Искусство & технологии

Сергей Маковецкий: Яго с часами Othello

Один из самых пластичных и многогранных актеров современности и в жизни обладает изысканным вкусом, который проявляется и в выборе часов

Один из самых пластичных и многогранных актеров современности, который может сыграть практически любую роль. Его излюбленный образ — нервный, рефлексирующий и в то же время утонченно элегантный. Сергей Маковецкий на сцене и в жизни обладает изысканным вкусом, который проявляется и в выборе часов.

— Cepгей, вы как-то упомянули, что носите часы даже во время спектакля. Скажите, а зачем  вам часы на сцене?

— А почему бы и нет? Я надеваю часы в тех спектаклях, где это возможно. Иногда это даже получается довольно забавно Например, в спектакле «Отелло» в театре Вахтангова мой персонаж Яго носит часы Othello от Raymond Weil.

— Как Яго? Вам не кажется, что это анахронизм? Но времена Отелло не было наручных часов.

—  Вы знаете, наш спектакль преследует совсем другие цели — да, мы играем Шекспира, но мы играем его сегодня и сейчас На нас вполне современные костюмы, и сам Отелло в нашем спектакле совсем не черен. И поэтому я не вижу препятствий тому, чтобы мой персонаж носил часы.

А выбор модели Othello для этого спектакля был умышленным?

— О нет Можно назвать это удачным совпадением Просто Othello — это действительно мои любимые часы, которые я ношу постоянно. Вообще я не очень понимаю сути ваших вопросов — если я играю современного человека и действие происходит в наши дни, то почему мой персонаж должен обходиться без часов?

— То есть какой-то функциональной нагрузки они не несут?

— Нет, конечно. Но иногда именно с часами получается маленький гэг. Например, в спектакле «Амфитрион» по Мольеру. Мой герой говорит своему слуге «...Я сошел с ума, что слушаю час битый, как мой слуга городит бред» — и в этот момент мы с моим партнером одновременно смотрим на часы, мол, да, действительно, час прошел Но есть и спектакли, где я часы не надеваю — они там просто не нужны.

— По вашему собственному признанию вы человек достаточно ленивый. И при этом, при вашей колоссальной занятости вы столько успеваете и являетесь одним из самых востребованных актеров. Как вы можете объяснить этот парадокс?

— Вы знаете, насчет моей лености — это было несколько преувеличенное, если не сказать, кокетство. Я ленюсь только в свободное время. Это главная проблема всех трудоголиков — неумение отдыхать, то есть распоряжаться свободным временем. Например, перед отпуском я начинаю планировать кучу дел, которые не успевал сделать раньше, но когда наступает долгожданное свободное время, я совершенно теряюсь. Лежу на диване и с нетерпением жду начала работы. В принципе, мы все ленивые — что мы хотим сделать именно для себя, мы обычно не делаем.
Так и живем: что хотел, того не сделал, а к чему не стремился, то получается само собой.

— А вы помните свои першие самостоятельные часы?

— Да, первые часы, которые я сам выбрал для себя, — это Tissot. Я их купил в Швейцарии, на фестивале в Локарно. Знаете, раньше у меня совсем не было «романа» с часами. Во-первых, мне просто не нравилось, что у меня что-то болтается на руке, а во-вторых, стоило мне надеть какие-то новые часы на руку, как они моментально ломались. От подаренного мне Rolex на следующий же день отвалилась секундная стрелка. Потом у меня были Orient — и они тоже прослужили недолго. Я тогда решил, что мне с часами просто не везет. Наверное, мой биоритм был настолько быстр, что даже секундная стрелка не успевала (Смеется). И возможно, что с годами я как-то сам внутренне изменился, сбавил темп. И эти Tissot, которые я выбрал сам для себя уже больше 10 лет назад, ходили очень точно и надежно. Пока их, к сожалению, не украли.

— А для вас имеет значение, кварцевые или механические у вас часы?

— Наверное, нет. То есть я понимаю, что механические часы — это удивительная вещь, тончайшая работа. К тому же в отличие от кварца они, я бы сказал, обладают «сердцем», то есть могут работать сами по себе, а не от внешнего источника. И мне безумно приятно держать такие механизмы в руках и их рассматривать. Но для того, чтобы носить постоянно, я все-таки в первую очередь обращаю внимание на дизайн. Опять же мой любимый Othello мне нравится именно своим оригинальным дизайном — эти две полоски на циферблате выглядят необычайно стильно. Мне нравится, что они простые и одновременно красивые. И хотя они кварцевые, они меня ни разу не подвели. А в часах главное — это уверенность в том, что они тебя не подведут.

