеального мира (идеальных взаимоотношений, идеальной демократии, если угодно), более жизнеспособная, чем все знаменитые «утопии» вместе взятые. Не случайно колумнист журнала Life Теодор Уайт назвал годы правления Джона Кеннеди «Американским Камелотом», знаменуя начало новой прекрасной эры в истории человечества, которая, к сожалению, так и не наступила.
Премьера SIHH-2013 Excalibur Table Ronde в корпусе 45 мм из розового золота, оснащена автоматическим калибром RD822, лимит выпуска 88 экземпляров
Два короля, одна книга
Любой современный школьник от Ванкувера до Токио что-то да слышал о короле Артуре. Уж точно может вспомнить про мальчика, вытащившего меч из камня, спасибо компании Disney. Вспомнит и о наставнике короля великом маге Мерлине. Многие знают, что меч короля носил имя Эскалибур (и часто путают его с тем же «мечом из камня», хотя это два разных меча), а замок назывался Камелот, и в нем стоял Круглый стол. Еще у Артура была жена-изменщица и племянник-предатель. Некоторые всерьез полагают, что король Артур жил в VI веке нашей эры и способствовал освобождению Британии от захватчиков: саксов и римлян.
В реальной истории Британии никакого короля Артура не было. Ученые выдвигали различные теории, кто мог послужить прототипом этого персонажа: от валлийского вождя по имени Арт (от кельтского слова «медведь») до римского легионера Арториуса, сражавшегося с местными племенами. В любом случае ни один из них и близко не соответствовал тому образу, который воплотил король Артур, так что, упомянув о них, можно тут же и забыть.
У этого мифологического персонажа, тем не менее, есть точные даты жизни, биография, ареал действия и даже материальные следы существования. Все благодаря одному человеку, которого можно назвать полноправным «родителем» короля Артура — Гальфриду Монмутскому, автору «бестселлера» XII века «Истории бриттов» (Historia britonum, 1138 г.). Конечно, Гальфрид не сам придумал Артура. Он опирался на ранние хроники (например, книгу монаха Нения, IX век), а также кельтские и норманнские легенды, где упоминается храбрый вождь. Во многом образ Артура заимствовал черты у Куллоха, героя древнего валлийского эпоса.
Успех сочинения Гальфрида в том, что его «история» не является наивной и полуфантастической хроникой в духе Средневековья, как ее пытаются представить исследователи, а полноценным художественным произведением с сюжетом и драматизмом характеров.
Средние века принято называть мрачными и темными и считать, что до Возрождения XV века ученые и монахи ничем, кроме переписывания Библии, не занимались. Но, по мнению многих ученых (М.Л. Гаспаров, М.Е. Грабарь-Пассек) именно XII век можно назвать подлинным «средневековым возрождением». В то время образованные люди, как и Гальфрид Монмутский, владели и местными языками, и латынью, и греческим, то есть могли обращаться к различным источникам, монахи не жалели дорогой пергамент и чернил на переписывание классических античных трудов, а не только христианских текстов. В отличие от мастеров Возрождения, которые апеллировали к позднеримской интерпретации античной культуры, авторы XII века были хорошо знакомы с греческими подлинниками.
Знаменитый круглый стол Генриха VIII в Винчестерском замке
Связь христианского мира с античным была еще очень сильна. Новые европейские королевские династии продолжали испытывать необходимость придать себе легитимность отождествлением с античными героями «божественного» происхождения. В этом заключалась и одна из задач хроники Гальфрида, рассказывающая о происхождении бриттов от спасшихся троянцев, которых на остров привел некий внук Энея по имени Брут (Брит). Мотив родственной связи британцев с римлянами и противопоставления их «варварам» — саксам, англам и пиктам, прослеживается на протяжении всей книги — и завершается триумфом Артура, вначале разгромившего саксов, а потом затеявшего победоносную войну с метрополией — то есть с Римом, и фактически утвердившем господство Британии (как законной преемницы Рима) во всей Европе.
