Обзоры & сравнения

SIHH 2012: Крутой маршрут

Ценители высокого часового искусства в последние годы полюбили простую в общем-то идею: не так важна материальная составляющая часов, как их эмоциональная и символическая составляющая. Часы — вовсе не «продукт», не вещица на ремешке, а предмет восхищения и повод для размышлений. Поклонникам часовой механики предлагалось отказаться от хлеба и требовать только зрелищ.

Ценители высокого часового искусства в последние годы полюбили простую в общем-то идею: не так важна материальная составляющая часов, как их эмоциональная и символическая составляющая. Часы — вовсе не «продукт», не вещица на ремешке, а предмет восхищения и повод для размышлений. Поклонникам часовой механики предлагалось отказаться от хлеба и требовать только зрелищ. Но прошедший в январе Женевский часовой салон показал, что часовое искусство вряд ли займет место балета или кинематографа. Потому что зрелищ хватает на всех. В отличие от клиентов.

На стенде IWC был установлен настоящий имитатор полета 

Из года в год в Женеве становится все утомительней. Причем сам женевский салон не слишком изменился, зато оброс большим количеством параллельных мероприятий. Это закономерно. SIHH — событие мирового масштаба, многие желают к нему примкнуть и отхватить кусочек внимания. Считается, что Женева — город маленький и тут все близко. Пару лет назад это действительно было так. Частные презентации проходили в тех же отелях, где останавливались большинство гостей, единственная далекая поездка — до WPHH Франка Мюллера на вилле Жанто занимала 20 минут на такси от Palexpo, где проходит SIHH.

Карманные часы Gangi для шахматистов, представленные на GTE  

Теперь все изменилось. Возникла выставка GTE (Geneva Time Exhibition), а также большая презентация TAG Heuer в Сешероне. Не стоит забывать и о показе новинок Франсуа-Поля Журна в своей мануфактуре в Старом городе. Чтобы все это осмотреть хотя бы бегло, надо совершить настоящее турне. Причем в этом году забастовали таксисты, что привело в уныние и журналистов, и клиентов. Но если журналисты по долгу службы могут и прогуляться, то клиенты — люди ленивые. Именно поэтому Иван Арпа не стал в этом году устраивать презентацию новинок ArtyA в рамках GTE, а предпочел арендовать небольшой офис рядом с «Кемпински».

На создание часов Myth от Parmigiani потребовалось более 6000 часов    

Там у него было больше шансов заманить в свои сети потенциальных партнеров и покупателей. Да, в первые два года своего существования выставка независимых часовых марок GTE получила множество восторженных откликов. Ее хвалили за удачный демократичный формат (маленький картонный стенд, одинаковый для всех) и дешевизну участия, позволившую привлечь много перспективных начинающих производителей.

Хронограф Pilot's Top Gun Miramar от IWC

Но на третий год выставка перестала оправдывать возложенные надежды, замедлив темп развития. Хотя смена площадки позволила сделать шикарные и представительные стенды — выставка стала более «взрослой». И на ней по-прежнему можно встретить новые оригинальные проекты: например, Cabestan Trapezium, сделанный Эриком Кудрэ, бывшим главным конструктором Jaeger-LeCoultre. Или сферическую луну Klepsys от марки Cyrus, придуманную Жаном-Франсуа Можоном (к Базельской выставке Можон разработал новый марсианский модуль —Klepsys Mars). Наконец, заслуживает внимания новая маркадизайнера Паскуале Ганджи (владельца George V) — забавные карманные часы Gangi, предназначенные для игроков в шахматы, «лицом» которых стала российская чемпионка Александра Костенюк. Но этого мало. Чтобы выставка развивалась, на нее должны приходить толпы алчущих клиентов — сравнимые с толпами гостей Palexpo. А их не было. Согласно исследованию WorldWatch Report в прошлом году 25% рынка Haute Horlogerie пришлось на Китай, 21% — на Соединенные Штаты. Азиатские и американские представители приезжают в Женеву через полмира всего на несколько дней. И чем активнее различные производители престижных приборов измерения времени добиваются их внимания, тем больше они начинают ценить свое собственное время. Это сигнал и для Baselworld. В последние годы выставка в Базеле тоже как-то «размылась», обросла множеством параллельных показов и отдельных презентаций в ресторанах и бутиках. Хотя, возможно, в поисках реальных заказчиков бедным независимым часовщикам стоило бы заняться «мобильной презентацией» в поезде Цюрих—Базель.

