Ролан Гусев: Футбольное время
В дни чемпионатов мира и Европы по футболу время искажается, оно то летит, словно пущенный Роберто Карлосом мяч, то ползет как очередь за билетами
В дни чемпионатов мира и Европы по футболу время искажается, оно то летит, словно пущенный Роберто Карлосом мяч, то ползет как очередь за билетами. В нем начинаются провалы, куда попадают миллионы жизнерадостных азартных болельщиков и болельщиц. Ну разве мог после этого наш журнал обойти вниманием старт EURO-2004 в Португалии?
Ролан ГУСЕВ
Серебряные бутсы и платиновые часы
Ролан Гусев – лидер сборной России и ЦСКА и, вообще, денди №1 и секс-символ российского футбола. А еще он начинающий бизнесмен – владелец бутика Umbro, и давний страстный поклонник часового искусства, собравший пафосный часовой гардероб из (пока) пяти лучших часовых брэндов мира. Наш журнал встретился с правым полузащитником перед отъездом на EURO-2004.
-Насколько я знаю, вы не только на поле, но и в обычной жизни цените красивую и качественную «экипировку». Поэтому Вас называют одним из самых элегантных российских футболистов…
-Ну, это пресса дает мне всякие прозвища. Но я и в самом деле стараюсь следить за своей внешностью и имиджем. Но ведь это естественно.
-Это правда, что на EURO-2004 вы будете играть в каких-то специально сделанных для вас бутсах, которые прошиты серебряной нитью?
-Правда, но только отчасти. Действительно, компания Umbro, лицом которой я являюсь, создала новую модель бутс Elite X, в которой внутренняя поверхность выполнена из ткани, обработанной серебром. Эта технология позволяет лучше испарять влагу, что будет, я думаю, очень актуально летом в Португалии. Но я не один буду играть в таких бутсах – кроме меня в них также будут выступать Майл Оуэн, Мичел Сальгадо, Деку, Луис Гарсиа и другие игроки.
-То есть у сборной России теперь большие шансы повторить успех 1960 года – выиграть первенство континента?
-У нашей команды есть шанс на успех, даже если я по каким-либо причинам не смогу сыграть в Португалии ни одного матча. У нас интересная динамичная команда, которая умеет играть в современный скоростной футбол. Шансы есть всегда, ведь, как известно поле квадратное, а мяч круглый.
- Расскажите, как началось ваше увлечение роскошными часами?
- Очень просто. Когда я стал играть в футбол и зарабатывать серьезные деньги, я сразу же купил себе хорошие часы. Непременно роскошные и дорогие, поскольку до того у меня вообще часов не было. И четыре года тому назад я приобрел свои первые часы. Ими стали Patek Philippe. Извините, но точное название модели в данный момент я что-то вспомнить не могу.
- А почему именно Patek Philippe?
- А потому что я долго и много советовался со знающими людьми, читал специализированную литературу, журналы вроде вашего и считаю, что эта марка – самая лучшая.
- И вы их до сих пор носите?
- Конечно. Но сейчас они уже не единственные. У меня есть пять разных моделей, которые я надеваю под разные костюмы, обстоятельства, или просто под настроение. Например, сейчас я в костюме – и у меня золотой хронограф Michelangelo от Ulysse Nardin,
А со спортивной одеждой я надеваю, обычно, хронограф Zenith. Обычно я сам выбираю себе часы, но есть и те, которые мне подарили. Например, в прошлом году признали мой гол лучшим и вручили за это золотые Bvlgary. Я вообще к часам отношусь очень трепетно. И буду пополнять свою коллекцию, пока буду зарабатывать деньги. Я так решил, поскольку считаю, что часы не покупают на год или на два: чем они старее, тем более ценны и эксклюзивнее.
- Получается, вы рассматриваете коллекционирование часов как выгодное вложение капитала?
- Нет. Скорее как наследство, которое я смогу оставить своей семье. Ведь тот же Patek Philippe или Ulysse Nardin сможет носить мой сын, а потом, возможно, и его сын. И это будет уже не просто красивые часы, а семейная история и реликвия.
- А как вы выбираете часы?
- Я покупаю каталоги, специализированные журналы и вообще люблю ходить по часовым магазинам. Вначале смотрю, что нового появляется в прессе, потом начинаю искать эту модель в бутиках и салонах. И не только в России, но и за границей.
