Итало Фонтана. Чувствуя Тоскану
В небольшом ателье в городе Лукка, недалеко от Флоренции, часовой мастер Ильво Фонтана в конце 30-х годов прошлого века придумал конструкцию часов с левосторонней заводной головкой.
Вы дебютировали на выставке в базеле в 2007 году довольно скромно: в бывшем 5-м павильоне, между малоизвестными дизайнерскими марками и производителями механизмов. И постер часов U-Boat с маркировкой «Водонепроницаемость — тысячи футов» сразу привлек всеобщее внимание. Скажите теперь: это была все-таки шутка или вы серьезно изначально позиционировали марку как дайверскую?
Значит, вы тоже впервые обратили внимание на U-Boat из-за этой маркировки?
Конечно, это была ирония, художественная акция, чтобы обозначить связь между часами, которые мой дедушка Ильво Фонтана создавал для итальянских подводников в 1930-е годы, и моими современными часами. Мы честно измерили уровень водонепроницаемости корпуса в барокамере, установив давление до 1001 фута, или 305 метров. Что и позволило нам написать thousands на циферблате. Если вы помните, шесть лет назад это был очень высокий показатель. Но мы вовсе не собирались соревноваться с Rolex или Omega и бросать часы в Марианскую впадину, чтобы проверить, как они там тикают. Человек сам не погружается на такую глубину, так что в «тысячах футах» нет никакой реальной необходимости.
В самой идее U-Boat напрашивается аналогия с другой известной итальянской маркой. Когда вы начинали, вам никто не говорил: зачем делать еще одни брутальные итальянские часы, если уже есть Panerai?
Если такое сравнение когда-то и проводилось, то оно довольно быстро исчезло. У нас абсолютно разные концепции. Сегодня Panerai — это швейцарская мануфактура, создающая часы определенной эстетики и технической сложности. У меня же дизайнерский бренд, находящийся в Тоскане. Даже наша клиентура не пересекается. У нас совершенно разный стиль, разная направленность, разные источники вдохновения. Единственное, что общего между Panerai и U-Boat, это большой размер корпуса. Но, например, многие автомобили имеют схожую длину. Но никто же не говорит: зачем выпускать Lamborghini, когда есть Ferrari?
Итало Фонтана придумывает не только часы, но и моторы: вариация Triumph Rocket III в стиле U-Boat, всего выпущено 100 мотоциклов
Общий не только размер, но и происхождение. Часы, создававшиеся в середине прошлого века для итальянских ВМС.
Действительно, был такой период в истории, когда часы выполняли важную функцию в армейской амуниции, причем не только у подводников, но и у авиаторов, артиллеристов, пехоты, и происходило это не только в Италии, как вы знаете. Мне кажется нелепым сравнивать прошлое. Надо смотреть на то, что происходит в настоящем. Я обнаружил дедушкины эскизы в 1999 году, когда на рынке еще не было больших, мужественных, фактурных часов. Я подумал: почему бы не попробовать создать что-то свое, выделяющееся из общего ряда? Днями и ночами я рисовал уже собственные эскизы, потом на свой страх и риск изготовил прототипы и стал искать инвестора. И почти сразу же познакомился с Муниром Муффариджем, известным предпринимателем, который способствовал первому подъему многих часовых и дизайнерских марок, в частности Montblanc и Panerai. Он пришел в восторг от моих часов, ни минуты не сомневался в их успехе, так что мы стали партнерами, и появился бренд U-Boat.
Но ведь дело не только в размере. Как вы думаете, в чем секрет обаяния часов U-Boat, того, что год от года марка становится все популярнее?
Многие клиенты становятся моими друзьями, так что я постоянно получаю «обратную связь». И чаще всего слышу, что людям нравятся часы U-Boat, потому что они их... веселят. Мой дизайн наполнен позитивными эмоциями, это правда. К тому же все часы U-Boat высочайшего качества, у них великолепная обработка корпусов, ручная прострочка ремешков, швейцарские механизмы. Я уделяю производству не меньше внимания, чем творчеству.
Вы работаете с механизмами ЕТА. После эмбарго Swatch Group вы уже нашли альтернативные источники механизмов?
Это последняя проблема, которая меня беспокоит. Я никогда не скрывал, что покупаю механизмы ЕТА. Я меняю инерционный сектор на собственный, компоновку механизма, чтобы головка оказалась с левой стороны, но мне не приходило в голову давать калибру собственную маркировку. Эта тема меня больше всего удивляла в Базеле: все журналисты, которые приходили на стенд, как заведенные спрашивали, когда же я сделаю собственный калибр. Я же повторял: — в часах U-Boat механизмы — не главное. Единственное, что о них должно быть сказано: «хороший, надежный мотор». Я не строю мануфактуру, не изобретаю собственные усложнения. Я — дизайнер. И мои часы в первую очередь художественные произведения, образы, родившиеся в моем воображении. Их надо воспринимать как арт-объект. Наверное, мне до сих пор трудно общаться с часовыми журналистами, потому что они спрашивают меня, на мой взгляд, о скучных вещах.
А о чем бы вы хотели, чтобы вас спросили?
