Искусство & технологии

Никас Сафронов: человек, который с часами "на ты"

Личность этого человека окутана романтическим ореолом. Несостоявшийся моряк. Наполовину литовец, наполовину русский. В прошлом грузчик и дворник. Ныне граф, вернее, уже князь

Личность этого человека окутана романтическим ореолом. Несостоявшийся моряк. Наполовину литовец, наполовину русский. В прошлом грузчик и дворник. Ныне граф, вернее, уже князь. Немножечко плейбой, позировавший для эротических журналов, покоритель женских сердец. Преуспевающий художник и немного бизнесмен. Друг нескольких президентов и многих знаменитостей – от Софи Лорен до Гарика Сукачева.

Если бы мама не дала бы ему это непривычное имя, его стоило бы выдумать, настолько оно подходит нашему сегодняшнему собеседнику – Никасу Сафронову, самому многогранному современному художнику, идеальному «герою нашего времени».

– Вы кажетесь человеком, умеющим находить общий язык со Временем. Выставки, презентации, светские рауты – везде успеваете? Вы, кажетесь, человеком, умеющим находить общий язык со Временем: выставки, презентации, светские рауты – везде успеваете? Какое место занимают часы в жизни художника?

– Художники бывают разные. Кто-то раз в год «забросит невод» – не попалась ли золотая рыбка? –, и ждет у моря погоды. Мне же к сроку нужно сдать картину, во время открыть выставку, и без часов никак не обойтись. Только до 30 лет время течет медленно, после оно несется вскачь. Впрочем, бег времени, зависит от того, чем занимаешься. Иногда придешь поздно, соберешься сделать пару мазков, а смотришь – уже шесть утра. Когда же пишешь портрет не самого приятного для тебя человека, часы тянутся страшно медленно. Понятие времени замечательно выразил Дали – это нечто текучее, имеющее пластичную субстанцию. Интересно, как время ощущается под землей. Я был в пещерах во Франции и в Крыму. В чреве Земли время бьет каждой секундой прямо в мозг, словно затягивая в вечность. В своих картинах я изображал время в виде вращающейся воронки, создающей ощущение, будто ты погружаешься и растворяешься в чем-то необъяснимом.

Девушка-часы

Пытались ли вы писать портрет Времени или сразу замахнулись на Вечность?

– У меня есть такая картина «Мудрость времен Дали» (1991), где изображен старый человек с бородой, на голове которого - самые разные часы. Он дорожит каждым мгновением и в то же время он свободен. Он, творец, держит часы Дали, плавящиеся у него в руках, показывающие, что все уходит в вечность.
Часы меня привлекали всегда, и я нередко включаю их в картины в виде коллажа. Это дает возможность соизмерить настоящее с прошлым, реальность с некоей расплывчатой абстрактностью.

Мне нравится, что древние люди чувствовали не только движение, но и вес времени. Переворачивая песочные часы, они наблюдали, как перетекают, убегают крупицы времени. Сегодня мы утратили эту возможность. Мы не замечаем движения стрелок, перестали слышать бой часов, изобрели бесшумные кварцевые часы и перестали чувствовать бег времени. Когда я сажусь за мольберт и не вижу время, меня это беспокоит.

Человек, поладивший со Временем, должен быть неравнодушен к часам. Какие часы вам запомнились с детства?

– Помню: мама носила то ли немецкие, то ли швейцарские часы, причем старенькие и затертые. Она их получила еще от бабушки, литовки по происхождению. Когда мне было совсем мало лет, она их бережно клала в коробочку и доставала только по праздникам. Когда представляю мамины часики, я ощущаю даже запах тех лет.

- У вас, наверное, было много часов. Каким образом они к вам попадали?

– Конечно, за всю жизнь у меня перебывало много всяких часов. Обычно я легко, поносив одни, меняю их на другие. Такие заказчики, как президенты, любят дарить официальные, золотые часы, на циферблате которых портрет самого президента. Например, у меня есть часы от президентов Эквадора и Перу, от Алиева и Назарбаева.

Когда я работал в Италии, меня пригласили на вечеринку, где было много звезд. Там оказалась и Софи Лорен. Пользуясь случаем, я рассказал ей трогательную историю, которая произошла со мной в детстве. Из журнала «Советский экран», найденного на помойке, я вырезал портрет красивой женщины. Мне показалось, что это сам боженька, и я обращался к нему со своими наивными просьбами. Потом оказалось, что это была фотография Софи Лорен.

