Искусство & технологии

Пьер Бернхайм. Грядут перемены

По меркам современной часовой индустрии женевский дом Raymond Weil — воплощение долгожительства и верности традициям. В самый разгар кварцевого кризиса в 1976 году 50-летний Раймонд Вайль решил рискнуть и вложить весь свой накопленный в часовой индустрии опыт в собственный проект.

По меркам современной часовой индустрии женевский дом Raymond Weil — воплощение долгожительства и верности традициям. В самый разгар кварцевого кризиса в 1976 году 50-летний Раймонд Вайль решил рискнуть и вложить весь свой накопленный в часовой индустрии опыт в собственный проект, получивший имя мастера. В 1982 году к делу, уже ставшему семейным, присоединился зять Вайля Оливье бернхайм, а несколько лет назад у часового дома появилась не одна, а две свежих головы — представители третьего поколения семьи, братья Эли и Пьер бернхайм. Один придумывает новые часы Raymond Weil, а второй делает их известными и популярными во всем мире.

Расскажите, что сейчас происходит в компании Reymond Weil?
В целом год прошел неплохо. Пока рано подводить итоги, но мы стабильно развиваемся. Как вы знаете, появились новые успешные коллекции, на них очень хорошие отклики. Сейчас у нас есть рынки, где мы работаем с дистрибьюторами, и рынки с собственными представительствами: США, Индия и Австрия. Последние показали отличный рост. В Северной Америке Raymond Weil представлен в 850 магазинах, у нас там сейчас очень сильные позиции, а индийский рынок я бы сейчас назвал наиболее быстрорастущим.

Премьера Базеля 2012: Freelancer Urban Black

А как вы распределяете сейчас обязанности в компании? Например, в России давно не видели вашего отца, Оливье Бернхайма, теперь этот рынок — на вашей ответственности?
Да, мой отец сейчас сконцентрировался на тех странах, в которых мы работаем напрямую. Он часто путешествует по Европе, Америке и много времени проводит в Индии. Наверное, дело еще в том, что родители давно любят эту страну, они даже провели там медовый месяц. Так что, можно сказать, он совмещает работу и удовольствие (смеется). Я же отвечаю за все международные продажи Raymond Weil, тогда как мой брат Эли больше времени проводит в офисе, поскольку занимается новыми коллекциями и маркетингом.

Вам не сложно сейчас сохранять независимую компанию в семейном управлении? ведь это не маленькое ателье, а международный бизнес со сложной логистикой. Многие в вашей ситуации не могут обойтись без инвесторов и приглашенных менеджеров.
Конечно, временами мы испытываем трудности. Но сейчас независимость и семейное управление — это реальная ценность компании, ее капитализация. То, что составляет ее престиж. Люди знают моего дедушку, отца, теперь и нас с братом. Мы путешествуем по всему миру, лично общаясь с партнерами, с продавцами, с покупателями, все знают, насколько сильно мы заинтересованы в своем семейном бизнесе. Я провожу в разъездах 42 недели в году, и еще неделю — на выставке в Базеле. Дом Raymond Weil — часть нашей жизни. От всех остальных его отличает то, что за 30 лет дом постепенно шаг за шагом развивался, а не шарахался от одной стратегии к другой с очередной сменой руководства или по прихоти инвестора.

А вам с братом не надоел семейный бизнес? вы запускаете собственный часовой бренд — это означает, что вы покидаете Raymond Weil?
Ни в коем случае. Да, мы запустили собственную марку, она, возможно, будет чуть более провокативной, чем Raymond Weil, более авторской, но это также часы доступного ценового сегмента, большая часть моделей стоит до 1000 долларов. И начать мы планируем с американского рынка, на котором у нашей компании сильные позиции. (Проект братьев Бернхайм 88 Rue du Rhone был запущен летом на выставке JCK в Лас-Вегасе. — прим. ред.).

Но ведь когда сам раймонд вайль представлял первые часы, они были именно авторскими. Вспомните Othello, tango, don Giovanni — у них был необычный запоминающийся дизайн. Вам не кажется, что, то, чем сейчас занимается raymond Weil, настолько традиционно и нейтрально, что лицо марки постепенно теряется?
Не согласен. Посмотрите на Nabucco — это наш флагман, часы с очень энергичными линиями, с сильной харизмой. Или Freelancer вы тоже назовете «нейтральными»? конечно, ситуация сегодня такова, что основные рынки переместились в восточную Азию, в Китай, а там больше востребованы часы классического дизайна, отсюда, возможно, и общее впечатление. Но я бы не сказал, что сам Раймонд Вайль безоглядно экспериментировал с дизайном, даже те часы, которые вы назвали, были элегантными, запоминающимися, но при этом традиционными. Самая первая коллекция марки Amadeus была изысканно классической.

