Фаваз Груози. de Grisogono
Он придумал черные бриллианты, подвижные бриллианты, придумал щедро смешивать бриллианты с разноцветными камнями и золотом разных оттенков. С его легкой руки часовая механика обогатилась тремя сложнейшими модулями, сразу ставшими предметом для подражания.
Он придумал черные бриллианты, подвижные бриллианты, придумал щедро смешивать бриллианты с разноцветными камнями и золотом разных оттенков. С его легкой руки часовая механика обогатилась тремя сложнейшими модулями, сразу ставшими предметом для подражания. Даже в унылые времена рецессии он упорно продолжал радовать лукулловой роскошью презентаций и вечеринками с топмоделями. Он — легендарный Фаваз Груози, ювелир-самоучка, ровно двадцать лет назад основавший марку de Grisogono.
Вы давно работаете в индустрии роскоши, можно сказать, вы один из тех, кто создал современный люкс. Какова, на ваш взгляд, главная тенденция сейчас? Нас ожидает стагнация или, наоборот, есть ощущение, что ювелирночасовая отрасль находится на пороге больших перемен?
С самой индустрией ничего в ближайшее время не случится, но мне кажется, что большинство производителей сами портят свои перспективы. Например, тем, что отрицают последствия кризиса 2008 года. Все стараются сохранить оптимизм и показать, как они ловко и быстро от него оправились, но правда в том, что кризис сильно задел очень многих. Бренды ведут такую политику, как будто живут последним днем. Искусственно стимулируют продажи на рынках, раздувают стоки. При такой стратегии, если упадут продажи, в каком-то ключевом регионе, например, для многих это Китай, то случится катастрофа.
В 2008 году премеьра механико-цифровых часов Meccanico dG от de Grisogono произвела сенсацию
И для вас?
Меня долгие годы упрекали в том, что у de Grisogono как раз нет никакой стратегии (смеется). Что вместо того, чтобы регулярно заваливать магазины одними и теми же бестселлерами, я постоянно экспериментирую. Да, я, может, и потерял в области «глобального маркетинга», зато я совершенно независим от колебаний рынка.
Одно из первых усложнений de Grisogono с 2-я циферблатами и 3-я часовыми зонами с независимыми заводными головками Doppio Tre было представлено в 2003 году
Я считаю, само понятие «роскошь» появилось, потому что в обществе всегда присутствовала сегрегация. Не столько по принципу дохода, сколько по социальному статусу. И каждый, скажем, ювелир или часовщик четко знал, к какой социальной группе он апеллирует, например, старая аристократия, банкиры, кинозвезды или арабские шейхи. Сейчас же мир действительно стал «глобальным», разница между происхождением, национальными вкусами, сословием практически исчезает. Скажите, можно ли создавать такую «глобальную» роскошь, роскошь для всех?
Когда что-то делается для всех, это уже не роскошь. Я думаю, именно здесь главная ошибка в ваших рассуждениях. Роскошь была всегда, роскошь будет всегда. Но что мы вкладываем в это слово? Еще не так давно производители товаров класса «люкс», ювелиры и часовщики думали не о потребительской группе, к которой они апеллируют, а думали в первую очередь о том, что они хотят создать. Если вы придумываете невероятно красивый дизайн и потом находите оригинальный способ его воплощения, так что все вокруг говорят «я хочу это», но позволить себе могут только единицы — это и есть роскошь в традиционном понимании. Сейчас же ситуация изменилась, и отчасти вы правы, потому что рынок стал более глобальным. Но проблема не в том, что стерлись границы между социальными группами, а в том, что просто увеличилось число потенциальных клиентов. Их стало больше, намного больше, чем даже двадцать лет назад.
Одно из первых усложнений de Grisogono с 2-я циферблатами и 3-я часовыми зонами с независимыми заводными головками Doppio Tre было представлено в 2003 году
Конечно, вы можете сказать, что это не проблема, а наоборот очень хорошо, ведь можно больше выпускать и продавать дорогих аксессуаров. Но в таких условиях изменилось и понятие «люкса». Сегодня роскошь — быть не похожим на других, себе подобных. Это очень хорошо видно на примере рынка смартфонов: скорость выпуска новинок так высока, потому что для клиента жизненно важно выделиться, стать обладателем более продвинутой версии, чем все вокруг. Желание «выделиться» является ключевым и для индустрии часов и ювелирных украшений, но здесь обработка клиентов ведется скорее на ментальном уровне, чем на физическом. Если тридцать раз повторить слово «уникальный» в описании предмета, он превратится в символ роскоши. Я думаю, что сегодня роскошь становится скорее термином из области психологии, чем материального мира, и меня это не слишком радует.
