Искусство & технологии

Кристиан Селмони. Правила хорошей кухни

Художественный директор Vacheron Constantin не соответствует стереотипу «творческой личности» ни внешне, ни внутренне. Он всегда спокоен и собран, четко формулирует свои мысли и задачи.

Художественный директор Vacheron Constantin не соответствует стереотипу «творческой личности» ни внешне, ни внутренне. Он всегда спокоен и собран, четко формулирует свои мысли и задачи. Но как под маской Кеннета Кларка скрывался бунтарь-супермен, так и за вежливой улыбкой Кристиана Селмони ощущается неиссякаемая фантазия, создавшая турбийон Patrimony, изысканные «бочки» Malte и уникальные циферблаты Metiers d'Art Les Univers Infinis.

Как получилось, что вы стали заниматься часовым дизайном?
На самом деле я им никогда не занимался. Моя задача — придумывать концепцию и передать ее дизайнерам для конкретного воплощения. При этом в процессе создания новой модели я постоянно координирую и дизайнстудию, и инженерный отдел, и отдел маркетинга: мне нужно все время объяснять дизайнерам, что эти часы будут носить конкретные люди со своими представлениями о прекрасном, а маркетологам — что новая модель потому и новая, что не похожа на ту, которая уже пользуется успехом (смеется).

Премьера SIHH-2012: Malte Tourbillon с механизмом 4400 AS, целиком разработанным на Vacheron Constantin

Но для вас важно, что вы создаете концепции именно часов, а не каких-либо других приборов? Почему вы в итоге выбрали именно Vacheron Constantin?
Как ни парадоксально, я знаю часовое дело с самого детства. Я родился в Валеде-Жу в 1959 году, и в те времена там еще все знали, что значит «делать часы»: вокруг нас было множество домашних мастерских и маленьких ателье. Мой дедушка собирал часы дома, и я постоянно спрашивал у него о различных деталях, как они соединяются и по какому принципу взаимодействуют. Когда я пошел в школу, «кварцевый кризис» только начинался. Когда я школу закончил, казалось, у традиционной часовой индустрии не осталось никаких перспектив. Поэтому я начал изучать финансы и долгое время спокойно работал в этой области. В 1990 году швейцарские часовые марки начали возрождаться, и я устроился на Vacheron Constantin. Вначале в отдел продаж и франчайзинга. Так получилось, что я совместил свои профессиональные знания и увлечение детства. Но при этом всегда мечтал о том, чтобы создавать что-то самому. Я постоянно предлагал новые идеи, все больше участвовал в процессе разработки часов. Наконец, в 2002 году мне предложили полностью разработать новую коллекцию Vacheron Constantin, руководя командой из трех дизайнеров. В 2006-м я стал главой отдела маркетинга и разработки, а 2010-м — художественным директором компании.

Есть какое-то направление в новинках, которому вы уделяете особое внимание?
Да, в первую очередь это линия Metiers d'Art, а также уникальные экземпляры, создаваемые на заказ. Я бы сказал, что большая часть моей работы посвящена придумыванию часовых концептов.

Премьера SIHH-2012: Metiers d’Art Les Univers Infinis с мозаичными циферблатами по мотивам работ нидерландского художника Маурица Корнелиса Эшера

Что для вас все-таки интереснее: создавать часы или представлять клиентам часы, которые созданы по вашей идее?
Хороший вопрос. Конечно, большинство людей немного стесняются продаж и ответят, что процесс создания, безусловно, интереснее, потому что это творчество. Но, на мой взгляд, интересны обе эти составляющие. Когда ты просто создаешь новые часы, ты, конечно, думаешь, фантазируешь, рискуешь, но потом ты как бы снимаешь с себя часть этого риска, передавая его другим людям, мол, это уже их проблема — получить прибыль. Тут и наступает самое интересное, ведь чтобы продавать часы, надо разбираться и в самих часах, и в людях, которые их носят. Я иногда жалею, что я сам не так вовлечен в прямые продажи, потому что хотел бы видеть более полную картину часовой индустрии. Но в сферу моих обязанностей также входит и подача новых часов, правильное представление их клиентам. И я могу сказать, что процесс создания часов мне важен не более, чем реакция людей.

