Питер Кейзер. Rado в поиске идеальных часов
Вряд ли в мире есть еще одна марка, которая обладала бы столь четким имиджем, как Rado. Начиная с 1962 года, когда появилась первая модель Diastar в корпусе из твердого сплава, и до выпуска v10K, в которой использован самый прочный в мире материал — полиморфный алмаз
Вряд ли в мире есть еще одна марка, которая обладала бы столь четким имиджем, как Rado. Начиная с 1962 года, когда появилась первая модель Diastar в корпусе из твердого сплава, и до выпуска v10K, в которой использован самый прочный в мире материал — полиморфный алмаз, продукция этой компании позиционировалась как неподвластный времени плод высоких технологий.
Большинство из нас знают Rado как стильные, черные, керамические, «вечные» часы. Но последние Базельские выставки показали, что марка меняется. Новые модели все более не похожи на привычные Rado. О том, что происходит с маркой, мы побеседовали с вице-президентом Rado Питером КЕЙЗЕРОМ.
— Обычно марка берется за перепозиционирование, когда что-то идет не так. С Rado что-то случилось?
— Ничего не случилось. Rado была и остается успешной маркой, которая ежегодно продает более 400 000 часов. Просто концепция «вечных часов» была выработана почти 50 лет назад.
Согласитесь: с тех пор наша жизнь и отношение к часам сильно изменились. Давайте вспомним, почему появились на свет Diastar. Это был 1962 год. Тогда люди покупали часы «на всю жизнь».
И если механизм при регулярном обслуживании мог работать очень долго, то корпус часов терял свою привлекательность уже через несколько месяцев. Любые самые лучшие часы того времени не могли удовлетворить человека, потому что не обладали желаемой «продолжительностью жизни».
И мы создали Diastar из твердого металла, которые стали первыми часами, полностью отвечавшими потребностям покупателей. Затем были еще более твердые и одновременно легкие Integral из керамики, Lantano, Sintra и, наконец, v10K из самого прочного в мире материала — полиморфного алмаза...
Но сейчас уже никто не покупает часы на всю жизнь, их носят 3—5 лет, а затем меняют на более новую модель. У современного потребителя велика тяга ко всему новому. Мобильные телефоны покупают не потому, что старый сломался, а потому, что вышла более интересная модель.
И идеальные часы для современного покупателя — это не только и не столько точный и надежный прибор времени, сколько комфортная и интересная вещь.
— Когда вы поняли, что настало время что-то менять?
— Два-три года тому назад, когда мы задумались, как придать марке новый импульс, чтобы обеспечить развитие в будущем. После анализа нашей истории и позиции было решено сместить акцент с технологий и сверхпрочных материалов в сторону дизайна и комфорта. Rado по-прежнему сверхтехнологичный нестареющий прибор, но вместе с тем это комфортные часы с уникальным дизайном.
— Почти 50 лет Rado позиционировала себя как марка, делающая ставку на новые материалы и технологии. А теперь вы становитесь дизайнерской маркой. Почему?
— Нет. Вы ошибаетесь. Мы ни в коем случае не собираемся превращаться в дизайнерский или тем более в фэшн- бренд. Речь не идет о глобальном изменении модельного ряда или концепции марки. Мы хотим изменить не столько товар, сколько представление о нем. На одну и ту же вещь можно смотреть под разными углами зрения.
Rado всегда были комфортными часами, имеющими современный дизайн, они созданы с помощью самых современных технологий и не стареют со временем. В течение многих лет мы делали акцент на два последних пункта. Теперь мы стараемся выделить два первых. Хотелось бы, чтобы люди воспринимали часы Rado не столько как продукт передовых технологий, сколько как очень комфортные и современные с точки зрения дизайна часы.
На самом деле все 50 лет существования нашей компании в основе ее стратегии лежали даже не технологии, а стремление сделать идеальные часы. Мы начали использовать сплав на основе вольфрама, чтобы приблизить долговечность корпуса к сроку службы механизма.
Первыми в часовом деле стали производить керамические корпуса, потому что керамика обеспечивала часам Rado легкость, комфорт и внешнюю привлекательность на долгие годы. Дизайн всегда шел рука об руку с технологиями и был одной из отличительных черт Rado.
История хранит немало примеров, когда наша компания выступала инноватором не столько в сфере технологий, сколько в дизайне. Что касается второй компоненты, то Rado — едва ли не самые комфортные часы на свете. Они как вторая кожа, легкие, удобные, позволяют ей «дышать». Это уникальный пример люксового товара, предназначенного для использования каждый день.
— Сейчас почти все компании заявляют о том, что они создают дизайнерские и комфортные часы. Не боитесь конкуренции?
— Нет. В отличие от прочих марок, у Rado очень сильная идентификация, ДНК. Если вы возьмете любые 10 фэшн- часов, то зачастую они будут отличаться только логотипом. А Rado не спутать ни с чем.
