Обзоры & сравнения

SIHH-2013. Улитка в саду

23-й Женевский часовой салон открылся по результатам рекордно успешного года швейцарской индустрии. Впервые в истории выручка от часового экспорта превысила планку в 20 миллиардов франков, на 10,9% улучшив показатели года предыдущего. Позитивные результаты сказались и на общей атмосфере выставки, и на представленных премьерах 2013 года.

23-й Женевский часовой салон открылся по результатам рекордно успешного года швейцарской индустрии. Впервые в истории выручка от часового экспорта превысила планку в 20 миллиардов франков, на 10,9% улучшив показатели года предыдущего. Позитивные результаты сказались и на общей атмосфере выставки, и на представленных премьерах 2013 года.

В дни SIHH с 21 по 23 января в памяти постоянно всплывали строки знаменитого стихотворения Роберта Браунинга «Пипа Пассес» (с поправкой на сезон). «Время года — весна.// Время дня — рассвет.// Семь часов утра.// Склоны гор — в жемчужной росе.// В воздухе — жаворонок.// На терновнике — улитка.// А Бог у себя в небесах — все прекрасно на свете!»

Parmigiani представил коллекцию Pershing CBF в цветах футбольной сборной Бразилии


Действительно, все прекрасно, все на месте. За исключением переехавших в Базель Girard-Perregaux и JeanRichard, марки SIHH предстали во всем своем блеске. Параллельно на этот раз в самом центре города проходил уже третий независимый салон GTE, о котором будет рассказано особо. В отелях Женевы, по традиции, устроили премьеры Бюссер с друзьями, Кристоф Кларе, Urwerk, DeBethune, Zenith, Hublot, Bovet и другие заметные фигуранты часовой роскоши. Франсуа-Поль Журн показал новые изобретения на собственной мануфактуре, выставка WPHH Франка Мюллера состоялась в Watchland на вилле Жанто, а TAG Heuer уже в третий раз организовала собственный тематический павильон в Hall Secheron недалеко от SIHH. Даже Swatch Group ухватила свой кусочек внимания, проведя в Cite du Temps выставки сразу двух своих ведущих брендов Breguet и Blancpain. В общем, у журналистов и поклонников часовой механики было много новых впечатлений, тем более что сами часовые премьеры этого года стоили долгой дороги.

Richard Mille RM 59-01, турбийон Yohan Blake


«Посмотрите, что происходит сегодня во многих важнейших сферах потребления: в автомобильной индустрии, банковском секторе, в моде — они снижают обороты. В то время как часовая промышленность находится на пике успеха. Все ведущие часовые компании закончили год с профицитом. И мы должны пользоваться этим», — говорит Жан-Марк Понтруэ, новый глава мануфактуры Roger Dubuis, ранее возглавлявший часовое подразделение Montblanc.

A. Lange&Sohne Grand Complication, сплит-хронограф, вечный календарь, минутный репетир и Grand Sonnerie


На новой должности господин Понтруэ ярко продемонстрировал, что значит «пользоваться моментом», представив сразу две сенсационные премьеры Женевского часового салона: Excalibur Knights of the Round Table и Excalibur Quatuor. Первую модель, выполненную по мотивам знаменитого украшения Винчестерского замка, изображающего знаменитый Круглый стол короля Артура, украшают двенадцать филигранных золотых микроскульптур рыцарей. Вторая — настоящий рекорд современной часовой механики. В ней работают сразу 4 баланса, установленных под углом 90о и соединенных 6 дифференциалами. Таким образом достигается постоянная точность хода и полностью нивелируется воздействие гравитации на механизм без использования турбийона, поскольку суммарная частота работы баланса возрастает до нечеловеческих 102 000 пк/час. А чтобы эффектно подчеркнуть исключительность модели, 3 экземпляра серии представлены в корпусе из кремния — легчайшего и прочнейшего материала, но весьма трудного в обработке. К этой модели, стоимостью в полтора миллиона франков, прилагается и соответствующий сервис: путешествие первым классом в Швейцарию, включающее индивидуальную экскурсию на мануфактуру Roger Dubuis.

