Кристиан Селмони. Мост в современность
Почему источником вдохновения для Vacheron Constantin в этом году стала архитектура? Идея Metiers d’Art Mecaniques Ajourees заключается в архитектурном прочтении часовой конструкции.
Кристиан Селмони, художественный директор Vacheron Constantin
Почему источником вдохновения для Vacheron Constantin в этом году стала архитектура? Идея Metiers d’Art Mecaniques Ajourees заключается в архитектурном прочтении часовой конструкции. Смысл в том, что мы буквально строим трехмерный механизм, используя знаменитые инженерные решения: перекрытия Эйфелевой башни, викторианские железнодорожные вокзалы, арки готических соборов... А все это фантастическое великолепие обрамляет классический дискретный корпус Vacheron Constantin. На этом контрасте, на мой взгляд, получился поразительный эффект.
Какая задача является самой трудной в процессе преобразования большого здания в маленький часовой механизм?
Надо отдавать себе отчет, что нельзя просто сделать миниатюру, скопировать и уменьшить все сразу. Нужно сосредоточиться на каком-то одном, но ключевом элементе, который передает главную идею архитектурного замысла. Например, чтобы сделать часы, вдохновленные египетскими пирамидами, вовсе необязательно воспроизводить их наручный макет — достаточно построить весь рисунок вокруг характерного элемента кладки, который сразу придаст дизайну узнаваемость.
Metiers d’Art Fabuleux Ornements
А почему и в дамской серии Metiers d’Art Fabuleux Ornements также была использована близкая архитектуре идея — знаменитые национальные орнаменты?
Как вы могли заметить, в последние годы в Metiers d’Art мы стараемся использовать сочетание разных техник: эмали, гравировки, ювелирной инкрустации. И я подумал, что такое декоративное разнообразие идеально сочетается с идеей орнамента. К тому же орнаменты очень изысканы, женственны, они используются во многих товарах роскоши, в моде и аксессуарах. И нам сразу показалось логичным выделить орнаменты по географическому принципу — поскольку почти каждая страна, каждая культура знаменита своим особенным узором.
Metiers d’Art Mecaniques Ajourees
Вы собираетесь продолжать эту линию?
Да, обязательно. Мне кажется, Metiers d’Art Fabuleux Ornements более сбалансированная, чем предыдущие художественные серии, поскольку сочетает ювелирное мастерство с графичным читаемым дизайном циферблата и открытым механизмом.
В коллекции Metiers d’Art вы ищете вдохновение в этнических мотивах, в художественных произведениях прошлого, даже в примитивном искусстве. Но почему никогда в современности?
Это непростой вопрос. С одной стороны, я могу ответить: мы представляем традиционные ценности, поэтому наследие для Vacheron Constantin не менее важно, чем художественный замысел. Но если честно, я не уверен, что нам так уж нужно все время вглядываться исключительно в прошлое. Metiers d’Art — это мост между часовым и прикладным искусствами, и я не вижу причин, почему этот мост не может пролегать и в современности. Конечно, нужно придумать идею, как интерпретировать современные артобъекты в часы, сохранив стиль и ценности Vacheron Constantin. Это трудная задача, но не неразрешимая.
Как вы думаете, почему сейчас часовое дело переживает настоящий бум прикладных ремесел?
Я думаю, это связано с тем, сколько смысла вкладывается в понятие «мануфактура». Когда двадцать лет назад началось возрождение часового искусства, многие компании построили всю систему ценности бренда вокруг того, что у него есть собственное производство, собственные мастера, владеющие особенными навыками. Вначале это касалось в основном непосредственно механики и усложнений, но постепенно распространилось и на все этапы создания часов. И даже сегодня, когда уже многие марки могут похвастаться тем, что у них есть цеха, производящие колеса и мосты, мануфактуры, где есть свои, а не приглашенные со стороны ювелиры, граверы и эмальеры, можно пересчитать по пальцам. Одна из них — Vacheron Constantin.
И в чем разница между уникальным циферблатом, расписанным известным, но независимым художником, и циферблатом, который вышел из собственной студии Vacheron Constantin?
У нас, безусловно, выше уровень свободы. Мы можем экспериментировать, сочетать разные техники — именно потому, что все эти мастера сидят под одной крышей и в равной мере участвуют в каждом проекте. Дело в том, что сегодня само понятие «высокое часовое искусство» все более смещается в сторону просто «высокого искусства». Сейчас часы непременно должны удивлять и восхищать. Для этого действительно приходится напрягать фантазию до предела. И что в этом плохого? Как раз ошибкой было бы экономить силы. Люди должны видеть, что мы способны быть на шаг впереди остальных, даже если в итоге они все равно купят классическую модель из регулярной коллекции.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2014