Basel World 2011: Ловушка для глаз
Этой весной привычный ажиотаж Базельской часовой выставки то и дело наводил на мысли о второй части старого боевика «В осаде», главную роль в котором сыграл Стивен Сигал.
Этой весной привычный ажиотаж Базельской часовой выставки то и дело наводил на мысли о второй части старого боевика «В осаде», главную роль в котором сыграл Стивен Сигал. «Плохие парни собираются взорвать реактор, у нас нет связи, до столкновения с грузовым поездом осталось меньше часа. Что же делать?» — восклицал перепуганный помощник Сигала. «Ничего страшного, — невозмутимо отвечал герой. — Я вспомню все свои старые трюки и спасу мир». Очевидно, участники выставки придерживаются того же мнения: когда нет уверенности в будущем, побеждает тот, кто знает больше старых трюков...
Graff MasterGraff Skeleton Limited Edition
Два мира, две выставки
Главное впечатление от выставки этого года состоит в том, что у разных людей она оставила совершенно разные впечатления. Порой казалось, что в одних и тех же павильонах одновременно проходит несколько выставок BaselWorld, между собой никак не пересекающихся. Специалисты давали происходящему диаметрально противоположные оценки, выделяли тенденции, не имеющие между собой ничего общего. Никто из них не кривил душой — каждый описывал то, что он видел.
Pequignet Rue Royale с мануфактурным калибром и календарем мгновенной коррекции
Одни отмечали небывалый рост спроса и общее оживление индустрии. Председатель выставочного комитета Франсуа Тьебо с восторгом отчитывался: «По числу экспонентов и посетителей выставка-2011 превзошла показатели успешного 2008 года». Дилеры рассказывали о том, что они очень довольны новыми коллекциями производителей; те, в свою очередь, потирали руки, поскольку смогли не только распродать новинки, но и получить дозаказы на прошлогодние коллекции.
Jacob&Co, брошь Safari Collection
Ритейлеры из разных стран мира утверждали, что покупатели буквально сметают часы с витрин и прилавков. Например, представители американских компаний E. Gluck, Sequel и Timex Group отмечали исключительный рост продаж в США, пришедший на смену многолетнему спаду: «люди устали от кризиса, им надоело копить деньги». Бренды подтверждали это соображение новинками, в которых ничто не напоминало о «скучном» 2010-м: вернулся к трехмерным конструкциям Concord, привлекший к созданию механизма для C1 BlackSpider ателье Concepto (пожалуй, главного поставщика концепткалибров в этом году); Жан-Клод Бивер полностью оправдал покупку BNB, впервые показав на публике фантастический Hublot MP-02 Key of Time.
Hublot MP-02 Key of Time
Знатоки млели от восторга, глядя на мозаичную индикацию одиннадцатой модели Opus и нажимая на кнопки Christophe Claret 21 Blackjack. Появились новые интересные имена: например, марка Cyros, дебют которой состоялся на январской GTE, привезла новую модель в золотом корпусе весом 200 граммов — с механизмом, созданным Франсуа Можоном, автором Opus 10.
Cyrus Klepcys
Наконец, подъем, который испытывает часовая индустрия, подтверждает ся тем, что часовые коллекции представили такие авторитетные дома, как Montegrappa, Palmiero и, главное, ювелирный титан Graff — причем последний создал полноценную коллекцию дамских, повседневных и даже спортивных моделей своего узнаваемого дизайна, а модуль для флагмана MasterGraff Skeleton Limited Edition был разработан ателье Concepto.
Concord C1 BlackSpider
С другой стороны, восторг тут же охлаждался армией пессимистов, видевших совсем другое: приток посетителей — в основном из Индии и Китая, клиентов с Ближнего Востока, из США и, понятное дело, Японии практически не видно; европейский рынок по-прежнему находится в состоянии стагнации.
Raymond Weil Maestro Chrono
Рост продаж стал возможен в первую очередь благодаря тому, что производители усилиями последних лет выиграли борьбу за цену, и большинство новинок, которые так нахваливали дистрибьюторы, оказывались хорошо известными прошлыми моделями, которые стали в два раза тоньше, проще и, как следствие, дешевле.
Louis Erard Exelence Regulator Power Reserve
«Много шума из ничего» — такой вердикт можно было услышать из уст посетителей выставки едва ли не чаще, чем восторженные речи об окончании кризиса.