Но, как и «Энеида» Вергилия запомнилась прежде всего трагической любовной историей Энея и Дидоны, так и в «Истории» Гальфрида самым интересным оказались вовсе не военные победы Артура, а эпизод предательства его племянника Мордреда, соблазнившего жену дяди королеву Гвиневеру и захватившего трон.
Тут надо из VI века, к которому относится «артуриана», перенестись снова в XII век. О Гальфриде Монмутском почти ничего не известно, кроме того что книга принесла ему огромный успех и он закончил дни всеми уважаемым епископом Северного Уэллса. Но многое известно о времени создания книги. После смерти короля Генриха I и его единственного сына в Англии разгорелась борьба за трон между дочерью короля Матильдой и его племянником Стефаном Блуа. Последний даже ненадолго оккупировал трон, правда, затем уступил его сыну Матильды и герцога Анжуйского — Генриху II Плантагенету, основателю новой династии, будущему отцу короля Ричарда Львиное Сердце.
Война за трон, племянник-узурпатор, бежавшая во Францию дочь короля, возвращение с континента законного наследника — можно смело утверждать, что реалии жизни в первую очередь вдохновили сюжеты Гальфрида. Между прочим, война Стефана и Матильды в драматичном художественном переложении послужила основой и современного бестселлера «Столпы земли» Кена Фоллета (1989). Что уж говорить, интересное было время. Последний уделяет уже не столь много внимания королю, сколько похождению его рыцарей. Артур и его окружение становятся фоном других рыцарских куртуазных эпосов Европы, например, «Тристана и Изольды».
Последующие произведения, посвященные «артуриане», в том числе и «Смерть Артура» Томаса Меллори (1485), ставшее главным источником для всех будущих произведений о короле, вплетают все больше деталей в образ идеального мира с тщательным описанием доспехов рыцарей, нарядов дам, деталей этикета. Меч в камне, затем меч Эскалибур, подаренный девой Озера, многочисленные любовные похождения героев и их запутанные родственные связи становятся своеобразной первой «мыльной оперой» Средневековья. Образ Артура становится все более подробным и одновременно абстрактным. Военные кампании заменяются поединками чести или фантастическими сражениями с великанами, небывалыми приключениями, объединенные великой и недостижимой целью — поиском чаши святого Грааля, который примиряет кельтские мифы с христианством.
Рыцари Круглого стола, средневековая гравюра
Незаметно теряется смысл самой истории. Кажется, что Артур — уже и не король Британии, а какого-то сказочного королевКстати, в книге Гальфрида встречается и еще один драматичный эпизод, хронологически предшествующий «артуриане». Не имеющий сыновей король Лир (Llyr) на старости лет решает разделить земли между тремя дочерьми. Ничего хорошего, как выяснилось, эта затея не принесла. Исследователи единодушно сходятся во мнении, что история Лира и его неблагодарных дочек, рассказанная Гальфридом, плод исключительно его собственной фантазии. Ярко прописанные герои и увлекательные сюжеты «Истории бриттов» обеспечили книге огромную популярность среди умеющих читать современников, и в первую очередь у главного читателя — короля Генриха II.
Молодому Плантагенету и его супруге Элионоре Аквитанской (большой поклоннице куртуазной поэзии) особенно понравилось противопоставление благородных рыцарей-бриттов вероломным варварамсаксам, «золотой век» благородного рыцарства, процветавший при дворе Артура в Городе Легионов и, наконец, финал истории — после падения королевства Артура остров все-таки был оккупирован саксами, а последние благородные бритты нашли приют на материке в «малой Британии», Бретани. Таким образом, устанавливалась связь между современной английской королевской династией и Францией.
Королевская чета сделала все, чтобы легенда об Артуре стала популярной по обе стороны Ла-Манша. В рассказе Гиральда Камбрейского De principis instructione (1192) содержится свидетельство, что Генрих II лично указал место погребения Артура в Гластонберийском аббатстве, которое и является на самом деле легендарным островом Авалоном.
