Жорж-Анри Мейлан. Эффект Royal Oak
Выпуская 27,5 тысячи часов в год, а также линию ювелирных изделий, независимая швейцарская часовая компания Audemars Piguet стала одним из мировых лидеров сегмента люкс
Выпуская 27,5 тысячи часов в год, а также линию ювелирных изделий, независимая швейцарская часовая компания Audemars Piguet стала одним из мировых лидеров сегмента люкс. В начале нынешнего года она открыла в России собственное представительство. Секретами успеха и планами на будущее с вами делится СЕО компании Жорж-Анри МЕЙЛАН.
— Почему вы все же решили продавать свои часы в России самостоятельно?
— Во-первых, Россия — очень большой и перспективный рынок, который особенно вырос в последние годы. А на всех крупнейших рынках, будь то Северная Америка или крупнейшие страны Европы и Азии, Audemars Piguet оперирует самостоятельно. В данный момент мы открываем свое полноценное представительство в Китае — в Шанхае.
— Какой по счету страной станет Китай?
— Уф-ф-ф… Хороший вопрос!.. Давайте посчитаем. В Европе мы имеем представительства, конечно же, в Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Испании, в странах Бенилюкс, во всех странах Южной и Северной Америки, бейрутский офис обслуживает страны Ближнего Востока, офисы в Сингапуре, Гонконге, Тайване — страны Юго-Восточной Азии, а также в Японии, ну и России с Китаем. Итого 14.
— И во всех есть ваши бутики?
— Нет. Эти представительства занимаются оптовой торговлей. Бутиков гораздо меньше. Два в Америке, в Швейцарии, Париже, Милане, в проекте открытие магазинов в Мадриде, Дубае, Кувейт-сити, Сингапуре, Куала-Лумпуре, Гонконге, Токио. Пока 11.
— А в России?
— В России мы представлены в ведущих мультибрендовых магазинах. В Москве это Carillon, «Да Винчи», Sublime в ГУМе, Cassa Forte, в Санкт-Петербурге – Diamant, в Краснодаре — «Золотой век», в Ростове- на-Дону — «Золотой век» и «18 карат».
— Вы стали большой компанией!
— (Смеется.) Это наш долг!
— Конечно же, во всех перечисленных вами странах бестселлером является Royal Oak?
— Совершенно верно. Очень сильная модель! Ей уже 36 лет, а спрос на нее все растет.
— Популярность — палка о двух концах. Один из представителей российского бомонда посетовал, что три года тому назад с Royal Oak на руке он чувствовал себя королем в модном клубе, привлекая всеобщее внимание. Сейчас, по его словам, Royal Oak превратился в своеобразную клубную карту, и этой моделью никого не удивишь…
— Слова вашего друга свидетельствуют о популярности Audemars Piguet в России.
— Не только. Этот человек хочет приобрести нечто более эксклюзивное.
— А-а-а… Вы об этом. А вы спросите его, стоит ли приобретать непроверенные часы неизвестного бренда. Лучше купить другой Royal Oak — хронограф, вечный календарь или турбийон. У нас очень большой выбор самых разнообразных моделей. Мы думаем о наших клиентах и работаем ради них. Повсеместный рост наших продаж доказывает, что мы на правильном пути.
Смысл моей работы в том, чтобы поддерживать любовь наших клиентов к Audemars Piguet. Каждая наша новинка должна вызывать огромный интерес. Только так люди останутся с нашим брендом. Именно из таких клиентов, которые покупают несколько разновидностей одной и той же модели, в итоге получаются коллекционеры.
— В свое время Audemars Piguet одной из первых выпустила часы с радикально черным циферблатом на каучуковом ремешке в розово-золотом корпусе, затем представила концепт- часы Royal Oak. Какие новшества следует ждать в ближайшем будущем?
— Мы продолжаем активно экспериментировать с новыми материалами. В прошлом году представили Royal Oak в сверхпрочном и практически невесомом корпусе из изобретенного нами кованого карбона. В нынешнем году появились модели из керамики и титана…
При этом мы стараемся не столько развивать и продвигать Royal Oak, сколько вносить реальный вклад в развитие часового дела.
— В связи с этим хочется спросить о часах с принципиально новым спуском Audemars Piguet? Выдержали ли они испытание жизнью? Когда мы увидим механизм с новым спуском в Royal Oak?
