Цедрик Йонер: Часовщик и истинный модернист
Всякий молодой амбициозный швейцарец мечтает стать либо банкиром, либо независимым часовщиком
Модернист
Всякий молодой амбициозный швейцарец мечтает стать либо банкиром, либо независимым часовщиком. Седрик Йонер не был исключением. Ювелир по образованию, десять лет он работал в крупнейших швейцарских часовых компаниях, пока в 1996 году не начал создавать собственные часы.
Помните анекдот про женскую логику? Женщину спросили: «Какова вероятность, что, выйдя на улицу, вы встретите динозавра?» «50 на 50 - либо встречу, либо нет», - ответила представительница лучшей половины человечества. Но даже столь искушенные в теории вероятности дамы затруднятся ответить на вопрос: «Какова вероятность встретить в наше время истинного модерниста?» Скорее всего вы услышите в ответ: «Небольшая, потому что мужчины редко доживают до 120 лет».
На самом же деле истинный модернист живет в Швейцарии, в предместье Женевы – Вандевре (Vandoeuvres). Там среди вековых дубов стоит небольшая вилла, из окон которой открывается чудесный вид на Монблан. Хозяин поместья – молодой часовой мастер Седрик Йонер.
Открывая собственное дело, выпускник Женевской часовой школы не хотел быть просто часовых дел мастером, каковых в каждом кантоне можно насчитать сотни. Он решил создавать только необычные сложные часы, которые отвечали бы его философской концепции - модернизму.
Расцвет этого самого таинственного стиля ХХ века пришелся на начало прошлого века, когда пресытившаяся публика требовала революции в искусстве.
Такой революцией стал модерн. Его главный лозунг сформулировал Ортега-и-Гассет: истинное искусство стремится разрушить старое. Под «старым» понимались суровая красота готики, вычурные излишества барокко, безжизненные формы классицизма. Антонио Гауди - пожалуй, самый известный и последовательный модернист - любил повторять: настоящим произведением искусства можно считать лишь то, что живет своей собственной жизнью.
Жизнь его творениям придавали совершенно необыкновенные акценты. Творчество Гауди полностью отрицает правило золотого сечения, перед которым преклонялось человечество со времен Древней Греции. Это царство динамики и центростремительных сил – есть центр композиции, который как бы притягивает к себе все остальные детали.
Чтобы создать живое модернистское произведение нужно придумать такую форму, которая, по законам стиля, должна обрамлять центр композиции, придавая ему равновесие. Седрик Йонер такую форму нашел и запатентовал – это шестиугольник с закругленными гранями и углами. Правда, о том, кто первым придумал эту форму, можно спорить – именно такое сочетание использовал Гауди при постройке парадного входа в барселонский парк Гуэль. Но как бы то ни было, в евклидовой геометрии такой формы нет, поэтому Йонеру пришлось еще и придумывать для нее название, которое отражало бы ее сущность.
Так возникло имя Abyss. Переводить его можно по-разному: это и пропасть, и морская пучина, и первозданный хаос – символ беспорядочного движения в бесконечном пространстве. Abyss стал не только основой всех часов Cedric Johner, но и визитной карточкой мастера – такую форму не узнать нельзя.
Настоящему произведению искусства нужно достойное обрамление – это понимают все. Нарушить хрупкую гармонию Abyss все равно что убить их. Именно поэтому сапфировым стеклам придается такая же шестиугольная закругленная форма; каждый корпус делается только в мастерских Cedric Johner, а окончательная обработка непременно производится вручную. Корпуса особо сложных часов, например, с турбийоном и репетиром также изготавливаются вручную с начала до конца.
Для каждой модели материалы подбираются чрезвычайно тщательно и осторожно. Тут Седрику Йонеру помогает его опыт ювелира – особое чутье материала, который должен подчеркивать индивидуальность каждой модели. Для того чтобы придавать необычный цвет фирменным турбийонам, Йонеру пришлось научиться укрощать капризную платину.
Как истинный модернист, Йонер особое внимание уделяет деталям – ведь именно они создают динамику. Изогнутые римские и арабские цифры, расположенные самыми разными способами, создают удивительное впечатление. На глазах разворачивается природная драма – борьба разнонаправленных сил: цифры как бы разбегаются с циферблата, а сложная геометрия корпуса заставляет их оставаться на месте.