 IX Mayan Underworld от DeBethune   

Carpe diem
2011 год был удачен, продажи подскочили, часовые дилеры отъелись, и главным женевским событием все-таки стал роскошный и традиционный SIHH, а не его сателлиты. Залы Palexpo вновь были полны людей, во время ланча невозможно было найти свободное место за столиком. И посетители не прогадали. Именно в этом году большинство ведущих брендов, как будто сговорившись, решили не просто представить новинки, а подвести итог своим достижениям за последние годы. Мало «обычных» тенденций, одни рекорды: уникальная ручная работа и удивительные конструкции, открывающие новые горизонты часовой механики.

Турбийон для игры в поло RM 053 Pablo MacDonough от Richard Mille

Впрочем, такой всплеск мастерства вполне закономерен. Нет, это не имеет отношения к грядущему концу света, который, согласно календарю майя, наступит в декабре 2012 года. Просто работа больших мануфактур распланирована на много лет вперед, в производстве одновременно находится более десятка коллекций, и чтобы довести до ума самые сложные механизмы, требуется от трех до пяти лет. И именно сейчас завершены разработки, стартовавшие еще до кризиса. Вот почему именно на салоне 2012 года мы смогли наблюдать сразу несколько ярких рекордов.

Турбийон для игры в поло RM 053 Pablo MacDonough от Richard Mille

Напомним: в прошлом году настоящих сенсаций практически не было — кроме, пожалуй, Rotonde de Cartier Astroregulateur. Кстати, если возвращаться к концу света — сразу несколько независимых брендов обыграли и эту тему. Но их часы были выставлены вне салона SIHH: маленькие часовые компании более мобильны и быстрее реагируют на актуальные информационные поводы. Например, DeBethune продемонстрировала роскошную лимитированную модель IX Mayan Underworld на базе трехстрелочника DB2005. Золотой циферблат покрыт гравировкой в виде календаря майя, узор вручную выполнен парижским мастером Мишелем Ротеном. А на GTE была выставлена новая марка 219. Вместо традиционных римских или арабских символов на циферблате расположены странные закорючки: цифры майя. Эту модель символично выпустили в количестве 2012 штук.

Турбийон для игры в поло RM 053 Pablo MacDonough от Richard Mille

Creme de la creme
Конечно, среди сенсационных премьер, в первую очередь надо упомянуть Duometre a Spherotourbillon от Jaeger-LeCoultre. Двойной механизм Duometre и трехмерный турбийон наследник Gyrotourbillon — определенно, новая модель Jaeger-LeCoutre объединила высочайшие достижения сразу двух коллекций. Новый калибр 382, помещенный в корпус 42 мм, сочетает flyback-хронограф с двухосным турбийоном. Он вращается сразу в двух плоскостях и оснащен огромной золотой кареткой диаметром 14 мм. Мануфактура Vacheron Constantin также представила свою версию «самого-самого» турбийона — Patrimony Traditional 14 Day Tourbillon.

Rotonde de Cartier Cadran Love Tourbillon 

Из названия понятно, что в часах установлен новый калибр 2260 с турбийоном и 14-дневным запасом хода — это рекордная цифра. Корпус Vintage 1945 Moon Phase от Girard-Perregaux стал более изогнутым Саксонская мануфактура A.Lange&Sohne сделала свой самый сложный калибр, соединив турбийон с вечным календарем. Модель выпущена в рамках обновленной культовой коллекции Lange 1. Записной провокатор Ришар Милль представил модель Tourbillon Choronographe de competition a rattrapante Felippe Massa — в одном механизме совмещены турбийон и сплит-хронограф, а корпус изготовлен из сверхлегкого и нецарапающегося сапфирового стекла.

El Primero Chronomaster Open Grande Date Moon & Sunphase от Zenith  

Новый рекорд (правда, без турбийона) продемонстрировала и Montblanc в долгожданной второй серии проекта Timewriter — молодой мастер Бартоломео Гомилла Синтес на базе калибра Minerva создал хронограф, замеряющий тысячные доли секунды, причем в отличие от предыдущих подобных концептов способный делать это в течение 45 минут. Также новый концепт в области «самых быстрых в мире часов» — Mikrogirder, считающий 5/10 000 долю секунды, традиционно представил и TAG Heuer во главе с космическим инженером Ги Семоном.