Услышав мою историю, актриса даже прослезилась, и с тех пор мы стали общаться. Как-то я увидел у нее швейцарские часы с зеркальным циферблатом. Удивился –, какие необычные часы! Смутившись, она призналась, что позаимствовала их у сына –  перед выходом не смогла найти свои. «А мне нравятся», – вырвалось у меня. Она очаровательно улыбнулась, сняла их и протянула мне: «Возьми в подарок». Эти зеркальные часы я, к сожалению, передарил одному моему другу, банкиру. Он бережно, как реликвию, положил их в сейф.

Однажды в Париже я встречался с Пьером Карденом. Он полистал альбом с моими работами: «Ник, знаете, что вы - гений?». «Докажите», - отвечаю я, а он, слегка растерявшись, снимает с руки часы и отдает их мне: «Вот доказательство!». Потом, уже в Москве, я разглядел их как следует, и обнаружил надпись, гласящую, что эти часы были выпущены в единственном экземпляре. Их оценили в 75 тысяч долларов!

Еще вспоминаю часы, которые подарил друг-югослав: батарейка – на семь лет, водозащита до 100 метров. Я долго носил их, не снимая, но однажды они куда-то подевались. После длительных поисков я их, искореженные,  неожиданно обнаружил… в пылесосе. Выяснилось - это мой маленький сын, познавая мир,  проявил любознательность. Вскоре часы, похожие на эти, я увидел в Лондоне и, конечно, решил купить в память о друге. Продавец достал их из зеркального шкафа: «Хороший выбор. Они не очень дорогие – всего 7500 фунтов». Я внутренне охнул и попросил показать другие. Цена этих, «тоже неплохих часов», оказалась  5000 фунтов. Меня тут же заинтересовала еще одна модель…

Перебрали мы таким образом часов двадцать. При этом продавец каждый раз открывал и закрывал шкафчик на ключ. В конце концов, я понял, что часы за пятьдесят фунтов внешне не сильно отличаются от часов за пять. И, когда сдержанный англичанин готов уже был выйти из себя, я все же выбрал себе часы. Да, именно те, за пять фунтов! Не нырять, так, по крайней мере, руки мыть в них можно. Главное ведь - память о друге.

Кстати, я и сам с удовольствием дарю часы людям, которые мне симпатичны. Для каждого подбираю что-то свое. Гарик Сукачев, к примеру, любит «рокерские» часы.

У вас, наверное, собралась целая коллекция разных часов?

– Да, одно время я их даже специально собирал. Причем начало коллекции было положено еще в школьные годы. Когда ломали старые дома, мы с мальчишками любили лазить в развалинах, искать старые вещи. Тогда у  меня и начали собираться какие-то часы – старые и не очень, русские и трофейные, из Европы. Позже появилась возможность покупать часы, и в Москве у приятеля, ремонтировавшего часы, приобрел сразу штук сто из числа забытых и просто оставленных заказчиками. Были в моей коллекции и ценные, по-настоящему старинные экземпляры. Нашелся мастер, который приводил их в рабочее состояние, и они прекрасно шли.

Удивительно: хорошие часы, как пирамида, без ущерба для себя пропускают поток времени. Мой друг, известный бизнесмен и коллекционер картин, итальянец Джаннилуиджи Черази был настолько покорен моим собранием, что пришлось ему уступить почти всю коллекцию.

Какие требования предъявляете к часам, которые носите сегодня? Предпочитаете определенные марки или долго подыскиваете что-нибудь оригинальное?

– У меня нет особых пристрастий среди фирм. Уважаю швейцарские часы. Но не сами марки, а именно то, как часы выглядят. Люблю изысканно простой дизайн. На Западе, когда попадешь в общество, тебя оценивают по одежде и часам. Часы, может быть, даже важнее. У меня есть один клиент – миллиардер из Эквадора. Он ездит на старой «Вольво», одевается скромно. Но часы на его руке стоят около полтора миллиона долларов! Человек таким образом дает понять, что он богат и независим.

часы-Никаса-Сафронова

Но бывает, конечно, и наоборот. Нередко итальянцы носят дорогие часы и ездят на очень хорошей машине. в которой им приходится спать, потому что на самом деле у них нет даже собственной квартиры.

Слава богу, мне, художнику, не обязательно доказывать кому-то, что я имею возможность купить шикарные часы престижной фирмы. Я ношу те, которые мне просто нравятся, часы, подчеркивающие мою индивидуальность.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2002

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?