Бернхард Ледерер: Главное – не сколько времени, а какое время...
Раньше суть работы часовщика сводилась к тому, чтобы как можно точнее ответить на вопрос, сколько сейчас времени, - считает один из самых необычных мастеров часового искусства глава компании blu - source du temps Бернхард Ледерер
Раньше суть работы часовщика сводилась к тому, чтобы как можно точнее ответить на вопрос, сколько сейчас времени, - считает один из самых необычных мастеров часового искусства глава компании blu - source du temps Бернхард Ледерер
Колеса времени
Раньше суть работы часовщика сводилась к тому, чтобы как можно точнее ответить на вопрос, сколько сейчас времени, - считает один из самых необычных мастеров часового искусства глава компании blu - source du temps Бернхард Ледерер. - В наши дни точные часы сделать не так уж и сложно, а часовщику гораздо важнее верно ответить на вопрос: «А какое сейчас время?»
В часах blu все оригинально: и отсутствие секундной стрелки, и индикация в виде комбинации самостоятельно вращающихся дисков, и система, заставляющая их крутиться, и ее создатель, и даже логотип, который пишется с маленькой буквы. Собственно Ледерер называет свои произведения не часами, а source du temps - "источниками времени".
Источники времени появились прошлой весной. А премьера состоялась в Базеле, причем ни в каком-нибудь Related Brands Hall, где выставляются новички и незаслуженные брэнды, а в престижнейшем Hall Of Dreams вместе с Rolex, Patek Philippe, Corum и Zenith. Это своего рода рекорд или казус: все равно как работал себе в швейно-ремонтном ателье скромный портной, а потом уволился, сшил несколько костюмов и платьев и сразу же с ними на Неделю Высокой моды в Париж попал.
Хотя и это сравнение не корректно (в мир haute horlogerie попасть гораздо сложнее, нежели в haute couture), зато вполне имеет право на существование. «До того как открыть собственную мастерскую, я чинил и реставрировал старинные часы при одном заслуженном музее, - рассказал мне в Базеле Ледерер.
– Это, конечно, прекрасная школа: через мои руки прошла почти сотня часов самых разных конструкций, а прежде чем взяться за восстановление механизма, нужно разобраться, как он работает… Но как реставратор я был рабом часового искусства, а мне хотелось творить самому, создать часы, которые бы не просто показывали время, а отражали мое понимание его сути».
Размышления Бернхарда Ледерера
Девять лет (с 1993-го по 2002-й) Ледерер думал, как воплотить в наручной механике свои представления о времени. Сам он с юмором называет это время «периодом размышлений». Между делом поучаствовал в проекте концерна Egana Goldpfeil с часами Double Time-Zone and Week Displays. По ним было видно, что мастера вдохновляет стиль старинных часов-регуляторов.
Секундная стрелка отсутствовала, две центральные показывали минуты и порядковый номер недели, на отметке «12 часов» расположился дополнительный циферблат с индикацией часов, на «6 часах» - индикатор второго часового пояса и два окошечка с датой и днем недели. Ну а то, что Ледерер ценит время, можно было понять по большому классическому круглому корпусу из золота 750-й пробы, серебряному гильошированному циферблату и двум рядам пущенных по безелю бриллиантов.
- Перед тем как выпустить первые часы под логотипом моей компании blu - source du temps, я долго думал, а как, собственно, мы привыкли воспринимать время с помощью прибора под названием часы, и насколько они верно отражают суть времени, - объясняет не совсем уверенным голосом статный широкоплечий высоченный Ледерер, похожий скорее на баскетболиста нежели на часовщика.
- Каждый человек понимает и относится к нему по-своему. Ход моей мысли был примерно таков: лично для меня время – невероятно эмоциональная субстанция. Я умею делать часы, а значит отражать ход времени. Вот и постарался придать такой обычной классической вещи как часы побольше эмоций. А глобальной задачей было стремление показать, каким прекрасным может быть время и как прекрасно владеть таким временем.
Колеса времени
Первым значительным достижением молодого немца были настольные часы, в которых индикацию лунных фаз и положения Луны относительно Земли осуществляли всего 4 диска. А между тем этот простейший по сравнению со своим весьма сложным и громоздким аналогом (недавно обновленными астрономическими часами Страсбургского собора) механизм лунного календаря в 5 раз точнее! Кстати колесную передачу механизма изобрел в 1864 году американец Бонд.