То есть вы смотрите на реакцию клиентов, вникаете в их вкусы, а потом начинаете думать: в следующем году мы сделаем коллекцию прямоугольных часов, а через пару лет самое время представить турбийон с самым большим запасом хода… Так вы создаете концепты новых коллекций?
Давайте я сейчас все подробно расскажу. Моя работа начинается с беседы с Хуаном-Карлосом Торресом, главой Vacheron Constantin. Он рассказывает мне свое видение стратегии компании, что она должна собой представлять через год, через два года, через пять лет. И моя задача заключается в том, чтобы воплотить это видение в конкретной линейке продуктов. То есть я представляю себе, чего должна достичь компания к 2105 году, но не просто представляю: я разрабатываю конкретные шаги, что мы должны для этого сделать год за годом. Это больше визионерская работа, чем конкретное рисование моделей.

А сумасшедшие, рискованные идеи у вас появляются?
О да. И довольно часто. Но я часто допускаю ошибку, которая губит весь замысел: пытаюсь объяснить логику моих действий. Иногда я сам себе начинаю казаться столь неубедительным, что решаю бросить проект. Но посмотрите, что происходит в современном искусстве: вещи, которые привлекают людей, не поддаются рациональному осмыслению. Попробуйте заставить художника или модельера объяснить, почему он сделал то-то и то-то шаг за шагом. Вас сочтут ненормальным. В этом отношении часы тоже все больше тяготеют к искусству.

Тут вы услышите целый возмущенный хор: часовое искусство — это в первую очередь традиция, а традиция — это набор определенных приемов, каждый из которых можно рационализировать.
Искусство — само по себе традиция. Создавать что-то из ничего, из головы, придумывать, фантазировать — это чисто человеческое свойство, существующее от века. Я бы сказал, это самая старая традиция на Земле. Я уже говорил вам: я стремлюсь видеть картину в целом. Общаюсь с дизайнерами, с клиентами, с маркетологами, а потом вдруг мне приходит в голову идея — но если ее попытаться объяснить, получается довольно странно.

Например, ромбовидные часы?
Это еще один из самых легкообъяснимых проектов. Хотя представьте себе: вы приходите на традиционную часовую мануфактуру с двухвековой историей и говорите: а давайте сделаем корпус в форме ромба. Вам тут же объяснят, что вы ошиблись адресом, вам нужно предложить идею какой-нибудь фэшн-марке. Но когда вы выпустите такие часы, как Historique Americane, вы сами убедитесь, насколько они понравятся клиентам Vacheron Constantin.

Все-таки этот пример — реплика модели Vacheron Constantin 20-х годов, и во многом облик новых коллекций отталкивается от уже существовавших в прошлом моделей. Между тем даже ваш собственный главный дизайнер Венсан Кофман во всех интервью восхищается современными дизайнерскими марками, которые создают свой стиль, не обращая внимания на историю и традиции. Как вы думаете, может, и Vacheron Constantin не помешает немного независимого современного взгляда, чтобы двигаться дальше?
Я внимательно слежу за всеми направлениями современного дизайна в часах. И если появляется какая-то интересная идея, я часто думаю, как можно ее развить применительно к философии Vacheron Constantin. Например, посмотрите на обновленную коллекцию Quai de L’ille — это абсолютно современные часы, у них сложный абрис, энергичные линии, но в то же время эти часы не устареют через несколько лет. Я бы привел такое сравнение: создание часов — как приготовление еды. Можно экспериментировать, сочетать продукты, создавать новый вкус, придавать блюду фантастическую форму. Но есть некоторые базовые правила, как сделать еду банально съедобной. Если вы не будете им следовать, все ваши креативные усилия превратятся в неудобоваримое блюдо. Если уж продолжать наш разговор о традиции, то в поварском искусстве все упирается в умение вкусно готовить, а вкус чаще всего прививается воспитанием. Vacheron Constantin — один из носителей такого вкуса, так почему мы должны отказываться от этого ценного наследства?

Премьера SIHH-2012: юбилейная Malte 100th Anniversary

Вы занимаетесь еще каким-то творчеством помимо Vacheron Constantin?
Нет. Я много энергии отдаю работе, так что, наверное, она — мое главное увлечение. Но я очень люблю современное искусство. Мои любимые художницы: — Барбара Крюгер и Кики Смит.

Очень страстные дамы вас вдохновляют. Почему же тогда Vacheron Constantin так сложно выпустить полноценную женскую коллекцию?
Ничего сложного. Просто ее появление запланировано на 2013 год. Я сам жду с нетерпением.

А вы не мечтаете продолжить традицию своей семьи, своего деда и открыть собственное часовое ателье?
Нет. Не вижу в этом ни малейшего смысла. К тому же я вполне счастлив тем, что сейчас делаю.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2012

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?