Глава Raymond Weil Оливье Бернхайм с сыновьями Пьером и Эли

То есть вы все-таки ориентируетесь на Китай?
Мы — международная компания, с разной стратегией дистрибуции и маркетинга. Например, где-то мы считаем необходимым открывать собственные бутики, а где-то лучше быть представленными в мультибрендовых магазинах. Сейчас у нас несколько бутиков на Ближнем Востоке, два в китае, один во Вьетнаме, два в Сингапуре и целых четыре в Индии. И в этих странах Raymond Weil воспринимают как люксовый бренд. Тогда как в США и России Raymond Weil сохраняет образ бюджетной швейцарской марки на каждый день. Соответственно, по-разному распределяются и коллекции. На Востоке: в Китае, Индии и Сингапуре — у нас лучше всего продаются Maestro и Jasmine, в США Freelancer и Noemia, в Европе номер один — Nabucco. я бы сказал, вкусы россиян где-то между США и Азией, Jasmine была принята очень хорошо, так же как и Maestro с новой рекламной кампанией.

Что касается Maestro, возникает ощущение, что эта коллекция появилась как реакция на кризис: она представляет собой микс из самых привлекательных элементов классической механики по доступной цене...
На самом деле впервые Maestro появилась у Raymond Weil в 1986 году. Тогда она называлась Tradition Mechanical. В линии было порядка 20 референций, некоторые из них были почти полностью воспроизведены в современной версии. Действительно, Раймонд Вайль хотел создать привлекательные механические часы, но вдохновляли его легендарные карманные модели. Например, римские цифры разметки перекликаются с теми, которые в XVII веке рисовал на своих циферблатах Исаак Тюре, мастер, изготовивший первые карманные часы с балансом Гюйгенса. Raymond Weil действительно вобрал в свой дизайн элементы корпуса Thuret и других известных имен прошлого, но сделал это 25 лет назад, задолго до многих конкурентов. Правда, в то время коллекция не пользовалась большой популярностью, потому основными покупателями были американцы, а они в 80-е не жаловали механику. Вместо нее появилась кварцевая линия Tango, которая стала бестселлером в США.

Кажется, что Reymond Weil всю жизнь разрывается между востоком и Западом?
Американский рынок более консервативный, там четкие правила игры, ясные покупательские предпочтения. Люди выбирают часы определенного ценового сегмента и из определенного набора брендов. В основном все эти бренды продаются в одних и тех же магазинах, они фактически поддерживают друг друга, играют в одной лиге. В других странах все сложнее, там требуется более индивидуальный подход. Как бы то ни было, сейчас наша цель для рынков всего мира — производить больше механических часов в сегменте от 1 до 3 тысяч долларов. Это основа коллекций Raymond Weil.

Maestro Petite Seconde Or Rose

И как вы собираетесь достичь этой цели в свете грядущего окончательного запрета на поставки ЕТА?
К этому давно шло, так что мы, как и многие компании, сумели подготовиться. Тут вопрос не только в наличии альтернативы, сколько в цене. К чему на самом деле привел запрет Swatch Group: многие компании, которые инвестировали в разработку собственного калибра или обращались к независимым подрядчикам, в итоге были вынуждены поднять цену часов. Поэтому покупатель, придя в часовой магазин, сейчас скорее выберет что-то из марок Swatch Group, потому что они дешевле. Именно по этой причине нам так важно сейчас сохранить свои ценовые рамки. У нас большой объем выпуска, так что мы не можем обращаться к маленьким ателье. Но мы уже наладили отношения с несколькими подрядчиками, которые могут удовлетворить нашим запросам. Частично используем механику Sellita. кроме того, у нашей семьи всегда были хорошие отношения со Swatch Group, и они не испортились. Я думаю, экономически такая фабрика, как ЕТА не сможет работать только на внутренний спрос.

Премьера лета 2012: дамская линия Lady Maestro с разноцветными ремешками

И все-таки, видимо, спад рынка, нехватка механизмов влияют на настроение часовщиков. Как иначе объяснить, что большинство часов на массовом рынке сейчас скучные серые или черно-белые?
Вы, наверное, удивитесь, но большинство людей по-прежнему покупает часы, чтобы быстро узнавать по ним время. Вы обратили внимание, что наручные часы становятся все более консервативными, если не сказать старомодными, по мере того как развиваются технологии «гаджетов»? кто мог еще несколько лет назад предположить, что у вас будет телефон, фотоаппарат, видеокамера и компьютер в одном маленьком удобном устройстве. Технология движется
К унификации — чтобы все необходимое для жизни помещалось в одном приборе. Но часы в эту систему не включены, наоборот, они все больше от нее дистанцируются. Перемещение часов из кармана на запястье оказало большое влияние на привычки, моду и культуру, и не так-то просто загнать их обратно в карман вместе со смартфоном. А когда люди смотрят на часы, они хотят какой-то простоты и ясности. Четкие цифры, красивые стрелки, большое окошко даты.
Все дизайнерские часы — это нишевый продукт, который существует только за счет огромной массы часов традиционных. Точно так же и с цветом: для нас это скорее экспериментирование, отдельные коллекции для различных рынков и сезонов. Например, летом мы выпустили линию дамских Maestro с яркими разноцветными ремешками.

Вас послушать, так вообще нет смысла придумывать ничего нового в часовой механике, можно год за годом выпускать одни и те же классические часы.
Этот год был стабилизационным. Но в следующем грядет много перемен. Например, хотя бы в структуре Базельской выставки. Я слышал много негативных мнений и о самой перестройке, и о расположении стендов, но я считаю, такая встряска пойдет на пользу часовому сообществу. Появятся новые участники, старые обновят свой облик, наверняка, будет больше посетителей и больше драйва. А это что нам сейчас необходимо.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2012

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?