Сложно поверить, что это простейшие законы зрительного поля. Гравировка корпуса, гильоширование циферблата лишь усиливают это впечатление: главный мотив всех орнаментов – волна, символизирующая вечное движение и напоминающая о приливах и отливах неукротимого океана. Эту коллекцию мастер тоже назвал Abyss.
Йонер, кажется, хочет повторить в своих часах все изобретения мастеров прошлого. Сложно сказать, какого из часовых «ухищрений» еще нет в его коллекции. Уже на первой своей выставке в Базеле в 1997 году он представил часы с прыгающим часом, а через год - вечный календарь, часы с ретроградной секундной стрелкой и модель со вторым часовым поясом. Но настоящая сенсация произошла в 2001 году. Всего лишь за год Йонер создал пять(!) шедевров: Tourbillion blue en Platine, Repetition Minutes Abyss, сплит-хронограф с колонным колесом Chronographe roue a colonnes, женский хронограф Monopulsunt и интереснейший механизм - калибр 10.
О калибре 10 стоит рассказать особо. Это механизм с автоподзаводом, 65-часовым запасом хода, украшенный 22-каратным золотом. Его детали отделаны и декорированы вручную. Калибр 10 заслужил право носить «Женевскую печать». У каждого кантона Швейцарии есть свой собственный знак качества для часов, и самый известный из них – женевский. «Печать» - это свидетельство того, что данный механизм является образцом технического совершенства. Хотя калибр 10 получил известность и заветную печать только в 2001 году, но в часах Cedric Johner он используется с 2000-го.
Практически тот же базовый механизм, только без надписи «Geneva», можно обнаружить под задней крышкой биретроградного вечного календаря, представленного в 2000 году.
В 2001 году Седрик Йонер создал и жемчужину своей коллекции - Repetition Minutes Abyss. Мастер открыл свое творение взглядам со всех сторон: через сапфировую заднюю крышку виден механизм, а через декоративный вырез в гильошированном циферблате – колокольчики и молоточки. Они оживают, когда владелец хочет узнать который час по мелодичному бою.
Йонер, как подавляющее большинство часовщиков, считает, что скрывать красоту турбийона – преступление. В Tourbillion blue en Platine задняя крышка также прозрачна, а циферблатом служит декоративная панель. Ее верхняя часть – отверстие, напоминающее по форме стилизованное и перевернутое
изображение моста турбийона, а нижней просто нет. Мосты и барабан этих часов разрабатывались и создавались в мастерских фирмы. Слово «blue» в названии появилось не случайно: в традиционный синий цвет окрашены винты и стальные части платины. Но Йонер решил окрасить в тот же цвет и сам механизм. А рисунок гильоширования панели игрой света и теней подчеркивает необычный цвет механизма.
Сегодня не иметь в модельном ряду хронографа, значит не быть часовщиком. Казалось бы, какое разочарование должно было постигнуть Йонера – делать традиционную почти неподдающуюся инновации вещь крайне скучно. Но и тут мастер нашел выход: вместо обычного современного и практичного кулачка он поставил колонное колесо – более сложную и трудоемкую в производстве систему. Поэтому Chronographe roue a colonnes существует только в пяти экземплярах.
С женским вариантом хронографа вышла другая история. Большинство современных хронографов – двухкнопочные, что удобно, но не очень элегантно. Вот Йонер и решил создать для женщин не обычный хронограф, а изысканное украшение в виде классического однокнопочного варианта.
Но свою самую заветную мечту Йонер еще не осуществил. Шесть лет назад, создавая марку Cedric Johner, часовщик-ювелир хотел, чтобы каждые часы, вышедшие из его мастерской, были абсолютно индивидуальны и отражали личность своего владельца. А для этого нужно, чтобы в создании своих часов участвовал каждый клиент. Кстати, это вполне реально, ведь за 2002 год из мастерских Йонера вышло всего лишь 300 экземпляров. Приглашение к сотворчеству – это не просто дань модному нынче персональному общению с клиентом, а жизненное кредо мастера – истинная красота возникает тогда, когда она индивидуальна.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2003