Мишель Питтелу. Индивидуальность и вкус
Часовое направление знаменитого ювелирного дома Graff весьма молодо, но его глава и идейный вдохновитель Мишель Питтелу — один из самых опытных менеджеров часовой индустрии, работающий в ней с 1975 года.
Часовое направление знаменитого ювелирного дома Graff весьма молодо, но его глава и идейный вдохновитель Мишель Питтелу — один из самых опытных менеджеров часовой индустрии, работающий в ней с 1975 года. Он может рассказать об истории появления многих известных люксовых марок. Но, как и сам Лоуренс Граф, господин Питтелу предпочитает говорить не о прошлом, а о настоящем и будущем. И о том, в чем разбирается лучше всего: как создать часы, которые непременно захотят носить люди.
Graff и раньше выпускал часы в качестве дополнения к ювелирным коллекциям. И вдруг в 2008 году такой резкий рывок на часовой рынок. В чем причина?
У Graff 35 бутиков по всему миру, но в них практически ничего нет для мужчин — разве что запонки. При этом чаще всего наши клиентки приходят в бутик со спутниками, и вполне логично, что пока мужчина ожидает, когда его дама подберет себе колье, он может выбрать что-то и для себя.
Тем более что у посетителей бутика Graff наверняка уже есть пять или десять люксовых часов. Так что мы просто расширяем клиентуру. Вторая причина — в логотипе. Марка завоевала исключительную репутацию в области высокого ювелирного искусства. Но украшения, какими бы они ни были совершенными, все-таки слегка безличны. Вы видите, например, даму в шикарном бриллиантовом колье и думаете: скорее всего, это Graff. Но все-таки не до конца уверены. А часы не просто выглядят узнаваемо — имя производителя четко написано на циферблате. Это великолепная реклама бренда.
Премьера Базеля-2012: MasterGraff Skeleton с турбийоном с сапфировыми мостами
Идея запустить отдельное часовое направление принадлежала вам или Лоуренсу Графу?
Давайте я расскажу все по порядку. С 2005 по 2007 год я консультировал несколько часовых компаний. И мне сказали, что Graff ищет человека, который мог бы с нуля создать часовое направление. Я разработал весь проект, это заняло у меня месяца четыре, после чего поехал в Лондон, чтобы показать его Лоуренсу Графу. Это был просто голый проект в виде электронной презентации, но он предполагал создание четырех основных направлений: повседневные часы, спортивные, сложные и ювелирные. Все часы были в виде эскизов, а главной идеей была форма корпуса, повторяющая огранку бриллианта. Лоуренсу Графу потребовалось всего пять минут, чтобы принять решение и запустить проект в реализацию. Конечно, был риск, что традиционная аудитория Graff не примет новое направление, но нашей главной задачей было добиться, чтобы часы по качеству и дизайну не уступали ювелирным изделиям. Господин Граф во всех интервью говорит: мы не хотим быть первыми в часовом бизнесе, но мы хотим лидировать в индустрии «люкса».
Как вы подбирали партнеров и поставщиков для производства часов?
Я в индустрии уже 30 лет и как минимум три очень известных бренда создал практически с нуля. Так что я знаю, как это делается и к кому обращаться. Сейчас несколько швейцарских ателье обслуживают порядка 200 часовых марок нашего уровня цены и качества. Для начала надо узнать, с какими брендами ателье работает. Например, если поставщик работает с несколькими крупными домами, это говорит о его высокой репутации, но, с другой стороны, он может сказать, что на тебя ему не хватает времени. Мне повезло, потому что в 2008 году, когда я начал проект, кризис был в разгаре. Все хотели сэкономить, а Graff, наоборот, не ограничивал инвестиции, чтобы не уронить репутацию дома. Так что я — один из любимых клиентов. Второй важный момент: надо всегда дублировать источники. Сейчас мы работаем с Пьером Фавром, Concepto, Technotime, Timeless — если с одним из наших поставщиков что-то случится, мы всегда можем обратиться к другому.
При этом вы производите еще и собственные калибры…
У нас нет своего часового производства, если вы об этом. Мы инвестировали в одну женевскую компанию R&D, которая разработала для нас механизм для ScubaGraff, механизм с большой датой и ультратонкий калибр. Нам принадлежит вся документация, но выпускают их независимые подрядчики.
А почему базовый ультратонкий калибр вы представили только в 2012 году?
Потому что всего год назад мы решили, что он нам необходим. Технический уровень часового производства сейчас позволяет делать фантастические вещи. Компьютеры, пятиосные CNC-машины могут воплотить любой замысел. Представьте сами: в прошлом году запланировали — и вот, перед вами новая модель. То, чего мы достигли всего за 4 года, лет 15 назад потребовало бы 20 лет.
Премьера Базеля-2012: Baby Galaxy
Сколько часов в год вы сейчас выпускаете?