Van Cleef & Arpels представила драгоценные шармы в линии Charms Extraordinaires

Плоскость и скульптура
Повышение точности хода без турбийона можно назвать одним из главных трендов года. Дуэт Greubel Forsey также представил свою версию связанных балансов Invention Piece 6th Double Balancier, в котором два колеса, наклоненные на 35о, также соединены дифференциалом. Впрочем, посетители стенда Greubel Forsey в первую очередь устремлялись к другой премьере: Art Piece 1, созданной в сотрудничестве с художником Уилардом Уиганом. Он знаменит своими микроскопическими скульптурами, буквально помещающимися в игольное ушко. Одна из таких скульптур в виде корабля прячется в часах с двойным турбийоном, а разглядеть ее можно через специальный микроскоп, вмонтированный часовщиками прямо в боковую поверхность корпуса у отметки «9 часов».

Baume & Mercier в новой мужской линии Clifton представил модель с полным календарем и фазой Луны

Причем микроскоп устроен таким образом, чтобы сквозь циферблат передавать на объект естественное освещение. Нетрудно заметить, что оптические эффекты и трехмерные конструкции занимают сегодня создателей часов больше, чем традиционные техники украшения. Так, дом Cartier в коллекции Metier d’Art Couleur Savage наряду с «обычными» циферблатами с эмальерными миниатюрами, маркетри и драгоценными инкрустациями представил модель с изображением своей излюбленной пантеры, набранным с помощью золотых горошин в редчайшей полузабытой этрусской технике. А также часы, в которых поселилось целое семейство пантер в виде объемных скульптур из белого золота, окружающих асимметричный миниатюрный циферблат.

Мануфактура Bovet создала первую женскую модель Alexandra с фазой Луны


Кто-то может удивиться, что сложные инженерные устройства многобалансников перечисляются наряду с микроскульптурами и прочими чисто декоративными решениями. Хотя даже профессионалы рынка сейчас перестали лукавить и признаются, что 3D в механике и декоре решает в целом одну и ту же развлекательную задачу. Что демонстрирует, например, яркий тренд, сочетающий модную функцию мирового времени с таким же модным оформлением циферблата в виде фактурной карты мира (Montblanc TimeWalker World-Time Hemispheres, Cartier Tortue Multi Time Zone) или, еще лучше, глобуса (Jaeger-LeCoultre Duometre Unique Travel Time, Greubel Forsey Invention 5th GMT).

Rotonde de Cartier 42 mm украшена изображением пантеры в древней этрусской технике грануляции


Richard Mille принципиально не разделяет техническую и художественную составляющие своих моделей, превращая их в единый авангардный концепт. Впрочем, в основе новинок Милля с каждым годом все более проявляется простая и очевидная идея: надо взять кварцевый пластиковый гаджет с разными функциями вроде Casio G-Shock, а потом выпустить его механическую версию, причем с каким-то особенными материалами, чтобы цена перевалила за миллион долларов. Но чем больше часы будут с виду походить на настоящий G-Shock — тем лучше. Янек Делешкевич, глава дизайнерского отдела Jaeger-LeCoultre, считает, что четко выделились два тренда строения механических часов: объемные, многоуровневые структуры и ультратонкие, подчеркнуто скромные модели. Причем они не вступают друг с другом в конфронтацию, а чаще всего счастливо делят между собой одного владельца.

Piaget Emperador Coussin, сверхтонкий минутный репетир


В доказательство чего мануфактура Jaeger-LeCoultre, празднующая в этом году 180-летний юбилей, отметила это событие на радость поклонникам новинками в обоих трендах. Первой среди премьер стала Master Grand Complication Gyrotourbillon 3, оснащенная новым калибром 176 с цилиндрической спиралью и двухосным турбийоном. Одна каретка совершает вращение за 1 минуту, вторая, в другой плоскости, за 24 секунды. Также часы дополнены однокнопочным хронографом. Кроме того, в юбилейной коллекции вышли Master Grand Complication a Quantieme Perpetuel с парящим турбийоном со сферической спиралью, а также уже упомянутый Duometre с объемным глобусом. А наряду с ними ультратонкие Master Calendar и Master Ultra-Thin, делающие честь любому фраку.

