Фредерик Де Нарп. Право на безумство
В конце мая в Москве открылся бутик Harry Winston. Чуть раньше, в марте, в Шанхае появился даже не бутик, а настоящий дворец Harry Winston, двухэтажный салон, представляющий все часы и украшения знаменитого дома.
В конце мая в Москве открылся бутик Harry Winston. Чуть раньше, в марте, в Шанхае появился даже не бутик, а настоящий дворец Harry Winston, двухэтажный салон, представляющий все часы и украшения знаменитого дома. Продажи растут по всему миру, на Базельской выставке одна за другой появляются новинки, в том числе Opus 12, кардинально изменивший представление о стрелочной индикации. Вряд ли кто-то станет спорить, что нынешним успехом компания обязана своему новому президенту Фредерику Де Нарпу.
Премьера Базеля-2012: Premier Excenter Time Zone
Вы пришли в Harry Winston в разгар кризиса. Но уже к 2010 году часовое направление показало блестящий результат и в премьерах, и в продажах. Как вы этого достигли?
Основная проблема Harry Winston заключалась вовсе не в недостатке новинок, а в том, что система производства была довольно запутанная: над разными проектами трудились разные подрядчики, не было контроля. Поэтому многие из анонсированных часов просто не доходили до бутиков. В конце 2007 года у нас открылась современная мануфактура в Плян-лезУатт рядом с Vacheron Constantin. Я пригласил Брюно Муталье, до этого 7 лет работавшего на Audemars Piguet, контролировать производство механизмов. Нам потребовался год, чтобы синхронизировать все процессы, привести все к единому стандарту качества. Мой девиз: продукт должен быть великолепен в замысле, разумен в производстве и легок в послепродажном сервисе. Распространено заблуждение, что дизайнеры и часовые мастера люди творческие, не могут работать по графику, из-за них все задерживается. Да, им действительно нужна определенная свобода, и я никогда не ставил дизайн-студии жесткие сроки. Но если производство, сборка и логистика работают нормально, творческий процесс не влияет на сроки поставок.
И все-таки в прошлом году именно творческие люди вас подвели. Opus 11, созданный Дени Жиге и студией МСТ, вам удалось спасти лишь ценой огромных усилий.
Проект Opus — это отдельная история. Когда вы заказываете гениальному мастеру то, что раньше никто никогда не делал, всегда присутствует элемент риска. Так получилось, что в прошлом году МСТ обанкротилась. А это означало, что они не смогут выполнить обязательства по производству. И первое, что мы сделали — выкупили 100% документации на все устройство, то есть стали его единственными обладателями. Тут надо сказать, нам даже повезло: потому что незадолго до банкротства сам Дени Жиге ушел из МСТ. И мы смогли его сразу же пригласить, теперь уже напрямую, чтобы он лично руководил процессом создания Opus 11.
Премьера Базеля-2012: Ocean Sport™ Chronograph Limited Edition
И кто его теперь производит?
Мы заказываем некоторые компоненты подрядчикам на стороне, но все работы по компоновке механизма и финальной сборке моделей производятся на Harry Winston. Думаю, уже к концу года Opus 11 поступит в продажу. Как говорится, нет худа без добра. Эта история нас многому научила: надежнее самим контролировать интеллектуальную собственность и ключевые моменты производства сверхсложных моделей. Поэтому сейчас главная стратегия Harry Winston — приглашать на постоянную работу самых талантливых специалистов, создавать свой собственный «мозговой трест».
Когда Максимилиан Бюссер только придумал проект Opus, основной идеей стало участие «приглашенных звезд», что и делает часы неповторимыми. Как мы видим, сегодня по пути Opus пошли многие, даже традиционные часовые мануфактуры. Вы не чувствуете, что Harry Winston становится все сложнее выделяться в области часовых концептов?
Исключительность — главный критерий всего, что делает Harry Winston. Как вы знаете, Harry Winston носит титул «короля бриллиантов», в свое время изделия компании производили фурор на ювелирном рынке. Наши мастера создали колье из бриллиантов весом более 900 карат — до этого никто ничего подобного не делал. Harry Winston — пионер, и меня совершенно не смущает то, что нам подражают. Мы относительно молодой бренд — всего 80 лет, из них 22 года на часовом рынке. Способность решиться на сумасшедшие поступки — в каком-то смысле наша привилегия.
Как вы думаете, долго ли просуществует проект Opus? Вам не кажется, что оригинальные идеи в часовом сообществе постепенно истощаются?