Корпус Vintage 1945 Moon Phase от Girard-Perregaux стал более изогнутым

Наконец, свой собственный рекорд побили мастера из часового дома Piaget. Два года назад они создали самый тонкий в мире автоматический механизм 1200Р. Ему на смену (и на радость коллекционерам) пришел калибр 1200S — самый тонкий в мире автоматический скелетон, помещенный в знаменитый корпус Altiplano высотой всего 5,34 мм. Как уже было сказано, главный тренд года — ставить рекорды.

Циферблат Santos-Dumont XL от Cartier украшен изображением лошади из драгоценной мозаики

Именно поэтому столь популярную тему в прошлом году — тему ультратонких часов — продолжила и мануфактура Audemars Piguet, представив в коллекции Royal Oak (празднующей свое 40-летие) модель Extra-Thin Tourbillon с калибром 2924 высотой всего 4,46 мм и запасом хода 70 часов. Столь же богатой оказалась выставка и на произведения ручной работы. Компания Vacheron Constantin представила удивительную по красоте серию Les Univers Infinis: три модели с мозаичными циферблатами по мотивам работ нидерландского художника Маурица Корнелиса Эшера.

В обновленной Linea от Baume&Mercier возвращается мода на металлические двухцветные браслеты

Дом Cartier продолжил линию уникальных часов с животными. Циферблаты с изображением коалы, тигра, лошади и какаду выполнены, соответственно, из кусочков тростника, эмали «гризай», флорентийской драгоценной мозаики и выемчатой эмали «шамплеве». Роскошные ювелирно-часовые коллекции, как всегда, представили Piaget и Van Cleef & Arpels.

Хронограф F.P. Journe Centigraphe, измеряющий 1/100 секунды, теперь выпущен в полностью алюминиевой версии Line Sport общим весом 55 граммов

Но самое захватывающее впечатление произвел Myth — напольные часы в форме дракона, изготовленные компанией Parmigiani в единственном экземпляре. Два десятка мастеров, ювелиров и инженеров работали более 6000 часов, чтобы создать это драгоценное устройство. Механизм состоит из 2306 деталей и помещен в корпус высотой 277 см, шириной 130,3 см. Удивительные часы закончили буквально за день до открытия салона, даже не успели сделать фотографии для прессы. Впрочем, время еще есть, потому что заказов на дракона стоимостью около 3,5 миллионов франков пока не поступило. Как сказал один азиатский коллекционер, прицениваясь к Myth: «Это не дорого. Просто очень много денег».

Концепт TAG Heuer Mikrogirder способный замерять 5/10 000 секунды

Невыносимая легкость
Как уже говорилось, крупные часовые мануфактуры сочли конец света недостаточным информационным поводом. А вот к году дракона подготовились весьма основательно. Ришар Милль выпустил турбийон RM 057 Jackie Chan Dragon (в основном рассчитанный на китайский рынок), а Franck Muller продолжил свою серию ювелирных моделей Dragon&Phoenix, сделав акцент в этом году именно на драконов. Кстати, премьеры Ришара Милля были одними из самых интересных на салоне. Всего пять новых моделей (к Базелю готовятся еще три), зато каждая — исключительная в своем направлении.

Второй релиз проект TimeWriter от Montblanc: хронограф Bi-Frequence работает с точностью до 1/1000 секунды в течение 45 минут непрерывного хронометража

Если турбийон — то для игрока в поло, защищенный амортизационным корпусом космической формы. Если скелетон — то в форме черепа. Если хронограф с усложнениями — то в легчайшем корпусе из сапфира, который поразительно напоминает пластиковый хронограф Swatch. Видимо, эстетика самой массовой швейцарской марки прочно захватила умы современных часовщиков, потому что даже Франсуа-Поль Журн выпустил регулярную серию Line Sport, в которой его узнаваемые модели — Octa и Sentigraphe — предстали в полностью алюминиевом исполнении, включая браслет и механизм.

Montblanc, кольцо, серьги и колье Collection Princesse Grace de Monaco

Эти часы весят менее 50 граммов, и когда их берешь в руки в первый раз, ощущения возникают непередаваемые. У клиентов этот новый «облегченный Журн» тоже вызвал неподдельный интерес. Впрочем, цена на него вовсе не «облегченная». Предыдущая работа Журна тоже отличалась легкостью: это был специальный благотворительный экземпляр алюминиевого Sentigraphe. Средства от продажи этой модели пошли в помощь пострадавшим от землетрясения японцам.