Не вдаваясь в технические особенности, скажем лишь, что этот механизм применялся в напольных часах даже компании самого Бонда очень недолго, так как отличался неточным ходом и постоянно требовал регулировки. Инженеры, так и не сумев его отладить, признали конструктивные недостатки "неисправимыми". Исправил их только Ледерер, заменив несколько незначительных деталей, убрав "лишние" и заставив вращаться колеса в противоположную сторону.
Этот пример - ключ к пониманию творчества Ледерера. Во-первых, он всегда стремится решить проблемы за счет упрощения и увеличения надежности. А во-вторых, именно этот механизм (разумеется, сильно видоизмененный и упрощенный) приводит в действие диски наручных часов blu образца 2003 года.
Для своих новых часов Ледерер сконструировал весьма специфический механизм, который можно сказать состоит из двух частей: базовый часовой и дисковый. Их соединяет небольшое колесо. В качестве базового Ледерер использует могучий ЕТА2892, чей мощности вполне хватает, чтобы обеспечить точный ход и вертеть "колеса времени" - диски. Их три.
Основной, разумеется, нижний. Он совершает полный оборот за час и соответственно показывает минуты. Средний диск отсчитывает часы, ну а самый маленький - центральный - находится в постоянном вращении, так как отвечает за секунды. Этот механизм и его вариации - основа коллекций blu - source du temps, которые делятся на Classics и Pholosopher. Но в оригинальном виде он встречается только в «философской» линии Sphere, состоящей из часов Galaxy и Harmony. Дело в том, что герр Ледерер не жалует секундные стрелки: "Они своей суетой отвлекают от мыслей о вечном и мешают воспринимать время так, как я его понимаю".
Кроме Sphere к философским относится и линия Planets (серии Paris, Sky, Atoll, Moonlight, Diamant, Royal, знаменитая коллекционная Stars of the Night, а также их женские разновидности Lady-blu). В этих часах, как вы уже, наверное, догадались, секундный диск отсутствует, а главная конструктивная и дизайнерская особенность - вынесенный циферблат с минутной стрелкой и алмазной (сапфировой) точкой, который совершает полный оборот по кромке циферблата за 12 часов. При этом драгоценная точка служит индикатором часа.
Что касается Classics, то к ней относятся Terzett, Quartett и Quintett. А классикой она называется, потому что индикация времени в них осуществляется традиционными стрелками. Но и здесь секундной стрелкой оснащен только Quartett. Помимо индикации секунд в этих часах два дополнительных циферблата круглый часовой вверху и ретроградный минутный внизу. В центре ретрограда - продолговатое окошечко календаря. Эти четыре функции и составляют квартет.
Несмотря на нелюбовь к секундной стрелке и утверждение, что серьезная забота о точности хода – удел исключительно часовщиков прошлых столетий, часы blu могут претендовать на звание самых точных часов. «На мой взгляд ЕТА2892 - один из самых надежных и точных современных механизмов, - утверждает Ледерер. – Но мы все равно разбираем каждый механизм, заменяем стандартный модуль автоподзавода на собственный, а также ставим свой ротор, в некоторых моделях установлены два ротора одновременно.
После этого ЕТА2892 становится еще точнее, но мы тем не менее тщательно тестируем его на точность перед тем как установить в часы. Наши часы – не только не уступают, но и превосходят по точности хода большинство современных хронометров. У blu нет сертификата COSC только потому, что у них нет секундной стрелки. Часы без секундной стрелки просто не принимаются на хронометрическую аттестацию».
Часы нашего времени
Описывать часы blu с помощью эпитетов в превосходной степени можно сколько угодно. Поэтому пусть уж лучше о них расскажет сам создатель.
-Что означает словосочетание «источники времени» в названии вашей компании?
-Это определение, наиболее подходящее к часам, которые мы производим. Оно объясняет концепцию дизайна моих часов, точно описывает этап развития, который переживает в данный момент часовое искусство: часы должны иметь душу.
-То есть blu – это, можно сказать, «часы нашего времени»?