На мой взгляд, Opus — это чистое искусство. Я не верю, что тут могут иссякнуть идеи. Это как сказать, что после Пикассо идеи в живописи закончились, и спросить, долго ли еще люди будут писать картины. Мы каждый год получаем от 3 до 10 заявок на Opus, из которых не так просто выбрать. Да что там, посмотрите на Opus 12: как такая идея вообще могла прийти в голову человеку?! Если современный мастер может вообразить, нарисовать и сделать подобное устройство, о какой нехватке идей вы говорите?
То есть вы выбрали проект Эммануэля Буше из нескольких?
Эммануэль Буше — удивительный человек. Он уже три года назад придумал идею индикации, основанную на модели Земли, которая вращается вокруг Солнца и своей оси, но он такой скромный, что целый год не мог прийти в Harry Winston, собирался с силами. Это великий мастер, 35 лет делавший турбийоны и минутные репетиры, но ему всегда хотелось большего. Он боялся, что его не поймут! Ему нужен был партнер для реализации проекта, и он решил, что этим партнером может быть только Harry Winston. Когда он обратился к нам со своим проектом, у нас уже были две идеи, готовые к запуску в производство, но мы не стали раздумывать и для Opus 12 выбрали проект Буше. Немаловажно, что он не просто принес чертежи, но и довел процесс до выпуска серии.
Премьера Базеля-2012: Opus 12 с коперниковской индикацией, разработанной Эммануэлем Буше
Про ателье Эммануэля Буше известно, что оно изготавливает прототипы, но собственного производства у него нет. То есть вы снова зависите от ряда подрядчиков, снова рискуете?
Как я уже говорил, Opus — это всегда риск. Я не отрицаю, что далеко не все компоненты Harry Winston производит самостоятельно, и не называю фабрику в Плян-лез-Уатт «мануфактурой». Стопроцентное собственное производство нам просто не нужно.
Почему?
Потому что мы не страдаем заносчивостью (смеется). Для Harry Winston намного важнее делать ставку на талант, на творчество, на необычность, чем упиваться, что винтики сделаны на собственном конвейере.
Премьера Базеля-2012: Premier Feathers с перьями алмазного фазана
Десять лет назад у Harry Winston еще была репутация «бриллиантовых часов с турбийоном», причем бриллианты стояли на первом месте. Какова роль часового направления сейчас?
Оно становится все более важным, как вы могли заметить. Сейчас доля часов в общем обороте составляет около трети, а я считаю, что нам нужно стремиться к половине, и именно поэтому инвестирую в часовое производство. Harry Winston в равной степени обращается и к мужчинам и к женщинам, а часы — самое универсальное украшение.
По какому принципу сейчас создаются новинки в линиях Harry Winston?
Наше кредо — исключительность во всем. Оно и определяет расширение каждой коллекции. Например, Opus и Histoire de Tourbillon — это исключительные усложнения. Ocean Sport представляет самые экстремальные спортивные модели из уникальных сплавов с высочайшими характеристиками надежности. Среди ювелирных часов мы тоже все время ищем что-то исключительное, и не только бриллианты, но и узоры из перьев, как в этом году. Наконец, квинтэссенция чистоты и классики — линия Blue Midnight.
Премьера Базеля-2012: Premier 36 mm Ladies Automatic
Не только вам в этом году пришла идея использовать перья в дизайне. Это тренд такой?
Трудно назвать трендом то, что нельзя повторить. Узоры, которые делает Лили Сонье, уникальны, потому что основаны на естественном рисунке перьев, а само это искусство почти утрачено. На самом деле послание коллекции Premier Feathers очень простое: бриллианты и перья — символы романтики. Но при этом они противоположные по характеристикам материалы. Самый твердый в мире — и самый хрупкий, эфемерный…
Что для вас стало решающим, когда вы принимали предложение возглавить Harry Winston?
Как вы знаете, я 19 лет работал на Cartier. Это великий дом, который идеально сочетает под одной крышей часы и ювелирные украшения. Как вы понимаете, после такой работы путь может быть только один — вверх. В Cartier я возглавлял североамериканский офис, а тут у меня появилась возможность руководить всей компанией. Это серьезный вызов. К тому же Harry Winston воплощает в себе то, что я люблю: часовые усложнения, искусство, эксклюзивность, а главный офис компании находится в Нью-Йорке — моем любимом городе.
Какие у вас планы в свете перестройки BaselWorld в следующем году? Вы будете расширять стенд или, может, переедете на первый этаж?
Мы останемся на том же месте, но площадь стенда увеличится вдвое. Harry Winston предполагает эксклюзивность и дискретность, так что нам даже лучше находиться на менее шумном втором этаже. И расширяемся мы по той же причине: чтобы было больше отдельных комнат для переговоров, демонстрационных залов. Чтобы каждый клиент мог остаться наедине с Harry Winston.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2012