О Тоскане. Я очень горжусь тем, что моя компания находится именно там, ни за что не соглашусь переехать в Швейцарию или другую страну. Тоскана и ее столица Флоренция — место возникновения Возрождения, родина да Винчи, Микеланджело, Данте. Город, в котором я родился, вырос и сегодня живу, является моим главным источником вдохновения. Тоскана научила меня везде видеть красоту. Поэтому я не могу назвать себя часовым дизайнером. Скорее я создаю вещи в целом. Я вижу какой-то фрагмент окружающего мира: цвет, фактуру, необычную форму — и тут же мое воображение начинает строить вокруг него целый образ, который превращается в часы, а может быть, в украшение, аксессуар, ручку или, скажем, мотоцикл.
Концепт Vnicvm: корпус 53 мм из титана, искусственно состаренный циферблат, автоматический механизм с запасом хода 40 часов, ремешок из кожи теленка ручной работы, произведенный в Тоскане, серия ограничена 99 экземплярами
Если снова вернуться к скучной теме: а зачем вам вообще тогда швейцарские механизмы?
Потому что это вопрос престижа, правил игры. Как вы знаете, Италия — цитадель люксового дизайна. В моде, автомобильном и ювелирном деле у итальянцев высочайшая репутация. И среди часовых дизайнеров, работающих на именитые швейцарские дома, много итальянцев. Но вот сами часовые марки из Италии как-то не процветают в люксовом сегменте. Почему? Думаю, из-за того, что многие экономят на качестве. А этого нельзя себе позволять. Положение обязывает. Мои клиенты получают не только исключительный дизайн, но и лучшие материалы и механизмы.
А где изготовляются корпуса для U-Boat?
В Италии: во Флоренции и в Болонье. В Болонье также находится ателье, где мы заказываем ремешки и другие кожаные изделия ручной работы.
Все-таки, почему вы не делаете фирменных «усложнений U-Boat»? Неужели нет клиентов, которые не просили бы вас изготовить часы с турбийоном?
Просили. Где-то года три назад в последний раз. Я всегда отвечаю на такие просьбы: если вам нужен турбийон, я могу назвать два десятка марок, у которых его можно приобрести. Зачем мне повторять то, что делают другие? К счастью, большинство клиентов U-Boat это понимают, поэтому в последнее время я не получал «заказов» на усложнения. Это не значит, что я вообще чужд инженерным экспериментам. Например, я придумал и запатентовал систему, с помощью которой заводная головка далеко выскакивает из корпуса после нажатия. Таким образом, вам не приходится ломать ногти, чтобы ее выдвинуть и крутить. Такое изобретение я считаю практичным и вписывающимся в философию U-Boat.
Премьера Базеля-2013: коллекция Classico с различными вариантами бриллиантовой инкрустации
А были какие-то специфические запросы от разных рынков? Например, вкусы российских клиентов U-Boat отличаются от американских?
Нет. Я не могу сказать, что в России больше любят, скажем, бриллианты, а в Америке каучук. Я всегда старался формулировать ясные, четкие образы. В моем дизайне много эмоций, но нет ничего надуманного, «трендового». Поэтому мне так легко удается находить дистрибьюторов. Люди просто видят мои часы, и понимают их. Так произошло, например, и в России, где я нашел партнера в лице Эмина Агаларова, вице-президента компании Crocus Group, которая сразу же открыла три бутика марки.
Сейчас ваш дизайн с левосторонней головкой на цепочке узнается с первого взгляда. А вы не боитесь, что U-Boat будут воспринимать как «марку одной модели». Попробуете придумать что-то другое, а люди скажут: да, это интересно, но это не U-Boat...
Во-первых, нет такого понятия, как дизайн U-Boat. Все, что я делаю, это результат моего собственного творчества, поэтому на всех часах написано мое имя: Итало Фонтана, чтобы клиенты четко видели автора, который стоит за брендом. А я ничем не ограничен. Даже в рамках U-Boat я создаю разные по стилю модели: бриллиантовые Black Swan, спортивные хронографы, изящные разноцветные женские часы. Если же у меня появляется желание создать что-то совершенно другое, что вступит в конфронтацию с образом U-Boat, я всегда могу запустить новую марку. Так появился Welder: это более агрессивные, индустриальные часы, моя «темная сторона».
Премьера Базеля-2013: коллекция Classico с различными вариантами бриллиантовой инкрустации
Все-таки, почему в качестве главного источника вдохновения U-Boat вы выбрали часы прошлого? Неужели не нашлось достойного образца в современности?
То, что кажется винтажем, на самом деле — игра, творчество. Например, часы Unicum, которые действительно навеяны часами Ильво Фонтана, выглядят так, словно я их просто раскопал на чердаке и смахнул пыль, как будто они сами перенеслись из прошлого. Но это не так. В них много современных деталей, нарочитых анахронизмов, элементов стиля «стимпанк». Если вам кажется, что это винтажные часы — значит, моя мистификация удалась. Но на самом деле, я думаю, эти часы также вызвали бы фурор пятьдесят лет назад, и наверняка, будут считаться стильным аксессуаром и в будущем.
Бутик U-Boat в ТЦ «Крокус Сити Молл»
Кстати, о будущем: у вас нет желания поэкспериментировать с футуристическим дизайном? Придумать собственный вариант «часов будущего»?
Я как раз сейчас над этим работаю. Думаю, что уже в следующем году в Базеле вы будете по-настоящему поражены.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2013