Феликс Баумгартнер. Будущее за союзом механики и электроники
Накануне нового года один из партнеров креативного дуэта Urwerk, его технический мозг Феликс Баумгартнер, по традиции привез в Москву свое последнее творение — механизм UR-210, который отличают две модификации.
Накануне нового года один из партнеров креативного дуэта Urwerk, его технический мозг Феликс Баумгартнер, по традиции привез в Москву свое последнее творение — механизм UR-210, который отличают две модификации. Обновленная сателлитная индикация, дополненная функцией flyback, и оригинальный регулятор мощности инерционного сектора. Баумгартнер подробно рассказал, чем эта конструкция лучше предыдущих и каковы дальнейшие планы Urwerk по преобразованию традиционной часовой механики.
Каковые главные инновации UR-210?
В первую очередь — это цилиндрическая пружина, изготовленная по нашему собственному проекту. У нее довольно сложный состав сплава, я вам его даже не назову. Она позволяет мгновенно переводить титановую стрелку-скелетон к следующему указателю часа после того, как предыдущий час пройдет свою орбиту. Как видите, это более динамично и наглядно для восприятия. Кроме того, в отличие от предыдущих сателлитов, тут вращается не только конструкция с индикаторами, но и вся база механизма. Раньше мы частично закрывали механизм, как вы помните, потому что он был не особенно интересен, теперь же, поскольку циферблат отсутствует, мы сумели сделать работу механизма более зрелищной.
То есть модификация сателлитного устройства преследовала цель развлекательную. А регулятор мощности подзавода тоже?
Нет, практичность тоже имеет значение. Как вы знаете, я шесть лет работал в сервисе Vacheron Constantin и поэтому знаю, что сектор подзавода — самое слабое место. Он расшатывается, сбивается с плоскости, потому что на крепление с подшипниками приходится самый большой объем нагрузки из-за постоянного вращения. К тому же существует проблема перезавода, из-за которого механизм изнашивается.
Ну, хорошие автоматические часы люди обычно носят аккуратно. Вы же не пойдете в таких часах на дискотеку. Поэтому обычно сектор не крутится как сумасшедший, а качается, заводя пружину от небольших колебаний.
Да вам даже не нужно ходить на дискотеку, чтобы подвергнуть часы шоку. Вот, смотрите: так вы с силой нажимаете на ручку двери — раз! Ваше запястье совершает резкое движение, ротор совершил, соответственно, полный оборот. Пружина получила резкий скачок энергии. Если вы видите, что слишком активно двигаетесь, почему бы не уменьшить эффективность подзавода? Устройство, его регулирующее, не ново — я подсмотрел его в минутном репетире. Это такой барабан, который контролирует скорость удара гонгов. Здесь же он контролирует силу вращения сектора. Когда барабан вращается, он забирает 20% эффективности сектора.
Макс Фрай, автор дизайна и концепции всех моделей Urwerk
А сектор двунаправленный или однонаправленный?
У нас однонаправленный. Он быстрее взводит пружину, если его хорошо раскрутить, но именно тут велик риск «переработать». Механизм подвергается повышенной нагрузке, если пружина все время туго взведена. А это происходит, если вы, скажем, занимаетесь спортом. Поэтому я называю новое устройство «контролем движения». В левой верхней части циферблата помещен индикатор мощности подзавода, который показывает нагрузку, которой подвергалась пружина последние два часа. Напротив него справа находится обычный индикатор запаса хода. Вы можете сравнить не только, сколько завода у вас осталось, но и насколько интенсивно вы в последнее время подзаводили механизм. Если индикатор запаса хода на пределе, а вы много двигаетесь, имеет смысл вообще отключить инерционный сектор.
Представленная в конце 2012 года UR-210
И Richard Mille, и DeBethune также представляли собственные схемы «контроля движения», только основанные на регулировании амплитуды самого сектора. Однако обе эти идеи оказались, по сути, не поняты клиентами. В конце концов, любой регулятор это усложнение, а усложнение имеет свойство ломаться. Многие знают, как устроен модуль автоподзавода, а мастера умеют его чинить. Ваша же система новая, загадочная, что делать, если сломается она?
Во-первых, мы сделали первые экземпляры UR-210 в январе прошлого года и целый год носили их сами постоянно, активно пользуясь всеми переключателями. Механизм вел себя безупречно. Как я уже сказал, система регулятора довольно простая и надежная. К тому же здесь поломка ротора не приводит к остановке всего механизма в отличие от обычных автоматических часов. Недостаток идеи Ришара Милля заключался в том, что менять конфигурацию сектора мог только профессиональный часовщик. Здесь же это делается простым переключателем. Все понятно и интерактивно. Вы сами видите, когда вы слишком сильно заводите часы или когда только энергии вашего движения не хватает. Это устанавливает особые отношения между владельцем и его часами. Может, вы что-то узнаете и о своем характере и образе жизни (смеется).
Часовая стрелка-скелетон UR-210 закреплена на цилиндрической пружине, которая обеспечивает функцию Flyback
То же про UR-210 говорил и ваш партнер Макс Фрай: что это интерактивный механизм, с которым владелец может «общаться», в чем и заключается главная цель контроля движения.
Не главная, но важная. Для меня лично в UR-210 больше всего интересно устройство flyback, потому что оно открывает большие перспективы для дальнейших модификаций. Но мне всегда нравилось, когда в механизме владелец сам может что-то изменить, поправить. Вспомните UR-103, там был винт регулировки времени Fine Tuning Screw.
