Полет без радара
Почему владельцу швейцарских часов опасно обращаться в неавторизированную мастерскую, рассказывает Екатерина Маршети, директор официального сервисного центра, обслуживающего Cartier, Piaget, IWC, Van Cleef & Arpels, Montblanc, Jaeger-LeCoultre, Vacheron Constantin, Panerai, Roger Dubuis, Baume & Mercier и A. Lange & Sohne.
Почему владельцы дорогих швейцарских часов обращаются в неофициальные сервисные центры?
В интернете много заманчивых предложений от мастерских, готовых осуществить ремонт швейцарских часов качественно, быстро и недорого. Некоторые дают смелые обещания использовать только оригинальные запчасти и осуществить квалифицированный ремонт любых часов со сложными функциями. Но есть несколько важных вещей, о которых клиенты, как правило, не знают или не хотят задумываться.
Первая — что в России отсутствуют часовые школы, которые были бы признаны в Швейцарии. Для авторизации мастера по каждому бренду он должен пройти обучение и сертификацию непосредственно на мануфактуре. И это не пожизненная квалификация. Ее нужно регулярно подтверждать.
В авторизированном сервисном центре реставрация корпуса производится лазерной пайкой
Зачем?
Потому что мануфактуры регулярно обновляют парк калибров. И между базовым калибром бренда и калибром со сложными функциями может быть несколько уровней, требующих отдельного обучения. Каждый уровень может включать до десяти калибров. Например, у Vacheron Constantin сейчас около 50 собственных механизмов, в Roger Dubuis около 80, а в Jaeger-LeCoultre более 1200 мануфактурных калибров. И каждый официальный сервисный центр ежегодно как минимум два месяца посвящает повышению квалификации мастеров на мануфактурах. Набив руку на ЕТА и других базовых механизмах, невозможно правильно починить unique piece или изделие со сложными функциями.
Но хороший мастер, который годы посвятил ремонту сложных часов, наверное, может во всем разобраться и без специального тренинга?
Дело не только в опыте, но и в доступе к технической документации и регламенте. А такие данные может предоставить только официальный сервисный центр, который получает от мануфактур новейшую техническую информацию. Карты разбора и смазки механизма, список референций необходимых запасных частей постоянно обновляются. При полном сервисе часов механизм сначала разбирается до последнего винтика, а затем после чистки и замены изношенных деталей собирается вновь. В работы возникает много подводных камней, таких как специфические настройки узлов механизма или использование масел для смазки. Фактически ремонт мануфактурных калибров без актуальной технической документации сравним с управлением самолета без системы радара. К тому же бренды регулярно используют инновации, о которых неофициальные мастерские просто не знают. Например, Cartier недавно разработал антимагнитное кольцо из хрома, которое рекомендуется устанавливать во время регулярного сервисного обслуживания часов. Это важное дополнение, которое Cartier считает необходимым стандартом качества. Это кольцо устанавливают только в официальных мастерских. Но если клиент принес часы, которые уже побывали в чужом ремонте, то он теряет право на «апгрейд», потому что были нарушены гарантийные условия.
А такое антимагнитное кольцо может установить только авторизированная мастерская?
Да. И это касается не только улучшений, но и замены поврежденных деталей. Только официальный сервис авторизован закупать оригинальные запчасти. Утверждения других мастерских об использовании оригинальных запчастей являются намеренным введением потребителей в заблуждение. Клиент не видит, что было сделано с механизмом в процессе ремонта. И некоторое время будет думать, что все в порядке. Но впоследствии ремонт таких часов может обойтись уже во много раз дороже.
Приведите пример. Что неправильного могут сделать в неавторизированном сервисе?
Мы недавно провели тестирование: отнесли наши «учебные» часы в неофициальный сервис. У них была сломана ось баланса, была сильная вмятина на корпусе, кроме того, в механизме совсем высохло масло. При обращении было указано, что часы «просто встали». В итоге ремонт обошелся в 87 тысяч рублей, что немного дороже, чем в нашем сервисе, из которых 50 тысяч пошло на установку якобы оригинальной запчасти — то есть баланса. На самом деле мастерская заменила только сломанную ось, а согласно регламенту мануфактуры, в подобных ситуациях предписана замена всего узла. Кроме того, механизм не был смазан, в нем остались следы старого высохшего масла. При вскрытии шлицы винтов задней крышки сорваны, некоторые из винтов залиты фиксирующим составом. Корпус отполировали, но вмятину перед этим просто законопатили, а не устранили лазерной пайкой, так что она была вполне заметна.
Слева: царапины на винтах вызваны отсутствием соответствующих инструментов для открытия задней крышки часов. Справа: поцарапанная платина и следы пота
Но часы же пошли нормально?
Да, точность хода была в пределах стандарта мануфактуры. Но надолго ли? Учитывая, что механизм не перебрали и не смазали. В других случаях мы выявляли более серьезные проблемы. Например, даже был случай, когда оригинальную деталь мастер заменил собственной — чем подвернулось под руку. Понятно, что им приходится проявлять фантазию. Но эта фантазия потом дорого обойдется владельцу часов.
Напомню, что применение неоригинальных запчастей от мануфактуры-изготовителя формально лишает изделие права называться оригинальным и приводит к потере сервисной гарантии. Для восстановления оригинального состояния часов, например для продажи, впоследствии может потребоваться замена дорогостоящих запчастей или даже всего механизма, что составляет 40-60% от изначальной цены изделия.