Пьер Райнеро | Сдаваться — не в стиле Cartier
Лиза Епифанова
В то время как многие часовые бренды сокращают число новинок, делая ставку на какую-то центральную коллекцию, премьеры Cartier поражают своим разнообразием. Тут и сложнейший мануфактурный калибр, и новая техника установки бриллиантов, и раритетный декор филигранью, и, наконец, абсолютно новая линия Cle de Cartier с уникальной заводной головкой. О том, как соединяются все эти идеи под знаком единого имени, рассказал директор по стилю и наследию Cartier пьер райнеро.
Давайте начнем с Cle de Cartier. Расскажите, как возникла идея этой модели и сколько времени заняло ее воплощение.
На подготовку коллекции потребовалось чуть менее трех лет, от изначального замысла до серийного запуска. Мы одновременно отталкивались от двух задач: создать новую заводную систему и новую форму корпуса. У Cartier есть эталон прямоугольной формы — это Tank, есть эталон круга — Ballon Bleu, теперь появилась идея попробовать сложную линию, некую параболическую кривую, и посмотреть, как она будет вести себя в объеме.
Премьера SIHH-2015: Cle de Cartier с защелкивающимся заводным ключом, мужская версия в корпусе 40 мм с автоматическим мануфактурным калибром 1847 MC
По современным меркам три года — приличный срок. Реализации Cle что-то мешало?
Хочу напомнить, мы говорим не об одной модели, а о полноценной коллекции. В ней можно найти различные материалы, механизмы, типы браслетов и даже размеры. Наоборот, я бы сказал, что работа проистекала необычайно быстро для такого проекта. Мы легко договорились о финальном дизайне, сделали прототип, который всем понравился, запустили в производство. А дальше началась доработка в мелочах. Например, прототип был задуман среднего универсального размера. Когда уменьшаешь размер корпуса, пропорции элементов меняются — фактически, эскиз надо переделывать заново. Поскольку прототип был кварцевым, установка автоматического механизма прибавляет высоты корпусу — снова нужны новые расчеты. Все это занимает довольно много времени, но нашей целью с самого начала было представить разнообразную коллекцию, а не вытаскивать на свет модель за моделью.
А зачем было сразу разрабатывать для Cle de Cartier собственный мануфактурный калибр?
Это было логично с точки зрения развития мануфактуры в целом. Мы создали отличный механизм нового поколения: автоматический, надежный, доступный. Где его еще представить, как не в новой коллекции?
Одна из дамских версий Cle de Cartier: в корпусе 35 мм из белого золота с бриллиантовой инкрустацией и новыми мануфактурным калибром 1847 MC
Вы не боитесь, что все больше запутываете людей? Поклонникам Cartier приходится чуть ли не каждый год учить новые названия — как в школе.
Да, мы можем устраивать экзамены по наследию и современным линиям Cartier (смеется). А если серьезно, что, по-вашему, лучше — мучиться из-за того, что не можешь придумать ничего нового? Если у нас есть шанс сделать что-то новое, красивое и необычное, зачем его искусственно подавлять? У нас много форм, много имен. Достаточно посмотреть на стенд Cartier на SIHH, чтобы увидеть всю его многогранность. Да, может быть, вы правы — сегодня нет четкого имиджа в стиле «Cartier — это то-то и то-то», но в этом и суть. Чтобы таких образов было много, чтобы у разных людей появлялось свое понимание стиля Cartier.
Но вы сами как директор по стилю и наследию, наверное, четко представляете, что такое «образ Cartier». Может, у вас даже есть некий свод правил, что подходит марке, а что не подходит?
Забавный вопрос. Конечно, никакой книги нет, кроме огромного архива, начиная с эскизов самого Луи Картье. Безусловно, некоторые аспекты я ощущаю интуитивно: смотрю на какую-то новую идею и думаю, «это было бы хорошо для Дома…». Но если подумать, это не совсем интуиция. Смотрите, Жанна Туссен начала работать с Луи Картье где-то в 1919 году. А креативным директором она стала только 1933-м, то есть через 14 лет после тесной работы с самим Картье. Но и после того как он отошел от дел, до самой своей смерти в начале 1940-х он не прерывал с ней контакт: они все обсуждали вместе, работали над эскизами. Сама Жанна Туссен оставалась в Cartier почти до начала 1970-х, и вновь люди, которые возглавили дом в это время, Перрен и Хок, еще десять лет лично консультировались с ней. я знаю, потому что сам в это время пришел в компанию — уже 40 лет назад. И я готов продолжать диалог с тем, кто придет в будущем на мое место. Уникальность Cartier не только в том, что этот дом не переставал работать уже более ста лет, не в архивах, а в том, что у него не прерывается личностная, культурная преемственность. я бы сравнил стиль Cartier с живым языком, который человек выучивает потому, что на нем говорят его предки, и потом сам уже учит своих детей.
