Искусство & технологии

Людвиг Ошлин - "чокнутый" часовщик

Людвиг Ошлин, как и все гении, чудаковат и непосредственен. Даже на официальных приемах его редко можно увидеть без рабочего жилета, в кармане которого обязательно спрятан калькулятор...

Появление гениальных изобретений всегда связано с чудесами, легендами и загадками. Вспомнить хотя бы ньютоново яблоко, падение которого привело к открытию силы тяжести, или сон Менделеева, благодаря которому химические элементы были выстроены в стройную периодическую систему. Но изобретатель, о котором пойдет речь, создает уникальные в своем роде часовые механизмы просто и со вкусом, не привлекая к этому процессу потусторонние силы. Гениальные изобретения - это его работа, страсть и просто часть жизни, без них он не может представить своего существования.

Как все начиналось
Людвиг Ошлин, (Ludvig Oeshlin) как и все гении, чудаковат и непосредственен. Даже на официальных приемах его редко можно увидеть без рабочего жилета, в кармане которого обязательно спрятан калькулятор - его основной рабочий инструмент. Как к изобретателю приходят идеи создания того или иного суперсложного механизма - секрет для него самого, но результаты этих идей поражают не только любителей часов, но и самих работников компании Ulysse Nardine, которая запускает эти механические чудеса в производство.

Итальянец по происхождению, Людвиг не унаследовал страсть к часовому делу: "Эта профессия сама меня нашла", - говорит изобретатель. После окончания Базельского университета, где он изучал историю, археологию, астрономию и философию, Людвиг неожиданно для всех поступил на обучение к часовому мастеру Йоргу Шперингу. "Наверное, швейцарская атмосфера так подействовала", - смеется Людвиг.

 

Людвиг Ошлин

 

Результаты обучения не заставили себя долго ждать: достаточно скоро слухи о молодом талантливом часовщике достигли Ватикана. Людвигу было предложено  отреставрировать старинные часы Фарнезе, подаренные в 1725 году папе Льву XII. Работа, продолжавшаяся семь лет, настолько увлекла мастера, что с тех пор решение посвятить себя часовому делу уже не подвергалось сомнению. Но дать волю своему творческому гению Людвиг смог только после знакомства с директором компании Ulysse Nardine.

Возрождение Ulysse Nardine
К 1983 году компания Ulysse Nardine, перешедшая во владение Рольфа Шнайдера, находилась в кризисном состоянии, кстати, как и многие швейцарские производители, не выдержавшие конкуренции с дешевыми и практичными кварцевыми новинками. Спасти положение могла специализация на элитных механических часах. Вот тогда-то и был найден гений-часовщик, идеи которого требовали немедленного воплощения.

Бурное возрождение компании началось с выхода в свет коллекции "Трилогия времени", которая вызвала всеобщий интерес в Европе. Изобретательский талант Ошлина и полученное им историческое образование дали  поразительные результаты: первые наручные часы этой серии возникли на базе старинного механизма, секрет производства которого практически утерян.

Astrolabium Galileo Galilei - это наручный вариант астролябии, инструмента, с помощью которого в далеком прошлом астрономы определяли положение небесных светил. Только вместо громоздкого аппарата Людвиг создал элегантный наручный аксессуар, который, кроме всего вышеперечисленного, показывает точное время. Механизм, сделанный из легчайших и одновременно прочных сплавов, обладает удивительной точностью. Подсчитано, что за 144 тысячи лет он отстанет менее чем на сутки!

Ulysse Nardine- Astrolabium Galileo Galilei

По словам изобретателя, одной из самых увлекательных работ было создание часов Planetarium Copernicus, которые, как и Astrolabium Galileo Galilei, занесены в Книгу рекордов Гиннесса. На циферблате этих часов как бы размещена вся Вселенная, которая изменяется с течением времени. С их помощью можно определить расположение планет на данный момент времени и составить гороскоп. Но даже людей, не доверяющих пророчествам, не может не очаровать это механическое чудо, живущее в согласии с ходом небесных светил. Существует редкая серия всего из 65 экземпляров этих часов, циферблаты которых выполнены из метеорита, найденного в Гренландии в 1896 году.

