Искусство & технологии

Роже Дюбуи. Идеальная работа

В сентябре в Москву впервые приехал Роже Дюбуи, чтобы представить новые модели часов основанной им мануфактуры, на которую легендарный мастер сенсационно вернулся в конце прошлого года.

В сентябре в Москву впервые приехал Роже Дюбуи, чтобы представить новые модели часов основанной им мануфактуры, на которую легендарный мастер сенсационно вернулся в конце прошлого года. Роже Дюбуи покинул дом Roger Dubuis в 2004 году, отправившись на заслуженный отдых после полувека работы в часовой отрасли. Периодически мастер участвовал как «приглашенная звезда» в нескольких интересных независимых проектах. Но Жорж Керн, возглавивший Roger Dubuis с 2010 года, нашел, чем соблазнить господина Дюбуи вернуться к активной работе в компании. И наверняка чем-то связанным с решением трудных технических задач часового дела. Появится ли на свет новый механизм, придуманный и разработанный Роже Дюбуи? Мастер приоткрыл завесу тайны.

Премьера SIHH-2012: хронограф Pulsion с механизмом RD680, отмеченным стандартом Geneva Seal

Господин Дюбуи, вам самому нравятся часы, которые сегодня носят ваше имя?
Очень! Во-первых, они великолепного качества, видно, что за ними стоит огромная работа, внимание к каждой детали. А во-вторых, и, наверное, это самое главное, каждая из четырех современных коллекций Roger Dubuis выражает очень ясную идею. Видно, с какой целью каждая модель была задумана и кому она предназначена.

Но насколько сейчас часы Roger Dubuis соответствуют вашей собственной идее, которую вы вкладывали в марку, когда ее основали?
Я создал бренд Roger Dubuis более двадцати лет назад. Поймите, даже если бы я сейчас сам придумывал все коллекции, это все равно были бы другие часы, отличные от тех, с которых я начинал. Потому что мир не стоит на месте, как, впрочем, и часовое искусство. И я очень рад, что дом Roger Dubuis эволюционирует, это значит, что марка жива и успешна. Я открыл собственное ателье, прежде всего потому, что нуждался в свободе творчества. Вот — главная идея Roger Dubuis. Сегодня марка может дать ту же свободу самовыражения новому поколению часовых мастеров. Так формируется традиция бренда, его история. Ведь подлинная история начинается именно тогда, когда часовой дом выходит за рамки личности своего создателя. Не надо равняться только на мои идеи двадцатилетней давности. Надо равняться на традиции часового искусства. А они, прежде всего, заключаются в эмоциональности, «человечности» того, что мы делаем. Если люди проходят мимо витрины, не проявляя интереса, значит, с этими часами что-то не так. Главный принцип создания часов сегодня и двадцать, и пятьдесят лет назад — делать это так, чтобы твое творение никого не оставило равнодушным.

Премьера SIHH-2012: Velvet с аметистами и шпинелью, лимитированная серия 188 экз.

На качество и утилитарность часовой механики сейчас обращают внимания меньше, чем на пресловутый эмоциональный фактор. Не кажется ли вам, что часовое искусство — прикладное, в общем-то, ремесло — в наше время сильно переоценено?
Как его можно переоценить? Взгляните, сколько усилий вложено сегодня в создание каждого экземпляра! Потрясающие станки, великолепные профессиональные мастера, граверы, художники, часовщики, подгоняющие каждую деталь с точностью до микрона. С технической точки зрения современные часовые механизмы практически идеальны. Требования Женевского клейма очень строги, как вы знаете, и то, что Roger Dubuis стремится им соответствовать, говорит о том, что мануфактура на первое место ставит качество своих часов.

Вы начинали как реставратор и долгое время имели дело с часовыми шедеврами прошлого. Можете ли вы себе представить, что кому-нибудь через пятьдесят или сто лет придет в голову реставрировать часы Roger Dubuis?
Да, я вполне это допускаю. Думаю, через сто лет многие часы из тех, которые выпускаются сейчас, станут антикварной ценностью и появится потребность в их реставрации. Я довольно долго занимался реставрацией сам и поэтому хорошо знаю, что историческую ценность произведений искусства сложно предугадать. Но, безусловно, есть объективные факторы. Например, если часовой механизм оригинально задуман, хорошо технически решен, безупречно исполнен — при должном уходе он может функционировать практически вечно.

Премьера SIHH-2012: Velvet с автоматическим механизмом RD821, инкрутсированы100 бриллиантами весом 1,77 карата

Кстати, о вечном. Вашим фирменным усложнением является вечный календарь. Почему именно это устройство?
Когда после часовой школы я начал специализироваться на усложнениях, «королем» среди них считался именно вечный календарь. Это было в начале 60-х, когда я пришел на работу в Patek Philippe. Самые престижные часы компании тогда были оснащены календарными функциями. Позже я хорошо изучил это устройство, все его сильные и слабые места, различные способы индикации. В Agenhore, где мы познакомились с Жаном-Марком Видеррехтом, я придумал немало способов соединить сложный и долговечный календарь с динамичными ретроградами. Многие из тех идей я использовал в первых коллекциях Roger Dubuis.

А как вы обычно выбираете партнера: по сложности технической задачи или вам важнее личные отношения?
Я думаю, профессионализм важнее. Но мне, как и многим, неприятно работать с теми, с кем нет взаимопонимания. Я просто долго не выдерживаю. И это касается не только партнеров, но и подрядчиков, и дилеров.