Новая коллекция украшений из белого золота Piaget Couture Precieuse

Свет и музыка
Фирменную ультратонкую тему продолжила и мануфактура из Кот-о-Фе Piaget, представившая на этот раз минутный репетир, побивший сразу несколько рекордов: самый тонкий механизм 1290P высотой 4,9 мм, самый тонкий корпус 9,4 мм, кроме того, гонги репетира видны с обеих сторон корпуса.
Надо сказать, музыкальная тема в сочетании с различными усложнениями по-прежнему кажется неисчерпаемой. Свою версию репетира с улучшенной резонансной камерой создал Roger Dubuis в коллекции Hommage: модель Minute Repeater Flying Tourbillon посвящена первым часам, созданным самим основателем марки Роже Дюбуи. Интеграцию минутного репетира, сплитхронографа и вечного календаря в автоматическом механизме 2885 Grand Complication представила Audemars Piguet.

Van Cleef & Arpels украсила циферблаты Lady Arpels драгоценными бабочками


А саксонская A. Lange&Sohne сумела превзойти собственное прошлогоднее достижение Lange 1 Tourbillon Perpetual Calendar, создав поистине «самые сложные часы в Германии»: Grand Complication, в которых разместился минутный репетир, вечный календарь, сплит-хронограф и король усложнений, — Grand Sonnerie. Технический директор A. Lange&Sohne Антони де Хаас обещал, что не будет пытаться запихнуть в этот часовой оркестр еще и турбийон: конструкция, на его взгляд, совершенна, и теперь мануфактура будет искать новые пути развития.

В Cite du Temps прошла выставка Blancpain, по традиции марка представила лимитированный выпуск Saint Valentin 2013


Кстати, единственный современный материал, который в A. Lange&Sohne ценят так же, как и золото — это сапфировое стекло, что вполне согласуется с трехмерным трендом, позволяющим играть различными оптическими эффектами. Мануфактура представила версию Grand Lange 1 Lumen, в которой знаменитый асимметричный механизм с большой датой скелетонизирован, мосты частично заменены на сапфировые, а отдельные узлы покрыты люминофором. В результате традиционная модель в темноте превращается в фантастический светящийся объект. В этом Lange близка своему идеологическому антиподу Ришару Миллю, сделавшему RM 56-01 Tourbillon Sapphire Crystal с мостами и платиной из сапфирового стекла.
Наконец, коллекция Les Heures Mysterieuses de Cartier продолжает традицию знаменитых «мистических» настольных часов Луи Картье: двойной турбийон будто бы парит в невесомости благодаря четырем прозрачным сапфировым дискам, приводимым в движение механизмом, спрятанным по окружности корпуса. Также представлена и более классическая версия с «мистическими стрелками».

Parmigiani Toric Quaestor Labyrinthe с циферблатом из зеленого нефрита

Дамы выбирают
За премьерами сложнейшей механики нельзя не заметить, что этот год для многих компаний стал настоящим «годом женщины» — долгожданные версии дамских моделей представили практически все участники салона. Что логично, ведь скорее всего проекты были запущены в разработку одновременно, и пока клиенты наслаждаются удачными мужскими новинками прошлого года, дамы также не остаются без внимания. Jaeger-LeCoultre еще в прошлом году показала первые модели новой серии Rendez-Vouz, в которых представлены часы на любой вкус: от повседневных Day-Date до турбийонов, сидерических календарей, ручной эмали, бриллиантовой инкрустации и даже декора лебедиными перьями.