-Да, но это ни в коем случае не значит, что blu - source du temps – фэшн-брэнд. И вообще, на мой взгляд, наши часы имеют дизайн, который будет привлекать людей всегда.
-Но при этом, согласитесь, часы blu вполне отвечают требованиям современной часовой моды – довольно крупный корпус, золото, бриллианты, все модели выпускаются лимитированными сериями…
-Да, нет же. Как я уже говорил, мои часы эмоциональны и даже, можно сказать, интимны. Их эмоции и красота не имеет ничего общего с сиюминутной модой на золото и бриллианты, когда производители украшают этими материалами даже спортивные и military часы, что порой выглядит чудовищно. А интимность не имеет ничего общего с бизнес-стратегическими соображениями многих компаний, выпускающих так называемые limited editions. blu – глубоко личные часы, поскольку воздействуют на душу, сердце и ум своего владельца.
К тому же 90 процентов из того, что предлагают сейчас покупателям часовщики, - это по сути ретро-часы. Производители говорят, что они таким образом отдают дань вековым традициям часового искусства. А на мой взгляд, просто не могут выдумать ничего нового, ничего лучше традиционных корпусов, циферблатов и традиционной стрелочной индикации. В то время как единственная дань классике в часах blu – это использование золота и бриллиантов в отделке.
-В blu-Planet, да и в ваших классических моделях, много деталей, которых до этого просто не существовало. Неужели вы производите их на своем небольшом предприятии?
-Конечно же, нет. На меня работают многие независимые мастера. И с каждым из них я общаюсь лично, объясняю из какого материала и как именно делать детали для моих часов. Но сначала мне пришлось делать все детали вручную.
-А проблем с качеством не возникает, ведь чем больше людей так или иначе вовлечены в производство, тем больше проблем?
-Вы знаете, я сам по натуре перфекционист и работать стараюсь с близкими мне по духу людьми. К тому же мне не трудно отличить настоящего мастера от обыкновенного профессионала. Смею заверить: часы blu делают только эксперты часового искусства.
Мы проверяем каждую, повторяю, каждую деталь, которая поступает к нам от поставщиков, поскольку в моих часах важна каждая деталь. А потому качество blu меня вполне устраивает. Каждые часы имеют 2-летнюю гарантию и пока не поступало ни одной рекламации.
-Будем надеяться, это не потому что вашим часам не исполнилось и года. Но что будет, если, допустим, я куплю их, увезу в Россию. Сможет ли обычный российский часовщик разобраться в устройстве ваших часов, чтобы провести профилактику или в случае чего отремонтировать их?
-Кстати, недавно я продал двое часов российским покупателям. Так что в вашей стране уже есть посланники blu. А что касается ремонта, то скажу так: несмотря на то, что мои часы сделаны по уникальной технологии, я постарался придать конструкции предельную логику и простоту. Думаю, с моими часами справится всякий мастер, кто не зря ест свой хлеб и имеет даже не самые глубокие познания в часовом искусстве.
Бернхард Ледерер
Родился в 1958 году в немецком городке Корнвестхайме под Штутгартом. В 18 лет стал стажером Музея исторических часов в Вуппертале и одновременно учился в часовому делу в Дюссельдорфе. Через три года получил диплом и открыл близ Дюссельдорфа собственную фирму Uhrenmanufaktur Lederer, которая занималась ремонтом и реставрацией старинных часов.
В 1985 получил степень мастера часового искусства в Пфорцхаймской школе мастерства и вступил в Ассоциацию независимых часовщиков. В 1987 году создал настольные часы Perpetual и наладил производство настольных и наручных часов в очень ограниченном количестве – не более 10 штук.
В 1993 году продал Uhrenmanufaktur Lederer вместе со всем оборудованием. Начался период размышлений. В 1997-м руководил строительством и, разумеется, сам разработал часы-монумент в честь 500-летия открытия Бразилии.
Зарегистрировал компанию blu – source du temps SA в швейцарском городе Коломбьер. В конце 2002-го выпустил первую партию часов blu, официальная премьера которых состоялась в апреле-2003 в Базеле. Женат. Супруга Ева ведет коммерческие дела и отвечает за работу с прессой.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2003