Искусство & технологии

Филипп Дюфур. Один за всех

Филипп Дюфур — необычайно терпеливый и доброжелательный человек. Другой на его месте давно бы начал кидаться отвертками или стал бы отшельником-мизантропом.

Потому что небольшое ателье в деревне Ле-Солья в Вале-де-Жу стало меккой для всех часовых знатоков. Начинающие мастера обивают порог Дюфура за советом и ободрением, технические руководители крупных компаний приезжают за уникальными знаниями, журналисты и коллекционеры считают своим долгом хоть одним глазком взглянуть, как работает настоящий часовщик, не признающий компьютерные станки. И Дюфур никому не отказывает. Он понимает, насколько важно сохранить подлинную культуру часового дела в нашем стремительно меняющемся мире. Даже если для этого приходится жертвовать собственным драгоценным временем.

Филипп Дюфур получил приз как лучший часовой мастер на  Grand Prix d'Horlogerie de Geneve в 2013 году

Вы хорошо известны поддержкой молодых независимых брендов. Вы благословили проект Urwerk EMC. Ваши часы Duality послужили источником вдохновения для Legacy Machine от MB&F. Однако эти часы или, даже лучше сказать, часовые артобъекты радикально отличаются от рафинированной классики Филиппа Дюфура. Что вы думаете по этому поводу?
Мне они очень нравятся! Потому что они демонстрируют все разнообразие часового дела. Имея общий базис, вы можете делать все, что вам заблагорассудится. Мне всегда нравилось сравнивать создание часов с музыкой. Музыка состоит из нот. Никто не знает, кто придумал ноты, но весь мир по ним играет. В часовом деле мы знаем, кто придумал основные ноты — Джон Харрисон, Авраам-Луи Бреге, Леруа и другие мастера, которые заложили основные принципы. Сегодня мы используем их при создании часов — кто-то пишет классическую музыку, кто-то джаз, а кто-то — рэп. И это замечательно! Я считаю, что здесь всем найдется место создавать и выражать свои таланты.

Филипп Дюфур за работой в своей мастерской вносит последние штрихи, прежде чем отдать заказанные часы клиенту

Но вряд ли вы назовете того же Макса Бюссера своим учеником. Вы не думали о том, кто продолжит именно ваше дело, как, например, Роджер Смит развивает традиции Джорджа Дениелса?
Ко мне очень часто приходят молодые мастера, и я всегда рад им помочь. Но я не могу взять ученика на постоянной основе, потому что мне надо делать часы. Ученику надо уделять много времени каждый день, а сейчас для меня это невозможно. Но мы организовали проект совместно с Greubel Forsey, в рамках которого обучаем парижского часовщика Мишеля Булонже традиционным навыкам и приемам часового дела.

И вы надеетесь, что он пойдет по вашим стопам?
Да. И что самое важное — он сам является учителем в часовой школе. Поэтому по окончании трехлетнего проекта, когда мы представим готовые часы и 3D-фильм, детально описывающий все этапы их создания, он вернется в школу и будет передавать полученные знания молодому поколению. В этом году на SIHH мы показывали вращающуюся каретку турбийона. Поэтому в следующем году на SIHH-2015 мы собираемся показать готовые часы. Возможно, они не будут полностью декорированы, но это будет работающий собранный экземпляр в корпусе. Мишель много работает над этим проектом, и мы все, Робер, Стивен и я, стараемся уделять ему время.

Самая простая и классическая модель  Philippe Dufour Simplicity с ручным заводом, в корпусе из белого золота

Господин Дюфур, какие, на ваш взгляд, сейчас существуют основные риски для отрасли? Что или кто может оказать негативное влияние на производство часов высокого класса в целом?
Рисков разных много, но среди самых опасных я бы выделил падение качества и изменение стандартов у весьма больших и серьезных брендов. Некоторые производители используют так называемый «критерий 30 см» — если недостаток не виден невооруженным глазом с расстояния 30 см, то им можно пренебречь. Мне страшно, когда я это слышу, потому что рынок очень изменился в последнее время. Благодаря различным медиа и Интернету люди стали куда более образованными и знающими. Покупатели в России или Китае хотят понимать, почему эти часы стоят так дорого и в чем разница между этой и той моделью. Покупатели в Сингапуре, приходя в магазин, достают из кармана большую лупу и начинают тщательно изучать механизм. За последние десять лет клиенты стали очень разборчивыми. Они сразу видят все огрехи.