Третье произведение этой серии - Tellurium Johannes Kepler - наручные часы, отслеживающие движение Земли вокруг Солнца. С их помощью можно определить, где сейчас на планете день, а где ночь, вычислить долготу дня в любой точке земного шара,  взглянув на символическое изображение светила, передвигающееся относительно нанесенной на циферблат карты северного полушария.

Но кроме этих произведений, заслуживших мировое признание, в багаже Людвига Ошлина - более 300 патентов на часовые механизмы, среди которых и наручные часы с репетиром, и часы, в которых поворачиваются не стрелки, а сам механизм, и многое, многое другое.

Идеи и воплощения
Создание любого механизма для Ошлина - кропотливое и увлекательное занятие. Сначала идея вынашивается, будущий механизм надо не только рассчитать, но и прочувствовать. Только на заключительной стадии создания проекта все, что создано умом этого человека, переносится в компьютер - до этого Ошлин производит расчеты на калькуляторе, подгоняя и изменяя детали будущего шедевра. Первый экземпляр изготовляется самим мастером, после чего часы запускаются в производство.

На момент визита Ошлина в Москву (июнь нынешнего года) его последним изобретением была модель Freak, презентация которой в Москве запланирована на осень. Ну, а что родилось за это время в голове гениального часовщика, вероятно, неизвестно даже его боссу Рольфу Шнайдеру. Любит Ошлин неожиданности и сюрпризы, но точно известно одно: еще не раз этот, как его иногда называют, "чокнутый" профессор будет удивлять мир шедеврами часового мастерства.


Из интервью Людвига Ошлина журналу "Мои часы"

- Как рождаются идеи для новых изобретений?

- В университете я очень увлекался историей, и она до сих пор меня интересует. В прошлом было создано очень много интересных, неповторимых механизмов - не только часовых, но и астрономических, и вычислительных. Их за ненадобностью постепенно забыли, но мне очень интересно изучать их. К тому же, сегодня их можно восстановить, а точнее - возродить. Поэтому иногда я черпаю идеи из прошлого. К сожалению, далеко не все, что приходит в голову, удается воплотить в жизнь.  Иногда я месяцами бьюсь над механизмом и не нахожу решения. Но мне ведь никогда не дают заказов - творчество не признает установленных норм или сроков, - поэтому я могу отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

- Что Вы делаете, когда наступает творческий кризис, и новые идеи отказываются приходить?

- Например, спортом - я люблю бегать по утрам, или игрой на флейте. К тому же, у меня маленькая дочка, и все интереснее становится проводить время с ней, да и она радуется, когда папа дома.
К тому же, кроме работы в Ulysse Nardine у меня много других обязанностей. Недавно я назначен директором Музея часов в Ля Шо-де-Фон и теперь знакомлюсь с коллекцией, пытаясь в ней разобраться. Очень интересно, но занимает много времени. Плюс ко всему, я еще преподаю в университете. Так что, когда ничего "не изобретается", есть, чем себя занять.

- Что интересного Вы открыли для себя в Москве?

- Я впервые в Москве, и она очень меня удивила. У нас все-таки сохранился стереотип представления о Москве как столице СССР: все такое серое, очереди, сердитые люди. А оказывается, это настоящая европейская столица, и люди приветливые, и сервис на высшем уровне, и город сам по себе очень красивый и гостеприимный.

А что касается достопримечательностей, то я давно мечтал посмотреть на Кремлевские куранты - неповторимое зрелище! И еще мне очень понравился музей часов в Коломенском. Там потрясающая атмосфера и, конечно, интересные механизмы. Разумеется, я видел далеко не все, но я думаю, что когда-нибудь обязательно сюда вернусь.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2001

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?