Подлинность этой истории, безусловно, вызывает сомнения, но характерным является привлечение в «артуриану» настоящего короля, сделанное явно с его ведома. Став «историческим персонажем», Артур становится и полноправным героем художественной литературы. В конце XII века появляются два стихотворных цикла, посвященных Артуру: Роберта Васа и Кретьена де Труа, оба написанных по-французски.
Последний уделяет уже не столь много внимания королю, сколько похождению его рыцарей. Артур и его окружение становятся фоном других рыцарских куртуазных эпосов Европы, например, «Тристана и Изольды».
Последующие произведения, посвященные «артуриане», в том числе и «Смерть Артура» Томаса Меллори (1485), ставшее главным источником для всех будущих произведений о короле, вплетают все больше деталей в образ идеального мира с тщательным описанием доспехов рыцарей, нарядов дам, деталей этикета. Меч в камне, затем меч Эскалибур, подаренный девой Озера, многочисленные любовные похождения героев и их запутанные родственные связи становятся своеобразной первой «мыльной оперой» Средневековья. Образ Артура становится все более подробным и одновременно абстрактным. Военные кампании заменяются поединками чести или фантастическими сражениями с великанами, небывалыми приключениями, объединенные великой и недостижимой целью — поиском чаши святого Грааля, который примиряет кельтские мифы с христианством.
Незаметно теряется смысл самой истории. Кажется, что Артур — уже и не король Британии, а какого-то сказочного королевства, населенного великанами и магами, королевства без точного географического положения, почти Средиземья. И целые дни он проводит, без особой цели кочуя из замка в замок, коротая время между пирами, поединками и любовными коллизиями своего окружения.
Изготовленные увлеченными своим делом талантливыми мастерами двенадцать фигурок рыцарей Круглого стола с уникальными отлитыми вручную золотыми мечами образуют безупречный круг, выполняя функцию часовых меток.
По часовой стрелке
Центром идеального королевства стал идеальный круглый стол. В первоисточнике Гальфрида Монмутского этому предмету обстановки места не нашлось. Артур слишком много воевал, можно сказать, единственный спокойный момент его правления пришелся на коронацию в Городе Легионов (ныне Карлион, небольшой город к северувостоку от Кардифа), который и считался столицей королевства бриттов.
Правда, на коронацию прибыли представители «12 округов» подданных земель, но Гальфрид просто сообщает, что «когда для всех нашлись кресла, король начал свою речь». И замок Камелот, и Круглый стол — достояния куртуазной поэзии. Первый придумал Кретьен де Труа, поместив его, правда, в другой Город Легионов (после походов Юлия Цезаря их в Англии появилось довольно много) — Каир Легион, ныне Честер. Круглый стол заседаний появился в поэме Роберта Васа «Брут» (1150).
Его возникновение обусловлено опять же реалиями XII, а не VI века — когда на смену простой проблеме «достать стулья» пришла сложность ранжирования по знатности. Согласно Васу, король Артур ввел именно круглый стол для того, чтобы участники пиршеств не спорили друг с другом о лучшем месте и чувствовали себя равноправными.
Число рыцарей, сидевших за столом, никогда не было определенным. В некоторых куртуазных поэмах их было больше 1000, но неизменными всегда оставались племянники короля Гавейн (Вальваний) и Мордред, романтичный Ланселот, сенешаль Артрура Кэй и искатели Грааля Персиваль и Галаад. В 2010 году археологи предположили, что в руинах римского амфитеатра в Честере находится прототип Круглого стола, устроенный еще отцом Артура Утером Пендрагоном, но Британская комиссия по наследию не нашла этому подтверждения.
Поэтому человечеству приходится довольствоваться копией знаменитого стола — такой старинной и такой красивой, что она вполне может сойти за оригинал.