Но ведь есть много способов сделать эту интерактивную часть более увлекательной. У вас же владелец UR-210 может годами не вспоминать ни о каком «контроле движения».
Тут тоже не надо переборщить. На самом деле люди мечтают о таком механизме, который бы все делал сам, регулировал сам себя, а их бы не беспокоил. Как вы думаете, зачем сегодня людям нужна точная механика? Потому что их раздражает подводить стрелки вручную, сверяясь с телефоном. С другой стороны, небольшая доля «ручного управления» дает, во-первых, ощущение контроля — вас никто не заставляет, но вы можете кое-что сами менять в механизме. Это приятно. К тому же индикатор движения очень динамичный. Представляете, вы просыпаетесь утром, он почти на нуле. Тогда вы надеваете часы и идете, скажем, кататься на велосипеде или на пробежку. В отличие от обычного запаса хода, который можно просто подвести головкой, этот индикатор тут же начинает ползти вверх, едва вы задвигались. Поверьте, это очень приятное ощущение, как будто вы сами наполняетесь энергией.
Регулирование мощности автоподзавода
Вы сказали, что цилиндрическую пружину вам сделали на заказ. А что вы сейчас делаете сами, и сколько у вас подрядчиков?
Мы сами сделали в своем ателье в Цюрихе всю каретку новой сателлитной системы. Но, конечно, много работы отдаем на сторону. У нас около 30–35 подрядчиков, которые поставляют нам ремешки, головки, стекло, подшипники, винтики. Только винты мы заказываем на трех разных фабриках. А в качестве базового калибра по-прежнему используем 3200 от Girard-Perregaux.
Вы поэтому продолжаете работать с сателлитной индикацией: что она уже опробована и хорошо «садится» на знакомый механизм?
Отчасти (смеется). На самом деле сателлитная конструкция к тому же надежна и наглядна. Я сам ношу часы Urwerk, и мне кажется, она очень удобна для определения времени. Люди, с которыми я разговаривал, говорят, что нужно два дня, чтобы привыкнуть, но потом не захочется определять время по-другому. И эту конструкцию можно бесконечно улучшать. Вот если бы мы сделали одну модель, а потом каждый год представляли ее в разном цвете, то можно было бы обвинить Urwerk в паразитировании на идее. А так мы постоянно придумываем чтото новое. Минутный репетир, между прочим, существует уже 250 лет, а мастера до сих пор находят, как его изменить и улучшить. Сателлитная индикация Urwerk появилась всего 15 лет назад. Я думаю, у нас впереди еще много времени.
Сателлитная индикация стала еще нагляднее
А линейный индикатор, значит, вам не понравился?
У линейной индикации меньше направлений движения, поэтому меньше простора для модификации. И как раз линейные часы сложнее для восприятия. Приходится постоянно смотреть на значение маркера, что-то высчитывать. Тогда как в круговой индикации, в том числе и сателлитной, важен не только маркер, но и позиция. Часы должны быть рассчитаны на интуитивное восприятие, иначе они забавны, но неудобны. Между прочим, Вуди Ален всю жизнь снимает фильмы об одном и том же, о том, что он знает и понимает. Поэтому это искусство. Также и мы в Urwerk должны делать то, что понимаем, а не менять концепцию, потому что что-то стало «модным». Сейчас мы договорились так: раз в два года представлять важную модификацию сателлитного механизма. А в перерывах придумывать что-то совершенно неожиданное и безумное. Так что готовьтесь увидеть в 2014 году кое-что новое.
Вы очень много путешествуете и сами представляете новинки Urwerk. Вы хорошо знаете своих клиентов?
Это зависит от страны. Например, я недавно был в Сингапуре, и там очень любят, когда создатель сам представляет свои часы клиентам, беседует с ними, поэтому я был приглашен на ужин, где было около 40 коллекционеров. А в соседнем вроде бы Гонконге совсем по-другому: меня никому не представляют. Не знаю, почему. В России я познакомился с двумя, может, тремя обладателями Urwerk. Тоже не сказал бы, что моя персона пользуется большой популярностью (смеется).
На задней крышке расположен переключатель эффективности подзавода, а также передаточный барабан, уменьшающий мощность инерционного сектора
И все-таки, по вашему опыту: преимущественно, что за люди носят Urwerk?
Я бы сказал, люди, которые любят технику. Например, доктора. Сейчас доктора пользуются очень продвинутым техническим оборудованием, работают с фантастическими установками. Это уже не человек со стетоскопом и золотыми часами, врачи больше других любят всевозможные «гаджеты».
А что вы думаете о перспективе внедрения компьютерных технологий не только в производство, но и в саму конструкцию часовой механики?
Это замечательно! Мы уже работаем над чем-то подобным, и довольно скоро вы увидите результат. Правда, предстоит еще много тестирования, так что не буду загадывать. Это будут в основе механические часы со специальным электронным устройством, которое будет кое-что менять в их работе. Я по образованию часовой мастер, но совершенно не понимаю тех, кто устанавливает границы между традиционным часовым искусством и современными технологиями. Что дают людям сегодня наручные часы: качество, красоту, удовольствие. Кому важно, как это достигается? Например, мне очень нравится то, что представляет марка Devon, а ведь в основе там электронный механизм. Но это концептуальные, очень красивые и продвинутые наручные часы. Времена меняются. Пятнадцать лет назад нас обвиняли в том, что Urwerk разрушает часовые традиции. А мы лишь открывали новую страницу. Думаю, настало время снова страницу перевернуть.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2013