Николя Бо. Счет на доли миллиметра
В феврале Chanel, не дожидаясь Базеля, представила в своем флагманском бутике на Вандомской площади обновленную коллекцию Premiere.
В феврале Chanel, не дожидаясь Базеля, представила в своем флагманском бутике на Вандомской площади обновленную коллекцию Premiere. В сравнении с другими премьерами часового мира, стремящимися перещеголять друг друга в оригинальности, даже с предыдущими новинками самой Chanel, кажется — ничего особенного. Всем известный корпус стал чуть более широким и тонким. Но с выходом этой коллекции стало очевидно, что Chanel занимает уникальную позицию в часовом мире. Она представляет часы для женщин. Самые разнообразные. От суперсложных до повседневных, от спортивных до ювелирных. Проще сделать новый турбийон, чем часы, которые сводят с ума половину населения земного шара, уверен директор часового направления Chanel Николя Бо.
Николя Бо
К 25-летию первой часовой коллекции Chanel в 2012 году вы выпустили Premiere Flying Tourbillon, признанный лучшими женскими часами на женевском Гран-при. Казалось, юбилейная тема исчерпана. Почему же через год вы решили продолжать обновлять Premiere?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться в прошлое, ко времени появления коллекции Premiere в 1987 году. Важно отметить, что сама мадемуазель Шанель никогда не создавала дизайн часов. Некоторые модели появлялись, но это были разовые моменты сотрудничества с другими производителями. И поэтому создание часового направления для Chanel было невероятно смелым шагом, экспериментом. В компании долгое время не были до конца уверены, что оно станет успешным, чтобы конкурировать с другими направлениями дома. Решение было интуитивным и исходило из простой предпосылки: девушки любят часы. Но швейцарские часы конца 80-х совсем не подходили девушкам. Premiere очень всем понравились, а коллекция J12 стала бестселлером. Но мы по-прежнему рассматривали часовое направление немного как эксперимент, пробовали то одно, то другое. Само собой получилось, что Premiere затерялась на фоне новых моделей, стала эдаким «бедным родственником». А в 2007 году мы решили отметить юбилей линии, выпустив специальную серию. И тут обнаружили, что на самом деле у Chanel появился огромный выбор часов. Мы можем делать все: кварцевые часы, часы с турбийонами, в керамике и золоте, и никто не скажет — нет, это не вписывается в имидж Chanel. Мы сделали полноценную часовую марку и теперь можем развиваться в любом направлении, которое сочтем нужным. И Premiere, которая изначально рассчитана только на женщин, очень бы помогла расширить эту нишу, где спрос всегда превышает предложение. Только ее надо было осовременить, чем мы немедленно и занялись. Коллекция была готова только к этому году, поскольку стала результатом пятилетней работы.
Обновленная версия Premiere-2013
Почему у вас это заняло так много времени?
Так всегда бывает: чем проще кажется задача, тем сложнее ее решить. С самого начала целью было сделать часы больше. Но насколько? И как при этом не потерять гармоничность корпуса? Мы изготовили сотни различных прототипов, счет шел буквально на доли миллиметра. Пробовали различные варианты корпуса, в том числе и керамику. К тому же самая первая линия Premiere была представлена в двух размерах, и нам вновь нужно было сделать два варианта, чтобы у клиенток был выбор. Мы представили коллекцию, как только она была полностью готова, не привязывая ни к какой дате.
Новые Premiere полностью заменят старые?
У нас остались некоторые модели, например, с керамическим двойным браслетом, которые прекрасно смотрятся и со старым дизайном. К тому же классические Premiere — это наследие дома, было бы странно вот так взять и совсем прекратить их выпуск.
Обновленная версия Premiere-2013
Когда вы впервые запустили Premiere, часы стоили около двух тысяч долларов — очень дорого для конца 80-х. А сейчас Premiere стала чуть дороже, но, по нынешним временам, цена уже весьма доступная. Почему вы держитесь этого сегмента?
я бы сказал, что мы в него вернулись. Как и многие часовые марки, Chanel становилась все более роскошной в последние десять лет, представляла все более сложные и дорогие модели. В конце концов, мы обнаружили, что у нас почти исчезло предложение в сегменте 3—4 тысячи долларов, который называют «вступительным». А это неправильно. К тому же 3 тысячи — не маленькие деньги, особенно на Западе. Можно сказать, что в основном мы сделали новые Premeire, чтобы вернуть внимание западной аудитории.