Challenge Jet Liner Skull развивает популярную тему черепов в исполнении Cvstos


Audemars Piguet создала линейку ювелирных Royal Oak и Tradition, а также «яхтенную» Ladycat в новом цвете, а Vacheron Constantin сделала версии Ladies в культовых коллекциях Malte и Patrimony. Обновленную Linea представила Baume & Mercier. Кстати, и Audemars Piguet и Baume & Mercier не обошли вниманием в своих новинках и практичные кварцевые механизмы. Вне салона стоит отметить первую дамскую линию в коллекции Bovet, получившую имя Alexandra в честь дочери владельца компании Паскаля Раффи. Ее отличает изысканный мануфактурный механизм и необычный овальный корпус.
Естественно, дамские новинки представили и те, кому положено по статусу — Van Cleef & Arpels и Piaget. Последняя порадовала не столько традиционной серией эксклюзивных часов-украшений, но и вполне повседневной коллекцией Limelight Gala с оригинальным абрисом ранта и ушек крепления. Похоже, Piaget — одна из редких часовых марок, которая не боится в последнее время создавать новые формы корпуса.

Pocket Watch Tourbillon GMT Ceramica, первые карманные часы Panerai

Великая хартия Haute Horlogerie
Приверженность классике, господствующая в часовой моде в последние годы, наводит на размышления. По мнению дизайнера Эрика Жиру, работающего как с крупными традиционными домами, так и с независимыми экспериментальными марками, нельзя игнорировать запрос крупнейшего рынка — азиатского, где клиенты в основном очень традиционны и предпочитают респектабельный винтажный стиль.
Глава Jaeger-LeCoultre Жером Ламбер считает, что часы в стиле 60-х сейчас столь популярны и у западной клиентуры, потому что напоминают сегодняшнему поколению 30–40-летних о времени молодости своих родителей — единственному яркому и реальному в их глазах представлению о прошлом. В таком «уютном» прошлом предлагают поселиться многие участники SIHH, например, IWC наряду с обновленной молодежной линией Ingenieur (ее главному идеологу Мартину Рорбаху самому только исполнилось 30 лет) представила винтажную серию Silberbpfeil, а Baume & Mercier разработала целую коллекцию ретрочасов Clifton. На фоне популярности классики (более того, старомодной классики) можно выделить еще один тренд в премьерах салона, которому так сразу и не подберешь общее название. Суть его в том, что бренд просто представляет что-то, чего он раньше не делал. Например, Greubel Forsey сделал первые часы в титановом корпусе. IWC в корпусе из карбона. Parmigiani применил технику маркетри, хорошо знакомую Cartier и Jaeger-LeCoultre. Panerai сделала первые в современной истории марки карманные часы. Как уже было сказано выше, это новое в первую очередь для брендов, но не для часовой механики в целом.

Franck Muller GPG Conquistador Cortez в честь Гран-при «Формулы-1» в Сингапуре


Классика плюс заимствования дают интересную перспективу — часы становятся все больше похожими друг на друга. И вот вопрос: а что в этом плохого? Мир выбирает классику и ретро не только из-за консервативности китайцев, а потому что люди любят стабильность и постоянство и им проще ориентироваться в нескольких проверенных стереотипах, чем барахтаться в энтропии художественной фантазии. В конце концов, наши предки в XIX веке так и представляли себе часы: круглые и на цепочке. А различались они гравировкой, набором функций, какой-нибудь формой стрелочки, также выбранной из десятка шаблонов, и другими мелкими симпатичными деталями.

Montblanc TimeWalker World-Time Hemispheres с картой Северного полушария


И современные механические часы, хоть и обрели статус «искусства», в последние годы тоже подсознательно стремились к этому идеалу. Унифицированные механизмы, все более жесткие правила производства — достаточно вспомнить новую редакцию Женевского клейма и баталии вокруг требований Swiss made — все вело к тому, чтобы вселить в клиента уверенность, что он покупает не просто качество, а стандарт. Фонд часового искусства FHH, курирующий Женевский салон, также постоянно внушает, что настоящие часы должны быть «правильными», отклонения не приветствуются. Кажется, что логичным завершением процесса в таком случае стало бы принятие некой единой хартии часового искусства, описывающей основные типы часов, механизмов и техник обработки.

