Зураб Церетели: Москве не хватает памятника часам
Отношение к Президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели, его творчеству и общественной деятельности у большинства людей далеко не однозначно
Отношение к Президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели, его творчеству и общественной деятельности у большинства людей далеко не однозначно. Но совершенно очевидно, что талантливый человек, ведущий активную и плодотворную творческую жизнь, должен хорошо знать и ценить часовое искусство. О чем мы и решили побеседовать с художником, при этом не только о его личных часах, но и о часах нашего города, к облику которого Церетели за последние годы приложил много усилий.
Зураб Константинович вытер кисти и, даже не снимая рабочего фартука, откинулся на спинку дивана в своей мастерской на Большой Грузинской, где мы расположились для беседы: “Только совсем недолго, мне надо еще успеть закончить картину, а потом ехать в Академию”, - сразу предупредил он. Это сразу и определило первый вопрос:
-Зураб Константинович, все знают, что вы ужасно занятой человек: художник, скульптор, администратор, бизнесмен... некоторые люди и одним делом не успевают до конца заняться, а вы столько всего успеваете. Как вы распределяете свое время? Наверное, у вас весь день расписан по минутам?
-На самом деле, конечно же нет. Я в первую очередь художник, и когда я работаю, времени для меня просто не существует. Видите - у меня даже часов нет.
-Как?! Совсем нет?
-А зачем мне часы? (смеется) То есть, конечно же есть, без них сейчас никак не получается. Жизнь сейчас такая - нет-нет, да и напоминает, что время поджимает. Но я стараюсь смотреть не на сроки, а на результат: вначале закончить одно дело, или какой-то этап, а потом приниматься за другое.
-Расскажите тогда, как же вы строите свой день, если не обращаете внимания на время?
-Ну... я встаю рано. Сам, так привык уже. Потом поднимаю немного штангу и иду работать - вот сегодня с утра пишу картину. Видите: и для вас время нашел. А вот, к сожалению, во второй половине дня надо будет уже смотреть на часы и бежать в Академию.
-И вам хватает на все времени? Вы успеваете сделать все, что запланировали или что-то приходится бросать, откладывать?
-Нет, конечно, не всегда удается совершить то, что задумал. Но, вы знаете, время вообще очень странная вещь: то кажется, что его катастрофически не хватает и каждая секунда дорога, а то сразу целые годы пролетают. Будто их и не было. Вот я сейчас перед вашим приходом рассматривал старые фотографии - и у меня до сих пор такое ощущение - как будто и не было всех этих лет, как будто я только что закончил архитектурный комплекс в Пицунде, приехал в Москву... и все эти люди на фотографиях: будто только вчера с ними расстался, а у меня такое ощущение, что еще много дел впереди, планов, идей.
-Но видимо, ощущение бега времени волнует вас не только как человека, но и как художника. Вот, например, знаменитый комплекс на Манежной площади: в центре него находится купол в виде земного шара, который, если приглядеться, еще и выполняет функцию часов. Интересно, как такая идея возникла у вас? Это была первоначальная задумка или часы появились там в процессе работы?
-Значит так: попытаюсь вспомнить все по порядку. Стал я проектировать этот купол. Там внизу, в торговом центре, если вы помните - фонтан. Мне захотелось, чтобы было больше дневного света, чтобы его лучи освещали воду, поэтому я придумал витраж в виде глобуса, и после этого само собой родилась мысль, что глобус может быть и функциональным, то есть показывать время в разных городах мира.
Ведь это же центральное место города, там много людей бывает, и им интересно знать который час не только в Москве, но на другом конце света. В итоге, мне кажется, получилось и красиво и удобно.
-А еще в ваших творческих планах есть что-нибудь связанное с городскими часами?
-О, это замечательно, что вы мне напомнили! У меня уже много лет вынашивается идея создать обелиск под названием “История часов”. Я даже несколько эскизов нарисовал. Правда, над этим проектом надо еще немного поработать...
-А на что он будет похож?
-У меня такая идея, чтобы там были представлены все часы с момента своего появления и до наших дней: вначале солнечные, водяные, потом башенные, карманные, современные электронные - в общем, вся история часов. Ведь это же ужасно интересно.
-А где вы думаете такой обелиск установить?
-Такой памятник должен быть на какой-нибудь большой площади. Это наверное будет вокзальная площадь, например, Трех Вокзалов, или площадь аэропорта или, может быть, площадь Большого театра. То есть там, где люди все время торопятся, и им важно знать который час.
-Вы хотите сказать, что этот обелиск будет функциональным?!
-Обязательно! И все часы в нем будут работать - даже солнечные. А иначе какой смысл? Мне вообще нравится, когда произведение искусства, особенно монументальное, часть городской архитектуры не просто красиво, но еще и выполняет какую-то полезную функцию. Кстати, городские часы я проектирую давно - еще когда работал в Пицунде. Там, кстати, произошла очень забавная история, связанная как раз с часами. Рассказать?
-Конечно.