Ebel Beluga
Столь же несхожие оценки давались знатоками в отношении модных тенденций. Например, некоторые журналисты мрачно шутили, что часовые журналы и каталоги скоро перейдут на печать исключительно черной краской: куда ни глянь, всюду предлагают классику — черные, белые, серые корпуса и циферблаты.
Chanel Premier Triple Row
Единственное исключение придется сделать для розового золота, действительно заслужившего статус тренда. Да и, кстати, ювелиры неспроста потянусь в часовой бизнес: снова стал актуальным подсчет веса золотых корпусов, вернулась практика тщательной оценки качества и огранки камней — за один лишь дизайн теперь никто платить не хочет.
Bell&Ross WW1
Впрочем, им тут же начинали возражать оппоненты: все совсем наоборот! В часовую моду вернулся цвет — посмотрите, сколько в этом году показывают ярких ремешков, циферблатов, цветных вставок на рантах, драгоценных и полудрагоценных камней!
Frederique Constant Vintage Racing Collection
Подобный разброс во мнениях можно было встретить повсюду — и в обсуждениях усложнений, и в дискуссиях о конструкции механизмов, и даже в разговорах о моделях, на прошлых выставках единогласно считавшихся «сенсационными». Что же на самом деле происходит в часовой индустрии?
Longines Twenty-Four Hours
Объять необъятное
На самом деле оценка BaselWorld затрудняется тем, что выставка стала слишком уж большой — точнее, тем, что все выставочные площади стали более или менее равноценными. Если раньше тон однозначно задавал первый этаж первого павильона, а дерзкие идеи для будущих сезонов можно было встретить на втором его этаже, то сейчас по выставке можно бродить целыми часами.
Высота керамического корпуса Rado True Thinline составляет 4,9 мм, механизма — 1 мм
Часовой BaselWorld рос постепенно: сначала на отшибе появился китайский павильон, куда поначалу все ездили лишь смеха ради (до тех пор, пока не начали ездить туда же за новыми идеями), потом 4-й павильон превратился из респектабельного лобби для трех-четырех марок в оживленный зал, вмещающий пару десятков трендсеттеров, ну а затем интересные часы начали встречаться повсюду — в «ювелирном» втором павильоне, в «индустриальном» третьем, в пятом, наконец, на околовыставочных презентациях, проводящихся в соседних отелях и ресторанах.
Корпус часов Константина Чайкина Lunokhod вручную изготовлен из булата
Довершает эту картину появление Паласа, окончательно утвердившегося в своем амплуа «выставки в выставке» — уже третий год подряд он собирает в одном шатре люксовые бренды (MB&F, Urwerk, Christophe Claret, Quinting), экспериментальные марки (Rebellion, Badollet, Ventura), воскресшие легенды (Marvin), никому не известных дебютантов (NorD Zeitmaschine) и, что совсем уж удивительно, фирму Casio.
Chronoswiss Pacific Chrono
А выражать вслух желание попасть со своим стендом в первый павильон, столь естественное еще пять лет назад, сейчас считается едва ли не моветоном. Разрушилась существовавшая иерархия марок — и, как следствие, исказилось их восприятие.
Edox Xtreme Pilot III Limited Edition
Кто-то, по привычке обойдя в первый день статусный Hall 1.0 и посмотрев на витрины Rolex, Patek Philippe, Zenith, Corum, Breitling, Chanel, Maurice Lacroux, Bell & Ross, всевозможных марок Swatch Group, скажет: действительно, вернулась хорошая классика, старая добрая классика — сейчас никто не хочет рисковать и выделяться.
Epos 4413
Перед глазами другого посетителя все это время будет крутиться настоящий калейдоскоп; ведь его первыми впечатлениями от выставки стали посещение «секретной комнаты» Ивана Арпа, где эпатажный мастер показывает вымоченные в крови часы, демонстрация ЖанКлодом Бабеном бешено вращающегося TAG Heuer Mikrotimer, при помощи механики отсчитывающего время с точностью до 1/1000 секунды, и знакомство с феерическим Cyclone Tourbillon авторства посвежевшего и помолодевшего Джейкоба Арабо (не говоря уже о его провокационной модели Caligula).
