Вильгельм Шмидт. Секрет везения
Новый глава саксонской мануфактуры A. Lange & Sohne — человек-загадка. Совершенно неожиданно он сменил автомобильную индустрию на часовую, а экзотическую Южную Африку на спокойную Европу.
Новый глава саксонской мануфактуры A. Lange & Sohne — человек-загадка. Совершенно неожиданно он сменил автомобильную индустрию на часовую, а экзотическую Южную Африку на спокойную Европу. Целый год Вильгельм Шмидт избегал встреч с журналистами, а о новых моделях и калибрах рассказывали Антони де Хаас и Тино Бобе — хорошо известные представители технического департамента мануфактуры. Впрочем, подчеркнутая дискретность и профессионализм — характерная черта стиля A. Lange & Sohne, за которую марку и ценят коллекционеры во всем мире.
Господин Шмидт, начну с тривиального вопроса: могут ли немецкие часы конкурировать со швейцарскими?
Я бы не стал так обобщать. Все бренды разные. Думаю, сейчас нет общего понятия «немецкие часы». Да и часы, выпускаемые в Швейцарии, тоже могут обращаться к разным покупательским аудиториям. Сильная сторона A. Lange & Sohne в том, что эта часовая марка символизирует возрождение Саксонии, она ассоциируется с другими выдающимися именами региона, например, мейсенским фарфором, автомобильными брендами, дрезденскими музеями. Это — наше окружение. И конкурируем мы вовсе не со швейцарскими часами, а со швейцарским люксом. И тут, я считаю, A. Lange & Sohne удалось занять свою уникальную нишу. Впрочем, если клиенты под «люксом» понимают четыре турбийона и бриллианты, тут мы, конечно, конкурировать не можем (смеется).
Премьера SIHH-2012: Lange 1 Tourbillon Perpetual Calendar
В этом, кажется, и кроется главная проблема саксонского люкса — ваша подчеркнутая скромность, несмотря на выдающиеся усложнения. Это касается не только дизайна и усложнений, но стратегии компании, например, в рекламе и коммуникациях… Вы не думаете, что A. Lange & Sohne не помешало бы больше пиара?
Компании, как и люди, имеют свой характер. И поступать вопреки характеру плохо, потому что сразу заметна фальшь. Тихо и размеренно производить самые качественные часы без публичности и сенсаций — таков характер нашей мануфактуры. И это в первую очередь ценят наши клиенты, которых не интересует мода и сенсации-однодневки.
Действительно, A. Lange & Sohne, несмотря на короткий период, прошедший с возрождения марки, уже заслужила серьезную репутацию среди коллекционеров. Часы завоевывают награды, показывают хорошие результаты на аукционах. Но коллекционеры тоже люди. Их тоже нужно привлекать и заинтересовывать, фразы «мы просто выпускаем красивые и надежные часы» явно не достаточно.
Как я уже сказал, громкие акции, актеры и прочие знаменитости — это не стиль A. Lange & Sohne. Но мы очень много внимания уделяем общению с коллекционерами. И по всему миру проводим интересные, но камерные мероприятия, посвященные нашим клиентам, настоящим и потенциальным. Я лично весь последний год провел в разъездах, чтобы узнать получше клиентуру A. Lange & Sohne и понять, чего они ждут от мануфактуры.
Часы Lange 1 Time Zone в корпусе из белого золота оснащены мануфактурным калибром Lange L031.1 с трехчетвертной платиной из нейзильбера
Именно поэтому вы не нашли времени, чтобы встретиться с прессой?
Вы же знаете, я пришел в часы из автомобильной отрасли. Мне потребовалось определенное время, чтобы освоиться, вникнуть во все детали работы часовой мануфактуры, создания часов. Да, я возглавляю компанию, но в ней работает много людей, и мне в первую очередь нужно было почувствовать себя частью команды. Я пришел в A. Lange & Sohne, чтобы остаться, а не чтобы дать пару оптимистичных интервью и уйти.
Как вы думаете: почему именно вас пригласили на эту должность?
Одного известного южноафриканского гольфиста как-то спросили в интервью: почему вы такой везучий? А он ответил: «Трудно сказать, но я заметил одну закономерность. Чем больше я тренируюсь, тем более везучим становлюсь». Мне, безусловно, повезло, но я шел к этому шансу всю жизнь. Автомобили — моя страсть, часы — тоже моя страсть, и я не думаю, что мог бы уйти из BMW куда-либо, кроме A. Lange & Sohne.
Вы встречались с коллекционерами и вникали в работу мануфактуры. Означает ли это, что вы будете принимать участие в разработке новых коллекций?
Конечно! Мы с Тино и Антони постоянно встречаемся с дизайнерами, с техниками, с инженерами, обсуждаем все этапы разработки. Например, художники предлагают несколько вариантов новых циферблатов, а мы вносим свои корректировки. От циферблата и того, что на нем находится, зависит, какие изменения надо привнести в механизм. В среднем работа над одним проектом занимает порядка 12 месяцев. Над каждой новой моделью работает отдельная команда. Например, сейчас в разработке коллекция 2013 года, и я принимаю участие на каждом этапе.