-Как вы знаете, в Пицунде я занимался оформлением почти всего города: проектировал здания, создавал скульптуры, оформлял интерьеры. И в том числе, я сделал в Пицунде солнечные часы. Вообще в городе я установил 14 часов, а пятнадцатые - как раз солнечные. Я их сам воспринимал скорее как скульптурную композицию. А когда все закончил, вдруг объявляется комиссия из ОБХСС и поднимается страшный шум. Из Москвы приезжает заместитель Косыгина, Главный архитектор столицы, из Грузии какое-то большое начальство - и начинают читать каждую строчку в инвентаризации, при этом кричат: хищение! А я все понять не могу, в чем меня обвиняют. Оказывается, их вызвал местный следователь, который мою работу контролировал. Он мне говорит: как же так, в городе 14 часов, а по документам должно быть 15. Где же они? Я вспоминаю, говорю, конечно же, между Колхидой и Амрой. Идемте, говорю, посмотрим.
Мы все встали и в полном составе большой комиссии пошли. Пешком. Со мной никто не разговаривает, как будто я уже преступник. Пришли, я им все показываю. А этот следователь смотрит и спрашивает: “Какие же это часы? Где механизм?!” Только тут все и поняли в какое дурацкое положение они попали.
Этот следователь, дурак - он заставил целые комиссии прилететь из Москвы, из Тбилиси, серьезных людей поднял, только потому что не мог представить, как это могут быть городские часы без механизма. Можно было их просто назвать скульптурой, конечно. Но ведь время они показывают - значит, часы!
-А ведь объединить скульптуру и часы - не так просто. Если вы этим так серьезно занимались, значит, вы должны были хорошо изучить особенности и историю часов?
-Конечно. То есть, сами часовые механизмы я не делаю, но советуюсь со специалистами, как сделать так, чтобы моя идея работала. Понимаете, когда я создаю что-то, то начинаю от идеи, от эскиза и довожу работу сам до последней детали. Считаю, что, если ты делаешь какой-то комплекс, надо продумывать его полностью: от общего вида до указателей туалета. А часы, - это очень серьезная вещь, это сложный дизайн.
Кстати, спасибо вам большое, что вы мне напомнили, про этот проект обелиска “Истории часов”. Я много рисовал, были какие-то идеи, а сейчас, когда мы об этом заговорили, я тут же вспомнил, что делал раньше - как будто в живую его увидел. И думаю, что в скором времени примусь за работу.
Очень будет интересно посмотреть на результат.
- А как вы относитесь к часам в собственной жизни? Вот, например, самые ваши первые часы вы сейчас помните?
-Вот что я скажу: в детстве у меня часов не было. Отец был бедный инженер, так что такую роскошь он позволить не мог. Даже когда я закончил Академию, у меня все еще не было своих часов. Первые часы у меня появились в 68-м году, кажется, когда я закончил работать в Пицунде, получил за это гонорар, съездил в Париж, и, как сейчас помню - привез отцу часы… Хорошие… Но уже не помню, какой марки. А маме - халат. А что вы улыбаетесь? В то время хороший халат был не хуже часов. И вот, точно - ровно через год, в 69-м отец на день рождения тоже мне подарил часы - карманные фамильные часы Patek Philippe с гербом нашего княжеского рода. Я их до сих пор храню, как реликвию.
-Но не носите?
-Мне кажется, пока рано (смеется). Вот, когда начну курить трубку...
-А какими часами вы все-таки сейчас чаще всего пользуетесь?
-Когда я работаю, я вообще их снимаю, сами видите. А так, у меня есть часы, которые мне президент Путин подарил - я их и ношу.
-То есть, судя по всему, часы вам чаще дарят, или вы все-таки их сами себе покупаете?
-Когда как. Дарят, конечно, часто - это же универсальный подарок, но могу и сам купить, если мне понравится внешний вид. Мне главное что: чтобы они были большие и удобные. Конечно же - швейцарские. А так, чтобы я специально бегал, искал часы какой-то определенной марки, такого нет...
-Странно как-то получается. Вы только что говорили о сложном дизайне часов, о том, что вы изучали их историю и даже хотите запечатлеть в памятнике, а теперь проявляете к ним просто философское равнодушие. Что же для вас все-таки часы: прибор для определения времени или предмет искусства?
-Я скажу так: предмет искусства, но выполняющий свои функции. Часами люди пользуются постоянно, поэтому они должны быть прежде всего точными и удобными. И при этом красивыми, чтобы на них было приятно смотреть. Кроме того, часы - это символ, аксессуар, который может нести и смысловую нагрузку. Вот, например, когда я открыл в Севилье памятник Колумбу, я в честь этого выпустил часы с изображением скульптуры. Получились часы, которые постоянно напоминают людям о великом мореплавателе.
-А кто их изготовил? И как они называются - неужели Zurab Tseretely?
-(Смеется.) Нет, конечно же! Нет. Знаете, я привык доверять специалистам. Я сделал дизайн, а все что касается механизмов и отделки, я поручил тем, кто лучше этим занимается. Мне порекомендовали швейцарскую фабрику, она их и выпустила. Результат меня устроил. Кстати, когда я буду памятник проектировать - я тоже посоветуюсь со специалистами, чтобы все вместе не только смотрелось, но и работало.
-А эти часы с Колумбом можно купить?
-У нас - нет. Это памятные часы. Они, скорее, знак, а не товар. А кто их сделал, я сейчас уже не помню. У меня должна пара где-то лежать, но, искать, к сожалению, времени нет.
-Тогда позвольте последний вопрос: если бы у вас была машина времени, в какое время вы бы хотели отправиться: в прошлое, будущее, или, может, у вас есть любимая эпоха, в которой бы вы хотели побывать?
-Знаете, наше время меня вполне устраивает. А вот на 20-30 лет повернуть время обратно и продолжить то, что я сейчас начал, - это было бы счастье.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2003