Людвиг Ошлин - "чокнутый" часовщик
Людвиг Ошлин, как и все гении, чудаковат и непосредственен. Даже на официальных приемах его редко можно увидеть без рабочего жилета, в кармане которого обязательно спрятан калькулятор...
Появление гениальных изобретений всегда связано с чудесами, легендами и загадками. Вспомнить хотя бы ньютоново яблоко, падение которого привело к открытию силы тяжести, или сон Менделеева, благодаря которому химические элементы были выстроены в стройную периодическую систему. Но изобретатель, о котором пойдет речь, создает уникальные в своем роде часовые механизмы просто и со вкусом, не привлекая к этому процессу потусторонние силы. Гениальные изобретения - это его работа, страсть и просто часть жизни, без них он не может представить своего существования.
Как все начиналось
Людвиг Ошлин, (Ludvig Oeshlin) как и все гении, чудаковат и непосредственен. Даже на официальных приемах его редко можно увидеть без рабочего жилета, в кармане которого обязательно спрятан калькулятор - его основной рабочий инструмент. Как к изобретателю приходят идеи создания того или иного суперсложного механизма - секрет для него самого, но результаты этих идей поражают не только любителей часов, но и самих работников компании Ulysse Nardine, которая запускает эти механические чудеса в производство.
Итальянец по происхождению, Людвиг не унаследовал страсть к часовому делу: "Эта профессия сама меня нашла", - говорит изобретатель. После окончания Базельского университета, где он изучал историю, археологию, астрономию и философию, Людвиг неожиданно для всех поступил на обучение к часовому мастеру Йоргу Шперингу. "Наверное, швейцарская атмосфера так подействовала", - смеется Людвиг.
Результаты обучения не заставили себя долго ждать: достаточно скоро слухи о молодом талантливом часовщике достигли Ватикана. Людвигу было предложено отреставрировать старинные часы Фарнезе, подаренные в 1725 году папе Льву XII. Работа, продолжавшаяся семь лет, настолько увлекла мастера, что с тех пор решение посвятить себя часовому делу уже не подвергалось сомнению. Но дать волю своему творческому гению Людвиг смог только после знакомства с директором компании Ulysse Nardine.
Возрождение Ulysse Nardine
К 1983 году компания Ulysse Nardine, перешедшая во владение Рольфа Шнайдера, находилась в кризисном состоянии, кстати, как и многие швейцарские производители, не выдержавшие конкуренции с дешевыми и практичными кварцевыми новинками. Спасти положение могла специализация на элитных механических часах. Вот тогда-то и был найден гений-часовщик, идеи которого требовали немедленного воплощения.
Бурное возрождение компании началось с выхода в свет коллекции "Трилогия времени", которая вызвала всеобщий интерес в Европе. Изобретательский талант Ошлина и полученное им историческое образование дали поразительные результаты: первые наручные часы этой серии возникли на базе старинного механизма, секрет производства которого практически утерян.
Astrolabium Galileo Galilei - это наручный вариант астролябии, инструмента, с помощью которого в далеком прошлом астрономы определяли положение небесных светил. Только вместо громоздкого аппарата Людвиг создал элегантный наручный аксессуар, который, кроме всего вышеперечисленного, показывает точное время. Механизм, сделанный из легчайших и одновременно прочных сплавов, обладает удивительной точностью. Подсчитано, что за 144 тысячи лет он отстанет менее чем на сутки!
По словам изобретателя, одной из самых увлекательных работ было создание часов Planetarium Copernicus, которые, как и Astrolabium Galileo Galilei, занесены в Книгу рекордов Гиннесса. На циферблате этих часов как бы размещена вся Вселенная, которая изменяется с течением времени. С их помощью можно определить расположение планет на данный момент времени и составить гороскоп. Но даже людей, не доверяющих пророчествам, не может не очаровать это механическое чудо, живущее в согласии с ходом небесных светил. Существует редкая серия всего из 65 экземпляров этих часов, циферблаты которых выполнены из метеорита, найденного в Гренландии в 1896 году.
Третье произведение этой серии - Tellurium Johannes Kepler - наручные часы, отслеживающие движение Земли вокруг Солнца. С их помощью можно определить, где сейчас на планете день, а где ночь, вычислить долготу дня в любой точке земного шара, взглянув на символическое изображение светила, передвигающееся относительно нанесенной на циферблат карты северного полушария.
Но кроме этих произведений, заслуживших мировое признание, в багаже Людвига Ошлина - более 300 патентов на часовые механизмы, среди которых и наручные часы с репетиром, и часы, в которых поворачиваются не стрелки, а сам механизм, и многое, многое другое.
Идеи и воплощения
Создание любого механизма для Ошлина - кропотливое и увлекательное занятие. Сначала идея вынашивается, будущий механизм надо не только рассчитать, но и прочувствовать. Только на заключительной стадии создания проекта все, что создано умом этого человека, переносится в компьютер - до этого Ошлин производит расчеты на калькуляторе, подгоняя и изменяя детали будущего шедевра. Первый экземпляр изготовляется самим мастером, после чего часы запускаются в производство.
На момент визита Ошлина в Москву (июнь нынешнего года) его последним изобретением была модель Freak, презентация которой в Москве запланирована на осень. Ну, а что родилось за это время в голове гениального часовщика, вероятно, неизвестно даже его боссу Рольфу Шнайдеру. Любит Ошлин неожиданности и сюрпризы, но точно известно одно: еще не раз этот, как его иногда называют, "чокнутый" профессор будет удивлять мир шедеврами часового мастерства.
Из интервью Людвига Ошлина журналу "Мои часы"
- Как рождаются идеи для новых изобретений?
- В университете я очень увлекался историей, и она до сих пор меня интересует. В прошлом было создано очень много интересных, неповторимых механизмов - не только часовых, но и астрономических, и вычислительных. Их за ненадобностью постепенно забыли, но мне очень интересно изучать их. К тому же, сегодня их можно восстановить, а точнее - возродить. Поэтому иногда я черпаю идеи из прошлого. К сожалению, далеко не все, что приходит в голову, удается воплотить в жизнь. Иногда я месяцами бьюсь над механизмом и не нахожу решения. Но мне ведь никогда не дают заказов - творчество не признает установленных норм или сроков, - поэтому я могу отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
- Что Вы делаете, когда наступает творческий кризис, и новые идеи отказываются приходить?
- Например, спортом - я люблю бегать по утрам, или игрой на флейте. К тому же, у меня маленькая дочка, и все интереснее становится проводить время с ней, да и она радуется, когда папа дома.
К тому же, кроме работы в Ulysse Nardine у меня много других обязанностей. Недавно я назначен директором Музея часов в Ля Шо-де-Фон и теперь знакомлюсь с коллекцией, пытаясь в ней разобраться. Очень интересно, но занимает много времени. Плюс ко всему, я еще преподаю в университете. Так что, когда ничего "не изобретается", есть, чем себя занять.
- Что интересного Вы открыли для себя в Москве?
- Я впервые в Москве, и она очень меня удивила. У нас все-таки сохранился стереотип представления о Москве как столице СССР: все такое серое, очереди, сердитые люди. А оказывается, это настоящая европейская столица, и люди приветливые, и сервис на высшем уровне, и город сам по себе очень красивый и гостеприимный.
А что касается достопримечательностей, то я давно мечтал посмотреть на Кремлевские куранты - неповторимое зрелище! И еще мне очень понравился музей часов в Коломенском. Там потрясающая атмосфера и, конечно, интересные механизмы. Разумеется, я видел далеко не все, но я думаю, что когда-нибудь обязательно сюда вернусь.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2001