- Какие часы Вы купите в следующий раз?
- Хотелось бы что-то яркое и необычное - либо что-то от Alain Silberstein либо от Jacobs & Co, хотя последние кварцевые, а мне больше механика нравится. Механические часы – они… настоящие. На них интересно смотреть, их интересно держать в руках.
- А этот интерес к часам – он у вас наследственный? В вашей семье увлекались коллекционированием часов?
- Я бы не сказал. Никто не воспитывал во мне чувства к высокому часовому искусству, если вы это имеете в виду. Но, знаете, так получилось, что даже мальчишкой я мечтал не о машине, как все друзья, а именно о красивых часах. То есть, машину, конечно же, тоже хотелось иметь, но желание обладать часами было значительно сильнее.
- Выходит, пока вы не купили Patek Philippe, у вас вообще часов не было - ни советских, ни китайских, ни японских?
- Именно. Поэтому-то они и стали моей первой покупкой, как только я начал самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
- Странно, как могла появиться такая мечта у молодого человека, в семье которого не было культа часов?
- Не могу вспомнить. Честно. Скорее всего, в детстве увидел на ком-то дорогие часы и, можно сказать, «заболел».
- Все модели вашей коллекции – эксклюзивная механика. А в чем вы тогда тренируетесь? Неужели у вас нет ни одной спортивной модели?
- Кроме относительно спортивного хронографа Zenith – ничего спортивного у меня нет. Но спортом я в нем не занимаюсь. И вообще часы во время тренировки иметь глупо. Спортивные тренировки – это же не прогулка. Часы можно разбить или поцарапать.
- А вы дарите часы родным или друзьям?
- Нет.
- Почему? Если вы их так любите, если вы в них разбираетесь, и знаете, какие модели подходят к какому определенному стилю, вам, должно быть, легко делать такие подарки.
- Ах, да-а-а! Вспомнил! Недавно подарил мужу сестры часы - дайверские Bvlgari на каучуковом ремешке. Они ему очень понравились. Хотя, повторяю, я часы обычно не дарю. И дело не в том, что они могут не подойти - дорогие часы это такая вещь, которая сама по себе любого украсит, а дешевые дарить несолидно. Просто я пока не могу позволить себе делать такие подарки. Себе купить – да, и то, как видите, не слишком часто. Может быть, в будущем, я смогу и дарить всем хорошие дорогие часы.
- А как вы отнесетесь к тому, если вам предложат стать лицом какой-нибудь часовой марки?
- Очень положительно.
- А если при этом сами часы не будут вам нравиться?
- Что значит, не будут нравиться? Конечно, на что-то совсем сомнительное я не соглашусь. Но в принципе, я считаю все швейцарские часы - если не высокого, то вполне достойного среднего класса.
- Что именно часы для вас значат в первую очередь?
- Наверное, элемент имиджа. Мне очень нравится, как дорогие часы смотрятся на мужчине. Когда костюм человека дополняет красивая и престижная модель, только тогда, на мой взгляд, он выглядит «как надо».
- А ваши коллеги по клубу и сборной тоже увлекаются часами?
- Да, у нас в команде многие любят часы. Может, не так сильно как я, но все же. Дэвид Шиндлер, например, а вот Боря Богданчич как раз купил себе Alain Silberstein. Хотя, возможно, машины футболисты любят больше. (Смеется.)
- И последний вопрос. Если бы вы создавали свой собственный дизайн часов – какими бы они были?
- Шикарными. Платиновый корпус, достаточно толстый, чтобы в него поместился сложный механизм. Круглой формы, большого диаметра – и чтобы циферблат был читаемым, и чтобы окружающие сразу обращали внимание. Еще бы добавил какую-нибудь «фишку» - бриллиантовые стрелки, например. Ну и конечно, классический кожаный ремешок.
БОГИ ФУТБОЛА
Судья в футболе имеет просто божественный статус. Он наделен правом карать за малейшую провинность или, наоборот, миловать, изгонять с поля футболистов и разрешать входить в игру. Но главное его право (оно же и обязанность) – определять время продолжительности матча, добавляя к формальным 90 минутам хоть еще полчаса – от себя лично. Какими же часами пользуются футбольные Боги?
