Стивен Уркхарт. В шаге от вечности
Лиза Епифанова
Президент Omega Стивен Уркхарт этим летом покидает свой пост, но не саму компанию – он останется консультантом и будет принимать участие в специальных проектах. Его последнее интервью журналу «Мои часы» посвящено самому главному проекту Omega в новом веке.
Omega почти двадцать лет шла к концепции Master Chronometer – коаксиальный спуск, инновационные материалы, сертификация METAS… Что же дальше? Вы планируете повысить планку до какого-нибудь Master Super-Chronometer?
Я бы сказал, что история Master Chronometer началась намного раньше. С того момента как в 1880 компания открыла производство механизмов полного цикла в Бьенне, как в 1885 году выпустила первый собственный калибр, погрешность хода которого составляла не более 30 секунд в день. Omega изначально выбрала своей специализацией производство высокоточных механизмов, и поэтому все, что мы делаем, мы сверяем по этой эталонной планке. Естественно, для этого нужно использовать все возможности, которые предоставляет прогресс и новые технологии. Поэтому когда в 1992 году Omega вновь открыла собственную мануфактуру полного цикла, мы сразу начали экспериментировать с кремниевыми элементами. В то время это была совершенно неизведанная и очень рискованная для часовщиков область. В начале преимущество кремния виделось в оптимизации процесса производства посредством фотомануфактуры и повышении изохронности. И уже только спустя некоторое время мы поняли, что антимагнитные свойства кремния также очень важны. На самом деле защита от магнитного воздействия – это одна из фундаментальных проблем наручной механики наряду с устойчивостью к шоку и водонепроницаемостью. Причем, с последними производители научились эффективно справляться, а магнетизм считался долгое время важным только для специфических хронометров, «научных» или дайверских. Но ведь мир меняется! Магнитные поля сейчас везде, нас окружает множество приборов с сильным излучением, которое влияет на механику. Я рассуждаю не гипотетически, а по отчетам из сервис-центров. Поэтому Master Chronometer на сегодняшний день – это не покоренный пик, не сверхидея, а обычная часовая механика, которая соответствует современным стандартам жизни. Эти стандарты требуют расширенной сертификации, которую не может предоставить COSC, поэтому мы заключили договор с институтом METAS для проведения дополнительных тестов.
И какие преимущества получает человек, купивший часы с механизмом серии Master Chronometer? С точки зрения развития компании тут все понятно, а с точки зрения обычного владельца часов – в чем заключается конкретная причина выбрать эти, а не другие?
Потому что это сертифицированный хронометр, у которого максимально долгий межсервисный интервал. Владелец существенно экономит на ремонте и обслуживании – вот очевидное преимущество. В этом году Omega представила уже 6 калибров, соответствующих новому стандарту, их число будет расти. А вообще моя главная мечта – чтобы были созданы часы, не нуждающиеся в ремонте.
Вечный двигатель?
Почти (смеется).
Но, если честно, конкретно относительно Master Chronometer возникает несколько вопросов. Например, считается, что главным эстетическим недостатком самого распространенного способа защитить механизм от магнитного воздействия с помощью клетки Фарадея является сплошная задняя крышка – механику не видно. А кремниевые детали позволяют решить эту проблему. И, тем не менее, вы выпустили первую серию Globemaster Master Chronometer с непрозрачной крышкой. Почему?
На самом деле главная эстетическая проблема клетки Фарадея в том, что корпус получается толстым и неудобным, к тому же невозможно установить индикацию даты и другие дополнительные функции. С Master Chronometer таких проблем нет. А уж вопрос, что размещать на задней крышке – сапфировое стекло или медальон с гравировкой – зависит от стиля, адресата и коллекционной ценности модели.
А если рассуждать более глобально – зачем вообще это все? Внедрение новой технологии потребовало больших инвестиций. Часы стоят дороже обычной базовой механики. Да, возможно, они более долговечны… Но насколько это ценно сейчас, когда потребителей наоборот приучают к тому, что нет ничего вечного? Машину меняют через три-пять лет, телефон чуть ли не каждый год, одежду вообще выбрасывают. Ну, сломаются часы. Пусть покупают новые!
Вы правы отчасти. Да, срок службы технических приборов и аксессуаров сильно сократился, потому что людям хочется постоянно приобретать что-то новое, модное и более интересное в функциональном плане. Это естественное человеческое желание. Но у человеческой природы есть и другая сторона – нам также хочется, чтобы были вечные, неизменные вещи, чтобы что-то хорошее длилось бесконечно долго. В основном в том, что затрагивает эмоции. Именно поэтому мы считаем сейчас наручные часы эмоциональным продуктом, а не техническим прибором. Потому что, давайте признаем честно, в техническом аспекте вряд ли в механике что-то появится такое революционно новое, чтобы заставить человека выбросить прошлогодний хронограф и побежать покупать новый. В целом все часовые механизмы одинаковы. Но именно это и переводит их в класс «вечных» ценностей. Которые могут достаться и вашим потомкам.