Majesti Chronograph от Ellicott отличает не только яркий цвет, но и механизм — первый в мире хронограф с периферическим сектором подзавода
Несмотря на то что общий знаменатель для всех этих новинок отыскать практически невозможно, общие тенденции здесь все-таки есть — их-то мы и попробуем обозначить.
Стратегия Райбека
Давайте вернемся к рецепту Кейси Райбека, хладнокровного и неустрашимого героя Стивена Сигала, по ходу развития сюжета фильма вспомнившего все известные ему трюки и спасшего мир.
Ulysse Nardin Caprice Queen of Hearts
Как известно, идея «возврата к корням» была едва ли не доминирующей в коллекциях, представленных на прошлогодней выставке: маркетологи и дизайнеры многих компаний отказались от сомнительных экспериментов и обратились к архивам.
Saint Honore Opera Eclair
Их интересовали самые популярные, самые кассовые модели прошлых лет, которые можно было бы подтянуть до уровня современных стандартов и представить публике.
Louis Vuitton Tambour Blush
Стратегия оказалась настолько успешной, что ответ на вопрос «что делать» дальше был очевиден — удвоить усилия. Во-первых, еще раз перелистать архив, чтобы проверить, не пропущен ли какой-либо бестселлер. Во-вторых, размножить уже доказавшую состоятельность модель по всем возможным вариациям исполнения и размера.
Urwerk UR-110 Torpedo Black
Стало ясно, в каком направлении будут развиваться идеи, обозначившиеся в начале года на Женевском салоне: продолжится возвращение классики, причем с явным уклоном в ретростиль (например, дизайнерские индексы уступят место традиционным римским цифрам и белым циферблатам с гильоше, как у новых моделей Raymond Weil Maestro).
Movado Master Black-Out Chronograph
Снова поднял голову ар-деко с его прямыми углами, «бочками» и стрелками «модерн». Интересно, что явная мода на ультратонкие часы, отмеченная еще в ходе SIHH, сейчас обзавелась новой интерпретацией: многие марки представили тонкие часы, но — созданные в рамках концепции бренда. Если, скажем, для Rado эта концепция предполагала создание самых тонких в мире часов True Thinline с керамическим корпусом (высота корпуса — всего 4,9 мм, толщина кварцевого механизма — 1 мм), то надеяться на появление по-настоящему ультратонких моделей с логотипами Ladoire или Concord было бы, по меньшей мере, странно.
Bvlgari Black Endurer
Тем не менее они выразили свой взгляд на требования моды, представив коллекции Black Widow и C2 знакомого брутального дизайна (у C2 даже сохранились фирменные винты, которыми к корпусу крепится браслет) и с принципиально новыми механизмами, использование которых позволило в два раза уменьшить высоту корпуса.
Gc XL-S Glam Precious
Процесс реинкарнации бестселлеров лишь набирает обороты — скорее всего, мы будем наблюдать за ним на протяжении еще нескольких сезонов. Так, марка Maurice Lacroix представила во всех своих коллекциях — от Masterpiece до Classique — оптимальные по соотношению «цена-престиж» модели, но решила этим не ограничиваться, возродив некогда популярную дамскую коллекцию Fiaba.
Versace Reve Ceramic
Плавные очертания ее прямоугольных корпусов чем-то напомнили другую известную линию марки — Divina; на вопрос о том, почему повезло именно Fiaba, креативный директор компании Сандро Реджинелли ответил очень просто: Divina была более дизайнерской и оттого более спорной, а вот сдержанная Fiaba нравилась всем — и наверняка понравится снова.
Oris Divers Mid-Size
Заглянул в свое недалекое прошлое Zenith, представив модель El Primero Stratos, в которой легко узнаются черты коллекции Rainbow — между прочим, бестселлера 90-х и начала нулевых. В свое время Тьерри Натаф отказался от нее, сочтя коллекцию недостаточно гламурной.
Maurice Lacroix Fiaba
Сменивший его на посту президента Жан-Фредерик Дюфур продолжил действовать методами, однажды уже принесшими ему звание «Человека года» — осовременил хорошую идею и вернул ее в строй.
Rodania Swiss Chic Linius
Наконец, нельзя не упомянуть о Chanel: наряду с революционной коллекцией Chromatic из титановой керамики (подробнее на странице 68 — Прим. ред.) марка в качестве новинки представила обновленную, чуть увеличенную в размере классическую версию J12 — просто белую и просто черную, какой мы ее помним и любим.