Montblanc, часы Collection Princesse Grace de Monaco из белого золота

Улыбка, без сомненья
Наступающий год уже зарекомендовал себя годом эстетики Swatch — потому что в часовую моду явно входят (точнее, возвращаются) главные ценности детища Николаса Хайека. А именно — цвет и форма. Художественный директор Vacheron Constantin Кристиан Селмони считает, что возобновление дизайнерской активности никак не связано с окончанием кризиса или началом нового. Так же, впрочем, как не связан с этим парад сложной механики.

Van Cleef & Arpels, коллекция Bals de Legende, часы Black & White Ball

Просто любую нетрадиционную идею надо выдержать подольше, чтобы она обрела практическое завершение. Именно этим в последние годы и занимались отделы R&D часовых фабрик. Тем временем обозреватели твердили о господстве классики и иссякшем воображении. Как выяснилось, зря.

Часы с секретом Limelight Garden Party от Piaget 

Впрочем, для большинства мануфактур источником вдохновения по-прежнему являются собственные бестселлеры прошлых лет: JaegerLeCoultre продолжает переосмыслять модели 30-х, Baume&Mercier и IWC обратили в этом году внимание на 50-е, создатели новой версии Linea от Baume&Mercier вдохновляются 80-ми, но обращаются они с этим источником достаточно вольно. Особое внимание обращают на себя корпуса. Здесь господствует идея простой сложности.

Колье и серьги Limelight Garden Party от Piaget с бриллиантами

За визуальной традиционностью скрывается сложный геометрический рисунок и выверенные пропорции. В первую очередь это относится к новой коллекции Piaget Gouverneur. В классический круглый корпус идеально вписался овал циферблата, это сделало новую модель исключительно элегантной. Выверенно ровные линии демонстрирует и новейшая версия культового «танка» Catrier —Tank Anglaise, в которой заводная головка не убрана внутрь боковины корпуса, чтобы не нарушать симметрию. Girard-Perregaux также обновили дизайн культовых коллекций, прямоугольник серии Vintage 1945 стал идеально выгнутым.

Серьги Limelight Garden Party от Piaget с бриллиантами и двумя синими сапфирами  

A.Lange&Sohne осовременила линию Lange 1, а Vacheron Constantin продемонстрировала новыеоригинальные пропорции знаменитых «бочек» Malte. То же самое можно сказать и об использовании цвета. В этом году унылый монохром основательно разукрасили синими и красными циферблатами и счетчиками. Например, IWC обновила серию Pilot’s и представила целую линию Miramar с циферблатами и ремешками цвета хаки. А JeanRichard подготовила яркую лимитированную серию Highlands Big Life с зеленым рантом. Мануфактура Roger Dubuis, которая никогда не боялась резкой смены курса, представила сразу две новые коллекции — Pulsion и Velvet, причем о цвете флагманской модели Velvet легко догадаться. И это в дополнение к прошлогодней коллекции La Monegasque, использующей образ рулетки, шампанского и сигарной комнаты.

Двухцветный ремешок в коллекции Linea от Baume&Mercier

Разноцветные ремешки для дамских версий — пока еще не тренд, но уже заметная идея. Давно мы такого не видели в Женеве. Яркие кожаные полоски продемонстрировали и JaegerLeCoultre (совместно с итальянской компанией Valextra) и Baume&Mercier. Что касается марок IWC, Roger Dubuis и Baume&Mercier, то тут, наконец, проявилась одна заметная стратегическая особенность, поскольку в целом всеми тремя компаниями руководит Жорж Керн. И хотя сам он заявляет, что никогда не применит для одной марки тактику другой, тем не менее, у этих компаний есть что-то общее: атмосфера «хорошего настроения». «Жить хорошо и жизнь хороша» — этот месседж был опробован еще на прошлогодней коллекции IWC Portofino, затем на обновленной линии Hampton от Baume&Mercier. Теперь и в коллекции Roger Dubuis появилось что-то уютное. Очевидно, чем больше компаний в итоге окажутся под управлением Жоржа Керна, тем больше в часовом искусстве будет здорового оптимизма. Впрочем, это хороший рецепт на ближайший год для всей индустрии.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2012

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?