Около 900. Это немного. Но вот вам другие цифры: в первый год оборот составил 400 тысяч франков, во второй 600 тысяч, а в 2011 году уже 840 тысяч франков, то есть при том же объеме производства мы продаем все больше дорогих часов.
Сколько людей работает в часовом подразделении Graff?
Около двадцати. Еще десять специалистов работают над нашими проектами в ателье R&D в Женеве, но официально они не являются сотрудниками Graff.
Премьера Базеля-2012: LadyGraff
Николас Хайек-старший сетовал, что сегодня любой может основать свою часовую марку — были бы деньги. И в итоге это подрывает репутацию часовых производителей. Вам не кажется, что Graff — как раз из тех компаний, которая пользуется только выгодами часовой индустрии, но сама в нее ничего не вкладывает?
Я был знаком с господином Хайеком много лет, и, когда начал делать часы Graff, обратился к нему, потому что мне были нужны калибры F. Piguet. И я их получил, потому что Николас Хайек высоко оценил мой проект. Я думаю, его слова относились к маркам, которые вообще не имеют отношения к часам, но то, что делает Graff, — это очень близкая область. Например, Cartier сегодня половину дохода получает от часов. Тогда почему Graff только 3%? Я считаю, что довести эту долю до 10% вполне реально.
Премьера Базеля-2012: MasterGraff Double Tourbillon GMT
Но ведь тот же Cartier построил собственную мануфактуру.
Потому что Cartier ориентирован на большой объем выпуска, а Graff нет. Я буду счастлив, если мы станем выпускать три, максимум четыре тысячи часов в год. Если у нас не будет массовой продукции, а часы, как и сегодня, в среднем будут стоить около 80 тысяч франков, то оборот составит 240 миллионов франков в год. Я не говорю, что Graff не собирается становиться частью часовой индустрии. Марка стала членом FHS (Часовой федерации Швейцарии), в следующем году у нас появится большой стенд в основном павильоне выставки в Базеле. Конечно, Graff не претендует быть в той же лиге, что и ведущие часовые дома, но мы вполне можем стоять в одном ряду с такими именами, как Harry Winston, de Grisogono и Hermes.
Премьера Базеля-2012: GyroGraff, созданный Пьером Фавром
Вам не кажется, что вы развиваете часовое производство быстрее, чем рекламируете его? И что многие по-прежнему воспринимают Graff как ювелирный бренд, а о турбийонах и спортивных часах даже не слышали?
Пока что наш основной канал коммуникации с клиентами — это собственная сеть бутиков. При существующих объемах выпуска наши основные покупатели, как я уже говорил, — это мужчины, которые приходят со своими спутницами за украшениями, и дамы, приобретающие ювелирные часы. К тому же наши бутики расположены в самых престижных торговых местах, и часы в витрине, безусловно, привлекают внимание. С расширением модельного ряда мы, конечно, будем уделять больше внимания рекламе в прессе и участию в различных выставках.
Почему для спортивной коллекции вы выбрали дайверскую тему?
Существуют три направления в спортивных часовых коллекциях: земля — это автомобильные хронографы, море — часы для дайвинга и воздух — авиационные часы. У нас уже есть хронограф и часы ScubaGraff со счетчиком погружения. Осталась только авиационная тема, и, думаю, в ближайшее время мы что-то сделаем в этом плане. Но, как вы понимаете, это очень рискованная область для такой марки, как Graff: мы должны выпускать часы технологичные и спортивные, но при этом достаточно респектабельные.
Премьера Базеля-2012: MasterGraff Diamond Minute Repeater
Я знаю, что если сейчас пройтись по стендам некоторых известных брендов BaselWorld, то можно увидеть часы, которые придумали вы лично и которые до сих пор являются бестселлерами. Часы Graff тоже сразу вызвали множество положительных откликов. Скажите, у вас есть какой-то главный секрет: как создать успешные и привлекательные часы?
Что часы удачные, можно сказать лишь когда вы их продадите! Впрочем, некоторые законы тут есть. Например, проще всего создать классические часы. Я могу назвать минимум пять известных марок, которые представляют более или менее одинаковый дизайн с различиями в незначительных деталях. Почему же эти часы пользуются такой популярностью? Потому что сочетают два важных фактора: индивидуальность (те самые мелкие детали) и хороший вкус (классический облик). Именно так большинство представляют себе идеальные часы. Если часы уж слишком шаблонные — они не запоминаются, если слишком дизайнерские — возникает вопрос со вкусом. Никогда не надо ориентироваться на моду. Скажем, когда я разрабатывал женскую коллекцию, Лоуренс Граф сказал: нам непременно нужно сделать маленькие часы. Я засомневался, потому что три года назад все ориентировались на крупный, почти мужской размер, но мы все-таки выпустили линию BabyGraff, и она стала бестселлером! А почему? Потому что эти часы одновременно и отличались от всех прочих, и были образцом классики.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2012