Но если мы вспомним те же калибры Omega середины прошлого века, например, механизмы с ручным заводом серии 1860, которые использовались в лунных Speedmaster – они отлично работали и продолжают работать и сегодня. Это как раз пример вечных ценностей, которые не изменились за полвека. Зачем улучшать хорошее?
Интересный вопрос. Очевидный ответ на него: потому что изменился сам окружающий мир. Семьдесят лет назад, когда Omega начала изготавливать наручные хронометры, не было столько техники вокруг, такого количества излучения. Кардинальным «улучшением» хорошего стал кварцевый механизм. Тогда как мы не изменяем самой технологии, совершенствуем только ее исполнение. И это то, что хотят клиенты. Например, я бы сравнил эволюцию часовой механики с классической музыкой. Сами произведения остаются неизменными уже века. Но музыкальные инструменты, техника исполнения, звукозапись и воспроизведение стали намного совершеннее.
Почему для премьеры нового калибра в прошлом году вы решили извлечь из архивов самый первый дизайн Constellation, к тому же назвав его специфическим «американским» именем. Тем, кто не знаком с историей Omega, приходится заново рассказывать про Globemaster, объяснять, откуда все взялось, про звездочки на задней крышке и циферблат «сковородку». Не проще было бы «обкатать» Master Chronometer в более известных и подходящих по стилю линиях – в тех же лунных или дайверских часах, в хронометрах De Ville, наконец, в часах серии Джеймса Бонда?
Ответ очень простой. Нам важно было подать Master Chronometer как новый флагман, отдельную главу в истории Omega, а не продолжение темы подводных или лунных часов. Именно так, если вы помните, и появилась сама Constellation в 1952 году – это коллекция знаменовала новый стандарт швейцарской механики: массовый, автоматический хронометр, 8 раз завоевавший приз Обсерватории Нешателя. Мы хотели показать, что и новый хронометр продолжает именно эту традицию. Но за прошедшие годы Constellation стала уже не просто коллекций, а выросла в целую семью самых разных моделей, фактически, это уже суб-бренд Omega, включающий аксессуары и украшения. Поэтому нужно было выделить в ней особую линию, отдельное имя, которое ассоциировалось бы только с новым калибром.
И для этого понадобился дизайн 50-х, который в самой Omega когда-то признали устаревшим? Constellation несколько раз радикально обновлялась – почему же для нового калибра нельзя было создать и новое, современное художественное решение?
Вовсе не из-за недостатка фантазии, если вы на это намекаете. Вы знаете, сколько в музее Omega выставлено безумных экспериментальных часов из 70-х и 80-х годов? Представьте их на минутку. А теперь я скажу, что если дать сейчас волю нашим дизайнерам, они придумают такие фантастические изделия, по сравнению с которыми те часы покажутся скучными. Но людям сейчас этого попросту не нужно. И это к вопросу об эмоциях, которые вызывают часы: в отличие от прочих технических «гаджетов», клиенты хотят, чтобы их хронометры были строгими и классическими с узнаваемым историческим дизайном.
Вам не кажется, что за всеми техническими экспериментами, новыми калибрами и материалами вы задвинули на второй план коммерческий имидж Omega? Особенно для женской аудитории. Когда-то Omega «взорвала» часовой маркетинг концепцией My Choice с участием топ-моделей и голливудских звезд. А сейчас как привлекать новую молодую аудиторию, которой наверняка не интересна вся эта история с антимагнитностью?
У нас появился новый посланник Эдди Редмейн, очень популярный среди современной молодой аудитории. Да, я признаю, что сейчас есть определенная проблема на рынке женских часов. Omega воспринимается как мужской бренд. У него короткое емкое имя, много мужских коллекций и чисто мужских историй: полеты в космос, бондиана, хронометрия. Правда в том, что быть успешным на рынке мужских часов на протяжении долгого времени намного проще: если взять, к примеру, хронометры 30-х или 50-х, то, как вы заметили, их и сегодня можно прекрасно носить. Мужские часы меняются достаточно незначительно, в то время как женская часовая мода спорадическая. Ни одна коллекция долго не удерживается на пике популярности, все время нужно придумывать что-то новое и нельзя предугадать, насколько оно будет успешным
Сейчас, например, очень востребованы женские часы с усложнениями.
Мы не можем быть везде. Прекрасные дамские усложнения предлагает Breguet. В то время как Omega в принципе все больше отходит от изощрений в механике в пользу улучшения качества и надежности механизма. Наша цель – вечный двигатель.