Tiffany Gemea
Между прочим, полностью белых и абсолютно черных моделей на стендах стало значительно больше — монохромный тренд, едва заметный в прошлом году, стал массовым. То, что когда-то было революцией в часовом дизайне, сейчас перешло в разряд хорошо зарекомендовавших себя приемов.
DeWitt Twenty-8-Eight Automatic
Представители часовых компаний, выпустивших в этом году кипенно-белые или беспросветно-черные часы, откровенно подтверждали: «Они лучше всего продаются — вот мы их и сделали». Как следствие, чуть ли не самым востребованным материалом для изготовления часовых корпусов стала керамика; на втором и последующих местах — подражающие ей белый и черный пластики, DLC-покрытие и каучук.
Rolex Cosmograph Daytona
Проблема выбора
С другой стороны, демонстрационные комнаты большинства стендов в этом году буквально ломились от количества новинок. Компании действительно представили множество референций: с центральной секундой и с боковой стрелкой, автоматический и кварцевый варианты, с бриллиантами и без, в корпусе из стали, желтого золота либо в биколоре, с различными вариантами ремешков и циферблатов, откуда и правда возникало ощущения возвращения ярких красок в часовую моду.
Prologue Fantasy Wings
Если в прошлом году основной тон в часовой палитре задавал синий цвет — с которым психологи так до конца и не разобрались, то ли он успокаивает, то ли вгоняет в депрессию, то теперь ему компанию составил зеленый (уж точно оптимистичный), шоколадный — бывший, как мы помним, бестселлером несколько лет назад, что тоже относится к старым трюкам — и различные пастельные оттенки. Кое-кто вспомнил и о «красной стрелочке», куда же без нее.
Chopard L.U.C XP Tonneau
Цель очевидна — создать иллюзию разнообразия, по сути, одной хорошей идеи в максимально широком предложении. Ведь ничто лучше не подстегивает спрос, чем возможность выбора. В этом отношении весьма кстати пришлась система сменных ремешков, когда-то считавшаяся экспериментальной и дорогостоящей, а сейчас очень удачно вписавшаяся в стратегию «одна модель — много вариантов».
Corum Goden Bridge Tourbillon
За последние несколько лет все патенты на сменные браслеты были доведены до ума, стали очень надежными и простыми в использовании — теперь облик часов меняется буквально у вас на глазах. Подобные системы были продемонстрированы такими марками, как Marvin, Viceroy и Gucci.
Erwin Sattler Regulateur NeroSecunda Rose Gold
Внимание ремешкам и браслетам в этом году уделили многие: все с той же целью превратить старую хорошую идею в еще более лучшую новую. Например, Chanel и Bvlgari, не сговариваясь, выпустили свои знаменитые модели Premier и Serpenti с удлиненными драгоценными браслетами: у первой их стало три ряда, а у второй целых семь.
Chopard Mille Miglia Racing in Pink
Как и ожидалось, на выставке было много новинок на браслетах mesh (вспомним январскую премьеру IWC Portofino) — старое доброе миланское плетение снова в тренде и выглядит очень свежо, примером чему — новые модели Breitling Transocean.
Patek Philippe Ladies First Split-Seconds Chronograph Monopusher Ref. 7059
Наконец, одной из ярчайших тенденций этого года стало тотальное наступление на женский рынок. Те из марок, которым не повезло отыскать в анналах истории подходящий женский бестселлер, решили не рисковать и сделали то, чего от них давно ждали — дополнили самые популярные мужские коллекции моделями для женщин.
DeWitt Golden Afternoon
Patek Philippe представил на суд прекрасного пола три варианта Nautilus с цветными циферблатами, новую модификацию Ref. 7130 (о том, что эта знаменитая модель с мировым временем предназначена для путешественниц, можно узнать только из пресс-релиза — 36-миллиметровый корпус и тонкая бриллиантовая полоска на ранте выглядят вполне в стиле «унисекс») и даже минутный репетир. Chopard выпустил часы Mille Miglia Racing in Pink, дамский вариант знаменитой гоночной модели — как следует из названия, в радикальном розовом цвете, заставляющем восхититься смелостью Каролины Груози-Шойфеле.