Напоминает знаменитую «тюльпановую лихорадку» XVII века, описанную, в частности, Александром Дюма. Тогда цена на «уникальные» луковицы взлетела до небес, какие там диадемы. А потом люди поняли, что потратили кучу денег на обычные сезонные цветы.
Ну, я бы все-таки не стал сравнивать. Что касается ювелирных украшений, то здесь сегодня примешивается и сильный практический аспект. У людей, особенно на новых рынках, в странах БРИК есть деньги, но все тот же кризис сильно подорвал веру в традиционные инвестиционные инструменты, веру в накопления. Цена на золото продолжает неуклонно расти, многие приобретают украшения как объект инвестиции, в уверенности, что они, как минимум, ничего не потеряют. Естественно, это, прежде всего изделия известных, престижных брендов.
Долгожданный концепт Otturatore оснащен автоматическим калибром DR 19-89 с 4 чередующимися на циферблате функциями: датой, секундной стрелкой, лунным календарем и индикатором запаса хода
Вы упоминали о красивом оригинальном дизайне, который по идее должен лежать в основе каждого выдающегося предмета роскоши. Предположим, что сейчас клиенты действительно, во-первых, горят желанием выделиться, во-вторых, обращают внимание на вес и караты. Но это не значит, что сами дизайнеры разучились рисовать? Почему сейчас самые лучшие часы и украшения основаны на идеях, которые придуманы десятки лет назад? В том числе и ваших.
Мне невероятно повезло работать в то время, которое можно назвать революцией в дизайне. Такое время не может длиться вечно, потому что его девиз: делай то, что до тебя раньше никто не делал. Это настоящий вызов, ведь важно придумать не только «что», но и «как» это делать. Мы привнесли в традиционное ювелирное и часовое искусство новые технологии и новые материалы, в этом был огромный риск.
Например, когда я начал работать с черными бриллиантами, они вообще не ценились, считались дешевыми и некрасивыми, и моей задачей было не просто объявить: вот я — инноватор, потому что сделал часы и украшения с черными бриллиантами, а заставить их так заиграть, чтобы их безумно хотелось носить. Сейчас многим кажется, что черные бриллианты у de Grisogono существовали всегда, к тому же они стали популярным трендом. В часовой механике все точно также. Настоящий прорыв — это инновация, которая так хорошо задумана и исполнена, что из сенсации мгновенно превращается в нечто само собой разумеющееся, естественное.
Ювелирная коллекция Piccolina
С бриллиантами у вас был большой опыт работы на Bvlgari и Harry Winston. Но почему вы вообще стали выпускать часы с усложнениями? Да еще и собственной разработки. Вы же далеки от часовой механики, значит, вам предстояло все организовывать, искать партнеров...
Знаете, можно вообще ничего не уметь делать самому. Для этого и существуют специалисты. Можно найти великолепного дизайнера, талантливого инженера, поставить над ними прозорливого СЕО и нанять лучшего менеджера по продажам, а самому отправиться отдыхать на яхте. Что их всех объединяет? Ваша воля, ваш импульс как созидателя. Вы имеете в голове образ некой вещи, которую хотите создать, и по мере ее реального воплощения смотрите, насколько она соответствует вашему видению. Это и есть креативность, а вовсе не умение рисовать эскизы. У меня есть это чувство, видение продукта.
Ювелирная коллекция Piccolina
Часовые усложнения — это игра разума, не нужно быть инженером, чтобы представить себе цифровую индикацию или затвор диафрагмы над циферблатом или вращающееся окошко с различными функциями. Что же касается технической части, вы не представляете себе, сколько сейчас талантливых молодых мастеров бродят с целыми папками инженерных чертежей, которые по тем или иным причинам не интересны большим группам. Единственно важное условие здесь: не халтурить. Именно поэтому нам потребовалось четыре года, чтобы доделать Otturatore с вращающимся селектором функций на циферблате, обеспечить этот модуль достаточным запасом хода.
Ювелирная коллекция Piccolina
И все-таки как вы считаете: ажиотаж вокруг часовой механики пойдет на спад?
Со временем — конечно. Но возникнет вокруг чего-то еще. Мы снова возвращаемся к вопросу, что такое роскошь. Давайте рассмотрим другой пример: яхты. Десять лет назад 30-метровая яхта казалась роскошью. Сейчас длина яхт превышает футбольное поле! Вы думаете, конструкторы набавляют метры из-за функциональной необходимости? Нет, просто это материализующаяся мечта, точно также как и часы. Пока остается хоть эфемерный призрак мечты, стоящей за реальной вещью, она будет роскошью.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2013