Премьеры SIHH-2015: мистический турбийон Rotonde de Cartier Astrotourbillon Skeleton и годовой календарь Rotonde de Cartier Annual Calendar
А бывает все же так, что какие-то новые идеи не вписываются в тради цию Cartier? Чтобы вам приходилось «заворачивать» проекты.
Нет, такого не бывает. В Cartier работают единомышленники во всех департаментах. И зачем бы человеку, который сам не чувствует дух бренда, себя мучить, если он может найти более подходящую работу. Но любого творческого человека временами охватывает отчаяние. Например, когда проектируешь «вибрирующие бриллианты», а что-то не выходит. И вот тут я как директор по стилю говорю: это не в стиле Cartier — сдаваться (смеется). И мы уже вместе думаем о том, как сделать идею возможной.
Наряду с новыми линиями вы постоянно обновляете дизайн Tank и Santos. Какой смысл экспериментировать с ними, ведь это уже классика?
Сам Луи Картье продолжал экспериментировать с Tank до конца 30-х, он никогда не считал его перевернутой страницей. И он писал Жанне Туссен, что сравнивает хорошую идею с «открытой дверью», потому что это не творение одного дня, а возможность создавать вариации и в будущем. Луи Картье был великим визионером, но даже он для своих идей черпал вдохновение в классике своего времени. Теперь посмотрим на часы, которые создавал сын Жака Картье — Жан-Жак Картье в Лондоне после войны. Он подписывал свои эскизы инициалами JJC. Это потрясающие проекты, но они базировались на идеях его отца, на тех же овалах и кругах и сегодня находят воплощение, например в Tank Crash. И я читал письмо, написанное нынешнему главе Стансисласу де Керсизу внуком Жака Картье, также Жаком. Он пишет о том, что наверняка братья Картье именно так и видели свое имя в новом веке. Поэтому я надеюсь, что сегодняшние творения: Ballon Bleu, Calibre de Cartier, Cle — тоже станут дверями, открытыми для будущего.
Премьеры SIHH2015: танцующие бриллианты Ballon Bleuьde Cartier Vibrating Setting и искусство гильоше в Rotonde de Cartier Reversed Tourbillon
Станислас де керсиз назвал последние годы «золотым веком» часового и ювелирного искусства. А вы сами не думаете, что вскоре последует спад — и на первый план выйдут более демократичные марки и коллекции.
Что такое искусство? Оно не имеет четко фиксированной цены. Вначале вы смотрите на объект, и если он вызывает сильные эмоции, то затем уже сами определяете, сколько готовы за него заплатить. И временами экономические соображения преобладают, интерес к искусству падает. В часовом деле то же самое. Но секрет в том, что люди всегда хотят получать удовольствие от прекрасного. Этого у них не отнять. Они могут начать экономить, покупать реже, но никогда совсем не откажутся от эстети-
ческих эмоций. И тут вопрос не в выборе материалов, потому что стальные часы могут быть не менее красивыми, чем золотые, а в том, что нельзя изменять красоте замысла и качеству исполнения. Люди это сразу почувствуют, они поймут, что их предали в чем-то большем, чем в простых соображениях экономии.
Как получилось, что Cartier стал одним из первых ювелирных домов, кто начал активно изучать и восстанавливать старинные и редкие техники инкрустации?
Опять же вспомним, что сам Луи Картье активно использовал эмаль и маркетри для декорации изделий. Но самое ценное во всех этих техниках — это ручная работа, мастерство. Честно, когда вы смотрите на что-то красиво и талантливо сделанное, неужели вы не испытываете чувство восхищения и зависти, особенно, если сами ничего не умеете делать руками, как я, например (смеется). Когда я хожу по музеям и гляжу на экспозиции прикладного искусства, то прихожу в полный восторг. И думаю, раз я сам испытываю подобные эмоции, то, наверняка, их ощущают и наши клиенты.
Премьера SIHH2015: техника филиграни в Ronde Louis Cartier Filigree Panters
Вы так и разыскиваете эти техники: в музеях?
В основном, да. Например, микромозаику мы увидели в Эрмитаже, а филигрань в Португалии, хотя мне рассказали, что в Санкт-Петербурге есть также удивительные образцы филиграни. Важно, что это не просто «восстановление», ведь раньше никогда не использовали то же маркетри или мозаику или филигрань для украшения циферблата. В основном эти декоративные приемы применялись для крупных изделий или хотя бы крышек часов. Для Cartier адаптировать эти классические шедевры ручной работы для маленького пространства циферблата — это настоящий вызов.