Prologue, серьги Legend Butterfly
Свою первую женскую линию представил DeWitt: мотивы коллекции Golden Afternoon навеяны творчеством прерафаэлитов, так что «имперские колонны» массивных корпусов теперь соседствуют с расписными циферблатами. Неутомимый Zenith порадовал девушек моделью El Primero Striking 10th Lady; даже Graham на миг забыл о гонщиках и подумал об их подругах, выпустив хронограф Swordfish Snow White (конечно же, модно-белый). Даже более демократичные марки, ранее ориентировавшиеся прежде всего на мужчин, теперь охотятся за женскими сердцами: например, Oris дополнил женскими моделями абсолютно все свои коллекции.
Chopard, кольцо Duck
Между прочим, эмансипация в часовом деле — процесс двусторонний; часы идут к дамам, дамы приходят к часам. В этом году на стенде академии AHCI можно было увидеть опусы сразу двух кандидаток: к прошлогодней дебютантке Саскии Майке Бувье присоединилась Ева Лейбе, чудесная девушка из Сиднея, которая на основе баланса дедушкиных карманных часов в одиночку изготовила прекрасную наручную модель — длинную, узкую, изогнутую по форме руки — и назвала ее в честь маленького сына Ари.
Jacob&Co, кольцо Safari Collection
Часовая мастерская в гараже вряд ли станет мечтой каждой домохозяйки, а оттого присутствию девушек на стенде AHCI все очень рады — они вносят приятное разнообразие в привычно мужские ряды Академии. Так и должно быть; разнообразие и выбор — это главные ценности свободного рынка.
Blancpain Villeret Grande Decoration
Обман зрения
Интересно, что в этом году часовщики вспомнили про свой самый главный и самый успешный трюк — о том, что, по сути, они создают иллюзию. Ведь часы не являются приборами измерения времени, а всего лишь генерируют некие условные единицы. В этом-то и заключается секрет обаяния часового искусства: большая часть его пятисотлетней истории основывается на доброкачественном обмане.
Blancpain Villeret Grande Decoration
Его поклонники видят то, чего на самом деле увидеть нельзя — и этим часто пользуются профессионалы, даже не пытающиеся торговать скучной действительностью. Прошедшая Базельская выставка — лишнее подтверждение их мастерства. Хотите цвета и разнообразия, трехмерных концептов и часов-игрушек? Они к вашим услугам. Считаете, что в часовом мире безоговорочно воцарилась монохромная трехстрелочная классика? Так оно и есть, никто не станет с вами спорить.
Hermes Arceau Temps Suspendu
Более того, в этом году часовщики доказали, что химеры trompe-l’oeil вполне поддаются материализации в виде корпусов и механизмов. Так, всеобщим вниманием пользовались часы Chronoswiss Grand Pacific — модель традиционной круглой формы, за счет хитрой разметки циферблата кажущаяся не то многогранной, не то просто квадратной. Еще один пример умелой манипуляции — обманчиво тонкий корпус новой модификации Omega Speedmaster (Сo-Axial Chronograph с калибром 9300), который вмещает внушительных размеров механизм лишь благодаря дополнительному объему внутри сильно выступающих стекол циферблата и задней крышки.
Фото Джофа Керна для Hermes
Blacnpain заманивает простым циферблатом Villeret Grande Decoration, под которым скрывается механизм с уникальной отделкой. Известный иллюзионист Жан-Марк Видеррехт создал для Hermes ретроград Arceau Le Temps Suspendu, умеющий по нажатию кнопки включать или выключать индикацию времени без остановки механизма. Наконец, Константин Чайкин, оставив на время календарнорелигиозную тему, построил «Луноход» — действительно впечатляющие часы, в которых фаза Луны показывается не вращением миниатюрного шара, а перемещением вокруг него металлической «тени».
Valbray V 01
И все же самый лучший пример — это уже ставшие знаменитыми TAG Heuer Mikrotimer Flying 1000 (подробнее об этой и других ярких новинках читайте в рубрике «Премьера»). Ну и что с того, что не пришлось ради секундомера перестраивать весь базовый калибр? Зато он работает, и еще как красиво работает. Мы хотели видеть стрелку, вращающуюся с сумасшедшей скоростью — и мы ее видим.
Просто, изысканно и эффектно. Это и есть возвращение к истокам.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2011