Почему вы так быстро покинули проект Maitres du Temps?
Я его не покидал. Я выполнил свою часть работы в рамках Chapter One, а других договоренностей у нас не было. Собственно, я не связывался ни с кем долгосрочными обязательствами. Я же был на пенсии (смеется).

И чем занимается на пенсии часовой мастер?
О, я продолжал следить за тем, что происходит в часовом мире. К тому же, поскольку у меня появилось много свободного времени, я, наконец, смог прочитать все книги по истории часов, которые хотел. У меня появилось множество новых идей. Единственное, по чему я действительно соскучился — по настоящей часовой работе. Иногда очень хотелось подойти к верстаку и собрать механизм.

Автоматическая модель Excalibur с механизмом RD77 и вытянутыми римскими цифрами — флагман марки

А сейчас, в Roger Dubuis у вас есть возможность самому поработать на верстаке или вы только консультируете?
Как вы знаете, сейчас это огромная мануфактура, где работает множество специалистов. Нет необходимости самому вручную собирать часы. Но я хожу по цехам, беседую со всеми, даю советы и самое главное — я обучаю молодых мастеров на мануфактуре, то есть передаю свои навыки, классическую часовую школу следующему поколению.

Вы были готовы к тому, что в один прекрасный момент перестали быть просто часовым мастером и стали «часовым гуру», чье мнение все хотят узнать?
Как можно быть к этому готовым? Но я не чувствую какой-то особой славы. Я профессионал, рабочий, часовой мастер, я всю жизнь делал то, что у меня получалось лучше всего, что доставляло мне удовольствие. Вот и все. Приглашение на Roger Dubuis в качестве «посланника» марки, ее консультанта стало для меня приятным сюрпризом. С одной стороны — это безусловное признание моих заслуг. С другой — у меня сейчас просто идеальная работа. Я могу предлагать идеи, создавать часовые механизмы, но при этом избавлен от всех практических забот, связанных с производством и бизнесом.

Excalibur Double Tourbillon Squelette Full Diamond Set

То есть вы что-то разрабатываете сейчас для Roger Dubuis?
Я хочу сразу снять все вопросы о моей роли в компании. У мануфактуры есть глава департамента механизмов — это Грегори Бруттэн. С его именем связаны все последние сложные калибры Roger Dubuis. Он молод, и в этом главный смысл! Потому что Roger Dubuis — молодая марка, всегда была такой, и я хочу, чтобы таковой и осталась. Не только потому, что появилась по часовым мерками сравнительно недавно, а потому что ее всегда отличал креативный, немного провокаторский дух. Именно поэтому я хочу, чтобы клиенты понимали: то, что сейчас производится на Roger Dubuis — продукт фантазии и таланта Грегори Бруттэна, у которого впереди блестящее будущее. Но, как я уже сказал, за последние годы у меня появилось несколько интересных идей. И сейчас мы с Грегори думаем, как их воплотить. Пока что все на уровне идей, но я уверен, что через пару лет вы увидите часы, которые вас потрясут.

Вы никогда не хотели сменить профессию? Например, во времена кварцевого кризиса?
Никогда. Я окончил часовую школу в 1957 году. Я стал часовщиком, потому что хотел им стать, и с тех пор ни разу не возникало желания попробовать что-то другое. Я знаю много людей, которые ищут себя, постоянно меняют профессию. У меня же никогда не было сомнений в том, кто я. Даже в самые трудные пять лет: с 1975 по 1980 год, когда действительно казалось, что часовая механика умерла. Тогда многие ушли из профессии. А потом дела медленно пошли на лад. Возможно потому, что я 14 лет проработал в Patek Philippe в отделе усложнений, я раньше многих почувствовал, что изменилось отношение к часам: сам механизм стал больше искусством, чем прибором. И тогда я рискнул и открыл собственное ателье.

Возрождение часовой механики связано с появлением больших групп. На их фоне независимым компаниям все сложнее добиваться успеха.
Независимым мастерам всегда нелегко жилось, во все времена. Я сам долгое время был независимым часовым мастером, поэтому хорошо знаю, о чем говорю. Независимость — это борьба за выживание, постоянный вызов. В первую очередь собственному мастерству. Если мастер может доказать, что делает что-то стоящее, то его дело процветает, если нет — надо задуматься о смене профессии. Это естественный отбор и благодаря ему индустрия развивается. Это никак не связано с появлением больших групп, просто сегодня это объективная реальность, с которой нужно мириться.

Кажется, вам всегда везло на интересные предложения. А были случаи, когда вам самому приходила в голову такая интересная идея, ради которой вы готовы были сами бегать, искать партнеров и инвесторов?
Мне это все пришлось делать с того самого момента, как я открыл собственное независимое ателье. Всех надо было убеждать, что я делаю интересные и важные вещи. Но именно убеждать, а не бегать за кем-то и уговаривать. Никакое партнерство не будет успешным, если интерес не взаимный.

Стиль Roger Dubuis проявляется в оформлении бутиков: квадратные узоры, три фирменных цвета (бронзовый, черный и красный) и образы, соответствующие каждой из четырех коллекций

Есть ли кто-то, с кем вы бы хотели поработать в партнерстве, но так и не удалось?
Приходят в голову только имена великих мастеров прошлого. В современном часовом деле я себя полностью реализовал.

Неужели у вас нет других увлечений, кроме часового дела?
Знаете, я раньше отвечал, что нет. У меня нет любимого вида спорта, хобби или чего-то в этом роде. Хотя, когда я отдыхаю, я слушаю классическую музыку. Особенно мне нравятся романтики XIX века: Чайковский и Лист.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2012

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?