Зачем? Ведь главные рынки уже давно сместились в Азию.
Chanel популярна во всем мире, потому что она воплощает дух и стиль Франции, Парижа. А чтобы это было правдой, а не просто красивым слоганом, надо чтобы часы и аксессуары Chanel по-прежнему носили парижанки.
А не было это также связано с желанием увеличить долю кварцевых механизмов после эмбарго ЕТА?
Нет, тут нет связи. У нас хорошие контакты с ЕТА, поэтому пока мы не чувствуем разницы. Конечно, Chanel готовится к тому, чтобы завести альтернативные источники механизмов и, может, даже производить собственные, но это вопрос лет, а не месяцев. Что касается кварцевых Premiere, то не забывайте, Chanel — дизайнерский бренд, а не традиционная мануфактура. У нас техническая составляющая подчиняется эстетической. Если нам нужны элегантные ультратонкие часы, то разумнее использовать кварц. Мы же не Jaeger-LeCoultre и не Piaget.
J12 Retrograge Mysterieuse Tourbillon в корпусе Chromatic
Вы уже работали над созданием собственного калибра Chanel 3125 совместно с Audemars Piguet. Почему вы прекратили это сотрудничество?
Потому что это все-таки был механизм Audemars Piguet. Для Chanel там были только доработаны спуск и инерционный сектор. И мы поняли, что люди в основном не знают, как эти часы воспринимать: Chanel с калибром АР или Audemars Piguet с дизайном Chanel? Надо признать, собрендинг получился неудачным, потому что у наших двух марок мало общего. Совсем другая ситуация с ателье Renaud&Papi, тут сотрудничество не вызывает вопросов: Джулио Папи создает исключительные механизмы в соответствии с духом и стилем Chanel. Нам интересны эти проекты, они действительно поднимают уровень марки, потому что такого больше ни у кого не встретишь. Да, у Chanel есть свои собственные фирменные усложнения, но мы никогда не претендовали на звание «часовой мануфактуры», это очень долгий путь. А если резать углы, вновь затевать какое-то сотрудничество, то мы рискуем навредить марке.
Новый стенд Chanel на выставке BaselWorld
То есть фабрику Chanel-Chatelain вы расширяете не затем, чтобы наладить выпуск собственных механизмов?
Нет, ее специализация по-прежнему корпуса и браслеты. Мы расширяемся, потому что у фабрики растет объем заказов, у нас полностью расписан десятилетний план.
Мы же обслуживаем много люксовых марок помимо Chanel.
Лимитированная серия Mademoisel с миниатюрами, повторяющими узор ширм из квартиры Коко Шанель
И вы не будете сами увеличивать объем выпуска?
Если и будем, то ненамного. Потому что у нас очень выборочная дистрибуция. И она нас полностью устраивает. Мы не собираемся становиться крупнейшей часовой маркой в мире.
А насколько успешной оказалась линия J12 Chromatic?
Невероятно успешной. Мы готовим много новых референций, в частности, на Базельской выставке мы представили Retrograde Mysterieuse в корпусе из этого материала.
Premiere Tourbillon Volant Saphirs Roses с розовыми сапфирами
Вот и мне тоже по коллекции этого года показалось, что у Chanel почти не осталось черных и белых часов. Вам не кажется, что так вы теряете ключевой элемент стиля?
Черный и белый — важные коды Chanel, но не все, чем марка живет и дышит. Я был бы очень расстроен, если бы люди воспринимали наши часы только по этим характеристикам. Наоборот, я часто слышу от клиентов, что у нас в коллекциях слишком много черно-белого, они бы хотели чего-то нового, разнообразного. Вот мы и стараемся (смеется).
Premiere Tourbillon Volant Saphirs с голубыми сапфирами
Вы все время говорите о часах как о коллективной работе. А между тем слава дома всегда была связана с талантливыми персонами: Коко Шанель, Эрнест бо, Карл Лагерфельд, наконец, Жак Элле, придумавший все культовые часы Chanel. Вы не думаете, что сейчас часовому направлению марки немного не хватает личности, конкретного создателя, с которыми бы они ассоциировались?
Сложные механизмы персонифицируются благодаря Джулио Папи. Что касается дизайна, вы, наверное, правы — у нас работают несколько прекрасных художников, которые могли бы больше выходить на передний план, поскольку именно они в итоге создают часы, которые хочется надеть на руку. Возможно, вскоре так и будет.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2013