Харизматичный актер Джерард Батлер стал посланником Roger Dubuis в 2011 году, примерив Excalibur Double Tourbillon
Речь идет о круглом столе в Винчестерском замке, сделанном около 1290 г. в честь турнира по случаю свадьбы дочери короля Эдварда I. Он был изготовлен из цельного дуба, диаметр столешницы составлял 5,5 м, а общий вес около 1200 килограммов. С 1348 года столешница была повешена на восточную стену зала. В XVI веке рисунок столешницы был изменен по приказу короля Генриха VIII: в центре добавилось изображение красной и белой роз (герб Тюдоров), а вверху круга — изображение самого Генриха в образе короля Артура. Его окружали 24 рыцаря (по часовой стрелке): сэр Ланселот Озерный, сэр Гавейн, сэр Персиваль, сэр Лионель, сэр Тристан Лионский, сэр Гарет, сэр Бедивер, сэр Блеоберис, некто по прозвищу «Облегающий плащ», сэр Люкан, сэр Паломед, сэр Ламорак, сэр Борс де Ганис, сэр Сафер, сэр Пелеас, сэр Кей, сэр Эктор де Марис, сэр Дагонет, сэр Дегор, сэр Брюнор Черный, сэр Гинглэн по прозвищу «Прекрасный незнакомец», сэр Алинор и сэр Мордред.
Согласно Томасу Меллори, прозвище «облегающий плащ» носил Брюнор Черный (из-за длинного черного плаща), и изначально рыцарей на рисунке стола было 24, включая Артура. Так что некоторая путаница в именах возникла после тюдоровской реставрации. В 1873 году столешницу снова сняли со стены, чтобы перевесить ее на противоположную западную стену зала, где она и находится до сих пор.
Изображение креста на гробнице Артура, иллюстрация из книги Brittania Уильяма Кэмдена, 1807 г.
Дюжина мечей
Женевский дом Roger Dubuis попал под обаяние «артурианы» после десяти лет существования: в 2005-м были представлены первые 28 моделей новой линии Excalibur. В 2008-м в год вхождения марки в Richemont появилась коллекция King’s Square — тот же дизайн с вытянутыми римскими цифрами разметки, но уже в квадратном корпусе.
Насколько все-таки удивительно иррационально часовое искусство! Казалось бы, где все эти бритты, рыцари, остров Авалон и Камелот, насколько далеки они от пасторального женевского пригорода Мейрена, где находится мануфактура Roger Dubuis, тем не менее артуровская тема была безоговорочно принята поклонниками марки.
Неудивительно, что развить линию Excalibur в 2013 году было решено не умножением усложнений, а увеличив ее художественную ценность. Итак, за основу Excalibur Table Ronde — так премьера называется в оригинале, но фанаты «артурианы» тут же переименовали ее на английский манер — был взят стол Винчестерского замка. Изображение короля Генриха VIII убрали, оставив циферблат в виде бело-зеленой «рулеточной» разметки. Стоит ли говорить, что дизайнеры Roger Dubuis (да и не только) и раньше вдохновлялись этим рисунком.
Мануфактура Roger Dubuis
Впрочем, 24 поля циферблата с подписанными именами рыцарей не играют роли, потому что часовых маркеров всего 12. Они представляют собой филигранно выполненные трехмерные золотые фигурки воинов, каждый из которых указывает миниатюрным мечом в центр «стола». Кончик меча и является точным индикатором часа. Все фигурки разные, по-разному одеты, более того, у каждого из них разное выражение лица, что скорее ближе по художественному исполнению не средневековым гравюрам, а «Тайной вечери» Да Винчи.
Первые клиенты, увидев Excalibur Knights of the Round Table, резонно поинтересовались: можно ли заказать художникам Roger Dubuis индивидуальный циферблат с конкретным портретным сходством скульптурок. Пока что модель выпущена тиражом 88 экземпляров в классическом золотом корпусе Excalibur диаметром 45 мм. Сквозь прозрачную заднюю крышку можно видеть автоматический механизм RD822 с запасом хода 48 часов и индикацией часов и минут золотыми стрелками. Не стрелками типа «меч», как можно было бы подумать, а стрелками «дофин».
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2013