IWC Ingenieur Chronograph Silberpfeil посвящен одноименному автомобилю Mercedes 30–50-х годов

Не исключено, что эту цель преследовал в 1991 году тогдашний глава Cartier Ален-Доминик Перрен, когда организовал первый SIHH, который по замыслу должен был стать не выставкой-ярмаркой вроде Базеля, а научным симпозиумом, изучающим перспективы Haute Horlogerie. А учитывая, что основные продажи марок Richemont и других люксовых часовых домов все больше приходятся на собственную международную сеть бутиков, то SIHH уверенно приближается к тому, чтобы превратиться в чистый«театрчасового искусства», разыгрывающий тщательно отрепетированное представление. И это хорошо не только для клиентов, любящих качество и стабильность. Не стоит забывать, что стабильность — наилучшая питательная среда для настоящего бунтарского, ломающего правила искусства.

GTE и все, все, все
Питер Спик-Марин, впервые участвовавший в выставке независимых часовых производителей GTE, считает, что предыдущие два года проведения мероприятия вышли «комом». И настоящую историю GTE надо писать с января 2013-го, когда выставка максимально приблизилась к желаемому виду: по времени проведения, месту расположения и составу участников.
Geneva Time Exhibition открылась на день раньше SIHH, а закрылась на день позже, поэтому все, приехавшие в воскресенье 20 января, или решившие остаться на четверг, могли выделить целый день, чтобы обойти стенды участников и познакомиться с их премьерами. Тем более что ходить в этот раз далеко было не надо: выставка расположилась в бывшей гидравлической станции, а ныне музее Batiment des Forces motrices (BFM), стоящем прямо на устье Роны у Женевского озера в пяти минутах ходьбы от Рю дю Рон и большинства люксовых отелей.
Одного дня было вполне достаточно, потому что могло показаться, что участников заметно убавилось по сравнению с прошлыми двумя годами, что соответствовало действительности. Зато их статус на этот раз оказался на одном уровне, не было «случайных» марок, просто воспользовавшихся возможностью использовать недорогую выставочную площадку в Женеве.
У входа, как обычно, встречал самый большой стенд выставки, представляющий группу Frederique Constant, Alpina и Atelier de Monaco. Кстати, в том же составе марки теперь будут выставляться и в Базеле. Напротив него— сразу два новых имени Cyril Ratel и Picard Cadet. Первый представляет современные модели в необычных фактурных корпусах, второй винтажную механику в стиле ар-деко.
Всего на выставке был 31 участник. Среди них традиционные: Badollet, Cabestan, Celsius, Clerc, Century, Jordi, Milus, Quinting, а также новые (но хорошо знакомые) имена. Впервые на GTE выставились SpeakMarine, Heritage Watch Manufactory, Laurent Ferrier, Antoine Martin, а также Hautlence и H.Moser&Cie, с конца прошлого года оба принадлежащие MELB Holding, который возглавляет бывший СЕО Audemars Piguet Жорж-Анри Мейлан. Спик-Марин привез на выставку свою долгожданную коллекцию Spirit, выпущенную в 2011 году лимитированной серией, тут же распроданной. Часы со стартовой ценой 7 тысяч франков представляют собой доступный вариант Piccadilly и посвящены всем независимым часовщикам, которые смогли пережить экономический кризис. После прошлогоднего отсутствия на выставку вернулся Иван Арпа с новыми моделями ArtyA, которые так и называются: New Horlogere. В них корпус и циферблат украшен настоящими колесами, осями и другими деталями механизма.
Среди новых имен GTE стоит также выделить RGM — марку из Пенсильвании, созданную часовщиком Роландом Г. Мерфи, представившую «первый американский турбийон». Но главным ньюсмейкером среди новичков стал бренд Julien Coudray, названный в честь мастера, который, по легенде, в 1518 году сделал часы по заказу короля Франциска I. Маркой владеет Фабьен Ламарш, основатель фабрики IMH (Innovation Manufacture Horlogerie), на которой изготавливаются сложные механизмы Hautlence, Corum, Urwerk, Cecille Purnell и других известных брендов. Главный принцип Julien Coudray в том, чтобы создавать часы как в XVI веке: только вручную, только из золота или платины. В том числе и сам механизм. По словам Ламарша, на один экземпляр у него уходит до килограмма драгоценного металла, что само по себе превращает часы Julien Coudray в хорошее вложение средств.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2013

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?