Вы будете смеяться, а может и плакать, но великой игре всех времен и народов безразлично, по каким часам засекают время арбитры. А ведь, казалось, что за полтора столетия официальной истории строжайшие правила расписали Его Величество Футбол до последнего пунктика: до роста травинок, длины и ширины поля и линий разметки, веса мяча, цвета формы арбитров и вратарей… Ан, нет.
Судьи и ФИФА, и УЕФА, и национальной, и региональной, и детской категорий сами решают, по каким часам они будут хронометрировать матч - да хоть вовсе без хронометра выходи, если временная память отменная. И впрямь, Боги какие-то! И несознательные граждане, которые требуют немедленного этапирования судей на переработку или обвиняют их в принадлежности к сексуальным меньшинствам, элементарно богохульствуют.
- Единственные часы, которые были разосланы нам официально, это Polar Heart Rate Monitor Watches, - сказал в интервью нашему журналу судья ФИФА Юрий Баскаков. – Как видно из их названия, они не только способны хронометрировать соревнования, но и контролируют частоту сердечных сокращений. Кстати, именно поэтому мы их и получили.
Дело в том, что, начиная с чемпионата мира 2002 года в Японии и Корее, судейский комитет ФИФА взял вопросы физической подготовки арбитров под строгий контроль. К этим часам мы получили компьютерные программы, которые помогают разрабатывать и корректировать индивидуальные программы нагрузок и готовиться к крупным турнирам.
ФИФА принялся заботиться о здоровье Богов, когда в результате исследований спортивных медиков, выяснилось, что во время футбольного матча на судей падает гораздо более тяжелая нагрузка, чем на игроков. В среднем за два тайма они пробегают 15 километров (футболист – 10 км), количество ускорений и прочих технико-тактических действий у них достигает 1300 (каждые 4 секунды), в то время как ответственный лишь за свой участок поля игрок совершает 1100 ТТД.
А ведь средний возраст рефери превышает средний возраст футболиста на целых 20 лет. Боги, конечно по идее, бессмертны, но когда они устают, то ничего хорошего из этого, как показывает практика, не получается.
Вот и создала ФИФА целое подразделение, которое отвечает за судейское здоровье и состоит из команды врачей и тренеров.
Кстати, в рамках одного из последних семинаров футбольных судей входило обучение навыкам работы с часами Polar. А это не так просто, как может показаться, ведь судейская модель S810 предназначена для глубокого изучения и анализа функционального состояния организма спортсменов, тренирующихся на пределе своих физических и физиологических возможностей.
Часы замеряют пульс каждые 5 секунд и переводят их с помощью компьютерных программ, которые знают индивидуальные особенности организма владельца, в очень полезную информацию о состоянии других органов и физической форме.
Кстати, арбитры обязаны отсылать по Интернету данные, собранные Polar Watch, в судейский комитет. Это позволяет контролировать соблюдение судьями режима и добросовестность выполнения ими предписанных индивидуальных тренировочных программ.
Особую услугу корпусу арбитров эти часы оказали во время азиатского чемпионата мира, который проходил в условиях повышенной влажности и температуры и к тому же в чужом для подавляющего большинства рефери часовом поясе. С помощью Polar Watches было установлено, что судьи расходуют на 25 процентов энергии больше чем обычно. Изучая в перерывах между таймами данные сердечных мониторов, врачи рекомендовали арбитрам сколько жидкости они должны выпить и чем подкрепиться.
Polar Heart Rate Monitor Watches состоят из двух частей: легкого и удобного нагрудного пояса-передатчика и элегантных наручных часов-приемника. Передатчик с помощью расположенных на внутренней стороне электродов, воспринимает с поверхности кожи груди поступающие от сердца электрические импульсы и телеметрически передает их на находящийся на запястье электронный приемник. На экране часов можно видеть время, частоту пульса, темп и объем расходуемых калорий, а также, по желанию, некоторые другие показатели.
- Судить в них, конечно, неудобно, - признается Баскаков. - Но я обязан собирать данные о себе. К тому же использую их в качестве резервных, а в качестве основных отдаю предпочтение стареньким добрым легким и надежным Casio на каучуковом ремешке, которые в случае чего не особенно жалко и повредить. Кстати, был бы не против, если какая-нибудь часовая компания выступила спонсором или официальным поставщиков хронометров для российского судейского корпуса. Этими вопросами ведает Николай Левников. Вам дать его телефон?
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2003