Преподаватель Парижской часовой школы Мишель Буланже за работой над проектом Le Garde Temps

Но критерий 30 см был создан для массового сегмента. А производители часов высокого класса сами выдают лупы во время презентации, чтобы можно было оценить качество обработки.
Ситуация такова, что рост объемов производства просто вынуждает многих производителей, даже претендующих на высокий статус, идти на снижение выделяемого времени на отделку калибра. И придирчивый покупатель теперь легко может увидеть разницу, например, в качестве полировки деталей. Я не хочу называть имен, но несколько очень важных для отрасли брендов перестали декорировать обратную сторону мостов и платины калибра, мотивируя это тем, что ее никто никогда не увидит. Для меня это немыслимо! Из года в год идя на небольшие компромиссы, через пять лет они будут выпускать часы совершенно иного уровня качества, притом что цены не перестают расти. Другим большим риском, на мой взгляд, является происходящее в Китае. Когда я общаюсь с моими коллегами в Валеде-Жу, они любят пошутить: «Вы видели, что сделали китайцы?» Однако я не вижу здесь поводов для смеха, и, мне кажется, Китай надо воспринимать как очень серьезного конкурента. В Базеле я был на стенде Seagull — и видел недорогой двойной турбийон с минутным репетиром в корпусе из розового золота. Эти часы хорошо смотрятся.

На SIHH-2013 состоялась премьера второго этапа Le Garde Temps с работающей кареткой турбийона

Какие недостатки вы увидели? И что скажете об уровне отделки?
Недостатки, конечно, есть, но они могут их исправить, и, я уверен, сделают это! Дело в том, что нынешняя ситуация радикально отличается от ситуации, скажем, 60-х годов прошлого века. Если бы вы попали на швейцарскую часовую фабрику в то время, то увидели бы, что все станки были швейцарского производства и были предназначены для определенного ряда хитроумных операций, производимых именно на этой фабрике. Зайдя на производство сейчас, вы увидите парк новейших шипящих CNCстанков, и хотя они могут быть собраны в Швейцарии, технология эксклюзивно более не принадлежит нам — все они имеют японские «мозги». А значит, другие обладают той же технологией, что и мы, и способны производить то же, что и мы. Причем иногда дешевле. Поэтому чтобы выжить, кроме использования станков, нужно создавать «добавочную стоимость» — то, что мы способны реализовать нашей головой и руками. И если этого не делать, то вскоре ситуация очень сильно поменяется не в нашу пользу. Поэтому я очень удивляюсь, когда вижу, как некоторые большие бренды ставят мост в механизм прямо из CNC, никак его не обрабатывая.

И что вы, в таком случае, думаете о проекте Swatch Sistem 51?
Чудесный проект! Фантастический. Я сразу купил себе одни. Кроме того, мне очень нравится еще один инновационный проект группы Swatch — T-Touch. Это удивительные часы, и что еще более удивительно, что мы соперничаем с японцами на их поле. Tissot делает современные часы с отличным дизайном и великолепной технологией внутри.

Все расчеты и эскизы будущего турбийона Le Garde Temps выполнены вручную

Сейчас на часовом рынке наблюдается серьезная конкуренция между крупными брендами и небольшими ателье, пытающимися выпускать скромными тиражами нишевый продукт. Какой подход к созданию часов, на ваш взгляд, имеет больше шансов на лидерство через, скажем, десять лет?
Мне кажется, что у маленьких независимых брендов есть единственный способ выживания — это производить отличные часы. И постоянно стараться улучшать все, что только возможно. Я очень надеюсь и всячески этого желаю большим брендам, чтобы рынок и спрос оставался таким же сильным, но им необходимо пересмотреть подход к финишной обработке. Они производят красивые часы, но они «пустые». Часто они не вызывают эмоций. В отличие от большинства произведений независимых брендов.