Сергей Маковецкий

— Известно что вы носите одежду Dolce & Gabana. А при выборе часов — насколько для вас вообще важен бренд, имя, марка?

— На самом деле, не очень. Но я люблю хорошие вещи, они вызывают у меня эстетическое наслаждение. Например, заграницей мне нравится посещать бутики и смотреть на последние коллекции, смотреть, что предлагают крупные мастера этого жанра. Я убежден в том, что брэнд — это качество, это стиль. Хорошие вещи не могут стоить дешево. Но дело не в том. что надо одеваться только во все дорогое и эксклюзивное. Я, скажем, не отношусь к тем людям, которые считают, что на руке должны быть обязательно Patek Philippe или Cartier. У меня, например, есть модель Cartier Pasha, но я ее не ношу. Они для меня слишком золотые. Но если вы помните фильм «Сочинение ко дню Победы», я именно в них играл там взяточника. Есть у меня и Longines, но я их тоже надеваю редко. Я не знаю, насколько можно сравнивать часы с костюмом, потому что часы все-таки — это сложный механизм, и то, что у них внутри, зачастую важнее, чем то, что снаружи. Но я заметил, кстати, что наиболее сложные и качественные часы имеют как раз довольно строгий и чистый дизайн без лишних украшений и блеска Это известное правило чем проще, тем дороже.

— Pаз уж вы упомянули свою работу в кино, то давайте поговорим о вашем опыте участям в костюмочных постановках. Скажите, от чего зависит достоверность исторического фильма?


— Да, вы правы, историческое время играть очень сложно. Особенно, если действие происходит где-то на Западе или в светском обществе. К сожалению, мы не умеем хорошо играть ни иностранцев, ни аристократов. Но иногда что-то удается поймать: походку, жесты, интонации. А правдивость зависит от деталей. Когда Глеб Анатольевич Панфилов меня пригласил в фильм «Мать», где я играл жандарма, офицера Рылеева, я помню, мне дали дорожный несессер того времени с полным набором письменных принадлежностей. И когда я его открыл и стал все это перебирать, именно тогда я почувствовал свой персонаж жестокий, но в то же время ценящий красоту вещей. А вы знаете, что дореволюционная одежда скроена так, что заставляет человека выпрямлять спину? Я люблю настоящие, подробные детали. Наверное, это и называется чувством времени Хороший исторический фильм получается, когда люди не жалеют денег и времени и создают атмосферу из мельчайших достоверных деталей. А дальше уже все зависит только от твоего
мастерства.

— Как актер вы проживаете несколько жизней — вместе со  своими персонажами. Поэтому у вас, наверное, должно быть особое ощущение времени. Скажите. что для Вас означает это понятие — время?

— Это очень сложный вопрос. С одной стороны, я чувствую, как и всякий человек, что время бежит невероятно быстро, как будто его кто-то подталкивает. Я думаю, что не только у меня возникает ощущение, что время убыстрило свой ход. кажется, будто что-то было только вчера, а на самом деле уже прошли недели. А что же касается моей профессии — то она как раз позволяет мне время растянуть. Во время спектакля не только я, но и мои зрители погружаются в иную реальность, внутри нас самих что-то меняется. Но я бы не сказал, что это относится только к актерству — любое творчество вырывает человека из привычного хода жизни. Когда он создает какое-то произведение, то не замечает, что происходит вокруг. Ты не обращаешь внимания на современность, на новости, на политические события — ты занимаешься Чеховым. И это время — твое, особенное.
Когда человеку хорошо, он времени не замечает Творчество позволяет ощущать бесконечность времени. Жизнь заставляет нас ощущать его быстротечность, а творчество время останавливает.

— А есть какая-то историческая эпоха. которая вам наиболее близка?

— Нет. Я раньше фантазировал на эту тему, но сейчас перестал. Наверное, мне приятно было бы просто посмотреть, как все было в то время на самом деле: до революции например. Но это просто рассуждения. Думаю, что это время, в котором мы сейчас живем, с его сумасшедшим темпом, оно и есть самое интересное. Потому что мы именно в нем живем.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2004

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?