Приведу такой пример: в штаб- квартире Nokia висит огромный плакат с изображением наших часов. Почему, какая связь между телефонами и часами? Ответ прост: ведущий производитель трубок выбрал Rado как символ дизайна. Модели нашей марки можно встретить во многих музеях и арт-галереях мира. Все это — подтверждение нашей компетентности в области дизайна.
— Вы несколько раз упомянули, что часы Rado необыкновенно долговечны. Располагаете ли вы статистикой, сколько лет ваш покупатель в среднем носит часы Rado или какова доля повторных покупок?
— К сожалению, таких цифр нет. Но могу сказать, что человек, который сам носит Rado, очень часто покупает их в подарок родным, друзьям. Он понимает, насколько комфортны и универсальны наши модели, и дарит близким этот комфорт.
— Сейчас керамикой и даже материалами на основе алмаза трудно удивить. Поэтому многие компании делают ставку на новые материалы: карбон, сплавы на основе кремния, всевозможные запатентованные материалы, такие как Zalium, Izium, Zenithium и т.п. Планируете ли вы выпуск часов из какого-нибудь суперсплава?
— Для нас новые материалы — не самоцель и не способ выделиться. Они — способ решения главной задачи: создать максимально комфортные для человека часы. Наша компания неустанно генерирует уникальные идеи и занимается разработками. Мы гордимся, что Rado несколько раз удавалось создать стандарт для часовой индустрии.
Мы первыми стали использовать в часах керамику, снабдили их сапфировым стеклом, что теперь является отраслевым стандартом. Нанесение металлизации на стекло и изогнутое сапфировое стекло — также изобретения Rado.
Наши инновации можно встретить и далеко за пределами часовой отрасли. Например, металлизированное стекло используется в популярнейшем iPhone.
Rado воспринимается прежде всего как технологичный бренд, потому что всегда отдавал приоритет функциональности, подключая дизайн лишь как заключительный штрих. Наши нововведения — это не дань модным тенденциям, а логическое продолжение традиций компании.
— Хотя вы и говорите, что меняться будет подача, а не ассортимент, без обновления коллекции наверняка не обойдется. Что нас ждет в будущем и почему новинки появляются так редко?
— Rado — необычная марка. С одной стороны, мы не можем перестроить модельный ряд так же быстро, как большинство классических марок. Инвестиции в новую модель стальных часов относительно невелики, а цикл ее производства занимает всего 3—5 месяцев.
Для подготовки оснастки для производства керамических деталей требуется значительные средства и время. Например, чтобы запустить производство даже не часов, а всего лишь двух звеньев на браслет Sintra, потребовалось инвестировать около 2 млн франков!
А чтобы обновить модельный ряд полностью, нужны колоссальные инвестиции и значительное время. Но, с другой стороны, жизненный цикл наших моделей длиннее, чем часов других брендов.
По нашим прогнозам, лидером продаж на ближайшее время останется Sintra. Мы шаг за шагом обновляем коллекцию. Почти все линейки Sintra обновились за счет более вытянутых бочкообразных моделей. Integral пополнился версиями с корпусом большего размера и изогнутыми стеклами, идеальными с точки зрения посадки на запястье.
Новые хронографы значительно стимулировали продажи Ceramica, а коллекцию True расширили модели Super Jubile белого и черного цветов и пять новых хронографов. Так что обновление у нас идет, но постепенно, без рывков.
— Сейчас модно привлекать к сотрудничеству дизайнеров с мировым именем. А кто разрабатывает дизайн новых Rado?
— В разработке дизайна новых коллекций принимал участие один из самых востребованных современных дизайнеров — Джаспер Моррисон. Это уникальный человек, он способен придать любому предмету функционально совершенную форму и превратить его в желанную покупку.
За возможность работать с Моррисоном конкурируют ведущие компании из самых разных сфер бизнеса, и мы не скрываем радости по поводу того, что нам удалось убедить мастера сотрудничать. Первая же лимитированная серия часов Сeramica Chrono Jasper Morrison получила прекрасный отклик прессы.
— Не означает ли перепозиционирование бренда, что вы теперь будете выпускать часы для иной категории клиентов?
— Нет. Часы Rado всегда были адресованы самым широким слоям потребителей. В своем новом позиционировании Rado не привязывается к какой-то определенной ценовой категории и в этом отношении чем-то похожа на Swatch, которые можно увидеть на руке и у студента, и у миллиардера.
— Повлиял ли уже на вашу компанию финансовый кризис?
— Rado — часть Swatch Group, а это большая и самодостаточная структура. Большую часть компонентов мы получаем от компаний группы, и эти поставки абсолютно стабильны. Пока не было и серьезных изменений в объемах продаж и заказов.
Надеюсь, что кризис будет быстро преодолен. Но в любом случае история подтверждает, что сильные марки с четким ДНК обладают гораздо большим запасом прочности, чем молодые малоизвестные бренды. Поэтому я уверен: у нас все будет в порядке!
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2008