Неприметный дом на рю де Виллаж в Ле-Солья, в котором располагается ателье Philippe Dufour

Может быть, создание единого стандарта качества финишной обработки механизма и корпуса могло послужить решением этой проблемы? Или, наоборот, выход в том, чтобы ведущие бренды устанавливали собственные стандарты, как, например, Patek Philippe Seal?
Если честно, я не знаю, так ли важно для покупателя наличие какого-то клейма. И я не уверен, что покупатель всегда знает, что оно означает и чем отличается одно от другого. Вы можете создать любое клеймо, но доказательством качества является не маркировка, а то, что вы видите. Даже если на часах нет никакого клейма, потенциальный покупатель берет их в руки и говорит «они изумительны». Потому что он изучил вопрос. Знания сейчас являются определяющим фактором в часовой индустрии, а важным инструментом их распространения стал Интернет.

Механизм с ручным заводом Simplicity: мосты и платина из нейзильбера, вручную гравированы «женевскими волнами», зубья колес отполированы  вручную

Но такой подход применим только к маленьким брендам. Для больших групп с их объемами необходимы унифицированные критерии?
Иногда я думаю о создании своего клейма (улыбается). Может быть, когда-нибудь...

Тогда вам не нужно будет создавать часы, чтобы зарабатывать.
Точно! (Смеется.)

На самом деле, если бы вы создали единый свод критериев обработки, сборки и настройки механизма, то очень бы помогли молодым часовщикам. Они бы смогли придерживаться ваших рекомендаций и значительно улучшить процесс создания той самой «добавочной стоимости». И, наверное, с гордостью наносили на свои часы Philippe Dufour Seal.
Да, я собираюсь написать книгу, потому что в Швейцарии ощущается недостаток профессиональной литературы, хотя спрос очень высок. И издатели сейчас вынуждены просто перепечатывать книги 1950-х годов. Единственная техническая книга, которая была создана за последние несколько десятков лет, — это Watchmaking Джорджа Дениелса. Поэтому многие просят меня написать такую книгу, и, может быть, сделаю это, но я понимаю, насколько серьезен этот труд. Ведь нужна не просто книга с картинками часов, а книга, которая показывает реальный процесс: какие инструменты мы используем, какие методы и техники и прочее. Пока это, к сожалению, только проект.

A. Lange & Sohne Datograph, по мнению Филиппа Дюфура, самые лучшие из серийно выпускаемых часов

А почему большие бренды не создают такие книги?
Потому что они больше не обладают необходимыми знаниями. Я могу привести в пример одну известную мануфактуру, которая два года назад была вынуждена нанять мастера, уже ушедшего на пенсию, потому что никто, кроме него, не умел вручную делать англаж. Он научил снимать фаски и обрабатывать детали, но этот случай демонстрирует прискорбный факт — мастерство ручной работы необратимо исчезает.

Но ведь у вас есть собственный Lange Datograph — хотя A. Lange & Sohne часть группы Richemont. Значит, эти часы для вас достаточно хороши?
Это другая история, немецкая. Я посещал Lange и могу сказать, что у этих людей есть мотивация, им через многое пришлось пройти и многое пережить. И внезапно у них появилась возможность работать на своей мануфактуре, производить отличные часы и гордиться этим. Поэтому когда вы на производстве разговариваете с женщиной, которая выполняет англаж, она улыбается и объясняет вам детали — она знает, что и как она делает. В Швейцарии сейчас у 95% мастеров очень низкий уровень компетентности. Они усвоили набор технических операций для того, чтобы успешно делать определенную работу, но это не компенсирует отсутствие часовой культуры как таковой.

Эскиз будущего турбийона Le Garde Temps, премьера которого планируется в Женеве в  2015 году

И все-таки если бы не ведущие швейцарские бренды, нас бы здесь не было. Они вкладывают средства в рекламу и продвижение часов, они фактически создают спрос на хорошие часы. И они создают базу для независимых часовщиков.
Безусловно, так и есть. Я очень ценю все, что большие бренды делают для популяризации часового дела. И, конечно, сначала клиенты интересуются известными именами, и это правильно. Но затем, возможно, не найдя то, что они ищут, они приходят к независимым мастерам.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2014

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?