— К первой партии из 20 часов Cabinet No 5 из коллекции Tradition of Excellence нареканий нет. Все в порядке и со второй серией моделей Millenary. В этом году планируется выпустить крупную партию часов из линии Millenary на базе механизмов с нашим новым спуском, которым, если не возникнет проблем, в ближайшие два- три года будет оснащена большая часть модельного ряда Audemars Piguet, наш бестселлер Royal Oak — в первую очередь.
— Часы с новым спуском будут стоить разумных денег или немногим дешевле коллекционных Millenary — около 200 тысяч евро?
— Мы собираемся резко снизить цены на наши механизмы с новым спуском. Они не опустятся ниже 5—6 тысяч евро (столько стоят наши самые дешевые модели), но будут вполне доступны.
— Аналогичный вопрос о вашем новом собственном автоматическом калибре АР 3120. Вы довольны u1080 им?
— О, да-а-а! Никаких проблем за два года эксплуатации! Недаром мы перевели на него почти всю линию Royal Oak и другие линии, кроме моделей класса Grande Complication. В прошлом году мы оснастили его модулем хронографа и вставили в Royal Oak Offshore. И опять же никаких нареканий.
— А сколько времени вам потребовалось, чтобы перевести весь модельный ряд Audemars Piguet на собственный механизм?
— Это произошло не так быстро. Дело в том, что для нас создание собственного механизма — не самоцель. Мы стремимся к настоящей независимости. Какой смысл в собственном механизме, если большую часть деталей для него приходится закупать у поставщиков?
Мы хотим производить собственный механизм сами из частей, произведенных нами. Конечно же, мы работаем в этом приоритетном для нас направлении изо всех сил. Но, как я уже сказал, во-первых, не все так просто. А во-вторых, нас сильно задерживает рост продаж и, соответственно, увеличение выпуска часов.
— А каковы цифры роста, если не секрет?
— Не секрет. 10% по количеству про- изведенных часов и 31% по обороту. Хочу отметить, что в 2000 году мы выпускали 16 500 часов, а в прошлом — уже 27 400. А оборот за этот период вырос с 160 млн франков до 530 млн — то есть в 3,5 раза.
Как видите, рост стремительный. Даже слишком. Так что в качестве основной задачи в долгосрочных планах компании указан контролируемый рост производства часов — около 8% в год.
В этом году мы особое внимание уделили дамским коллекциям. И постепенно хотим сбалансировать наш модельный ряд. Если сейчас модели Royal Oak составляют 75% от выпускаемых нами часов, то к 2010 году мы хотим снизить долю нашего бестселлера до 62%.
— Вы сказали, что стремительный рост вашей компании немного ограничивает нехватка нового механизма. Тогда зачем Audemars Piguet снабжает своими калибрами другие компании, например Chanel?
— Мы производим калибр 3120 в достаточном количестве. К тому же Chanel попросила предоставить им всего лишь пару десятков механизмов для лими тированной серии часов. Оснащать все модели Chanel своими калибрами мы не собирались. К тому же Chanel не скрывает, а гордится тем, что наши механизмы будут работать в их часах, поэтому все об этом говорят.
Другие компании не столь откровенны, ведь мы поставляем свои механизмы еще нескольким клиентам. Но речь идет о небольших количествах, которые не могут повлиять на наш выпуск.
— Сейчас все компании жалуются на острейший дефицит механизмов. Мистер Хайек и его Swatch Group объявили о грядущем эмбарго на поставки механизмов ЕТА лет шесть тому назад. За это время уже можно было нескольким независимым производителям объединиться и создать совместными усилиями фабрику по производству механизмов. Почему этого не произошло?
— Хороший вопрос. Я неоднократно пытался организовать независимые компании на строительство такой ману- фактуры. Это было бы очень разумно. У нас маленькая страна, мы — часовые компании — живем по соседству друг с другом, и ничто не мешает нам создать общее дело.
Но каждый из нас предпочел решать эту проблему своим путем, видя в объединении возможность утраты независимости. Мы не смогли договориться, потому что бренды класса люкс должны иметь эксклюзивную продукцию, а эксклюзив основывается прежде всего на собственном механизме. Думаю, вы отлично поняли, с проблемами какого рода я столкнулся.
— В Базеле некоторые компании признались нам, что используют в своих механизмах все больше компонентов из Китая. Причем и качество их устраивает…
— А я этого совершенно не приемлю и не понимаю. Это же натуральное самоубийство! Особенно для роскошных брендов. Часовое сообщество очень тесное. Китайский рынок не зря называют самым перспективным. Думаете, этим производителям удастся скрыть этот факт? Ну и как после этого они собираются покорять китайский рынок?