У вас есть свое видение часов A. Lange & Sohne?
Я считаю, что хороший продукт — тот, у которого есть четкое описание, определенность в стиле и функциональности. Например, часы для путешественников не должны быть обременены лишними функциями, турбийон не должен отвлекать внимание от индикации вечного календаря. В часах не может быть ничего «просто так», каждая деталь имеет свое назначение. Это, кстати, предохраняет и от бездумного разрастания модельного ряда, когда новинки выпускают одну за другой, просто чтобы произвести впечатление. В результате клиенты начинают путаться. У A. Lange & Sohne сейчас 5 коллекций и порядка 60 референций. Я думаю, это оптимальный ассортимент.
В обновленной Grand Lange 1 диаметр корпуса увеличился до 40,9 мм
Ваше кредо — осторожность. Вы не думаете, что в таком случае у вас появляется сильная конкуренция среди независимых ателье, которые нацелены только на одно — поразить клиента?
У нас своя школа, выпускающая людей, которые умеют делать только одно — часы. Закончив обучение, эти люди найдут у нас рабо ту. Те 540 человек, которые приходят на работу в A. Lange & Sohne сегодня, будут приходить и завтра, и через год, и в течение многих лет, они могут не беспокоиться о своем будущем. Вот в чем мы хотим быть уверены. А придумать отличную идею, запустить в производство, а потом, когда надоело, разойтись — это не для нас. Мне нравится то, что делают независимые производители, но это не наш стиль работы.
Как вы думаете, почему профессия часовщика становится все более востребованной? Как вы сами говорите, это же индустрия люкс — она не может быть массовой. К тому же если в индустрии начнется кризис, то многие специалисты окажутся не у дел, потому что, как вы справедливо заметили, они умеют делать только одно — часы.
Почему многие люди получают художественное образование, хотя существует фотография? Часовой мастер — это не просто профессия, это способ выражения личности. Она была востребована в течение 500 лет, а потом случился небольшой провал в 70-е, но затем она возродилась с новой силой.
Последние 10 лет часы A. Lange & Sohne Datograph считаются образцом для механических хронографов
Как получить работу часового мастера на A. Lange & Sohne?
Квалифицированных мастеров найти сложно, поэтому в 1992 году мы открыли свою школу. Вначале нужно пройти недельное тестирование. Многие хотели бы у нас работать часовщиками, но у них просто нет для этого данных, хотя они могут успешно работать в других компаниях. Также мы предпочитаем, чтобы у соискателя было техническое или математическое образование. Если тесты пройдены, кандидат проходит обучение. Что интересно, за 14 лет у нас ни разу не было так, чтобы кто-то проучился месяц, а потом сказал — нет, все, это не для меня. А потом, что очень важно, мы всем предлагаем стабильный постоянный контракт сразу после обучения. То есть если мастер заканчивает школу A.Lange & Sohne, значит, он совершенно точно получает рабочее место.
Вы сказали, что ваши главные увлечения — часы и машины. Это характерно для многих успешных менеджеров. Почему так?
Потому что мы — мальчишки (смеется). На самом деле успешные менеджеры еще любят хорошее вино, живопись, красивые дома… Но часы и автомобиль, это то, что всегда при тебе.
Saxonia Thin – самые тонкие часы A. Lange & Sohne высотой всего 5,9 мм — теперь в корпусе из белого золота
A. Lange & Sohne не планирует поработать с автомобильной маркой?
Что касается совместного выпуска — определенно нет. Если самая эксклюзивная часовая мануфактура объединится с самым эксклюзивным производителем автомобилей, оба потеряют свою эксклюзивность. Но мы готовы участвовать в автомобильных мероприятиях, близких нам по духу. Например, мы изготовили уникальный экземпляр Lange 1 Time Zone с эмблемой автошоу Concorso d’Eleganza, которое прошло на озере Комо в мае.
Вы и правда такой рассудительный и сдержанный или это часть имиджа типичного главы немецкой часовой мануфактуры?
Об этом лучше спросите мою жену (смеется). Вы не можете долго играть. Есть вам что-то не нравится или это вам не близко, люди это скоро поймут. Конечно, когда я жил в ЮАР, там были одни правила поведения, в Германии — другие, но на самом деле я предельно искренен.
Когда люди говорят о немецких часах, они в первую очередь думают о качестве и аккуратности. Но почти никто не проводит параллели между часовым искусством и немецкой культурой — музыкой, поэзией, философией… Вы не находите, что A. Lange & Sohne несколько не хватает поэтичности?
Часовое дело в Германии умерло после Второй мировой войны и было возрождено только в 90-е. Традиция была прервана. Проблема в том, что немцы сегодня не так сфокусированы на часах, как швейцарцы, этого нельзя не признать. Вначале нам надо возобновить традиции, а потом уже с ними экспериментировать. К тому же Дрезден выпал из мировой культуры на полвека. Город должен подняться, дайте ему время.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2012