— Мир роскоши, кажется, сошел с ума! Предложение огромно, но спрос еще больше. Как вы думаете, как долго продлится эта ситуация?
— Думаю, у роскошных часовых брендов еще есть потенциал на рынках вроде вашего, китайского, индийского. В Европе, а в США особенно, наблюдается некоторый застой… И там ситуация исправится только при положительных экономических сдвигах. Вы ждете от меня макроэкономический прогноз? Не стоит. Мне самому очень интересно узнать, как будут развиваться события. Надеюсь, все будет хорошо.
— А какое у вас образование и как вы пришли в часовой бизнес?
— По образованию я инженер-механик и работаю в этой области вот уже 35 лет. 20 лет тому назад я пришел в Audemars Piguet. Начинал в производственном отделе, затем перешел в менеджмент. Я родился в одном из исконно часовых швейцарских кантонов, поэтому неудивительно, что рано или поздно я занялся тем, чем так или иначе занимались все мои предки. И мне безумно нравится мое дело.
— И тем не менее. Некоторые экономисты предрекают часовой промышленности, переживающей сейчас бум, кризис, который будет похуже кварцевого…
— Нет, мне кажется в современном мировом информационно-экономическом пространстве такое уже невозможно. В 70-е рождение кварцевых часов совпало с энергетическим и экономическим кри- зисами, которые нанесли тройной удар по механическим часам.
Слава Богу, нашелся такой человек, как мистер Хайек, который чудесным образом спас швейцарскую часовую промышленность. Теперь в смерть механики никто не верит, потому что механические часы всегда будут считаться более престижными, нежели кварцевые. К тому же мир стал более единым, однородным и стабильным в смысле бизнеса.
— Что вы можете сказать о ювелирной линии Audemars Piguet? Насколько удачным оказался этот проект?
— Если честно, то не очень. Выручка от продажи ювелирных изделий приносит Audemars Piguet менее 5%. Для нас это очень сложный бизнес. Может быть, оттого, что мы часовой бренд, причем подчеркнуто мужской. Мужские модели составляют более 2/3 выпускаемых нами часов. А ювелирные изделия — удел дам. Но мы стараемся. Пусть ювелирное направление развивается не так стремительно, как мы ожидали, но мы не собираемся закрывать его. Будем работать и совершенствоваться далее.
— Наверное, вы правы. Большинство лидеров часового бизнеса верят в перспективу ювелирной диверсификации. Например, правая рука мистера Хайека г-жа Арлетт Эмш заявила, что через несколько лет прибыль от продажи ювелирных изделий составит 60% общей прибыли всей Swatch Group.
— (Смеется.) Не верю! Категорически!
— Поверьте, мы несколько раз попросили ее уточнить эту цифру.
— Нет, я верю, что г-жа Эмш могла сказать такое. Вполне могла! Но не верю в то, что это когда-нибудь произойдет.
— Чем-нибудь еще, кроме ювелирки, Audemars Piguet не собирается заниматься? Сегодня это модно.
— Нет, нет! Что вы! Мы все-таки предпочитаем не покидать территорию, которая хорошо нам знакома и на которой мы себя ощущаем уверенно. Я никогда не задумывался над этим, поскольку даже не представляю, что мы могли бы создать.
— Ну, например, роскошную яхту. А что? Тема крайне актуальная. А после двух подряд побед швейцарской Team Alinghi с парусами Audemars Piguet в самой престижной регате в мире America’s Cup, думаем, недостатка клиентов не будет.
— Да ну что вы!? Кораблестроение — это же сложнейшая наука! К тому u1078 же Alinghi – спортивная, а не роскошная яхта. Вы не представляете себе, какая команда великолепных экспертов собралась в Team Alinghi. Мне даже будет неловко обращаться к ним с подобным предложением.
Абсолютно то же самое могу сказать и относительно нашего сотрудничества с командой Maserati, участвующей с нашим логотипом на борту в знаменитых гонках «24 часа Ле-Мана». Меня восхищает профессионализм специалистов, но концепт- кар Maserati-Audemars Piguet мы делать не будем.
Нам вполне достаточно того, что коллекционеры, наши коллеги по бизнесу и обычные поклонники часового искусства высоко оценили экспериментальные модели Millenary Maserati. Каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше других.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2008