Сассун Сирмейкес. Яблоко без яблони
Сассун Сирмейкес вошел в современную часовую историю в качестве «самого молодого СЕО часовой компании» — всего в 22 года он основал и возглавил собственную марку Cvstos.
Сассун Сирмейкес вошел в современную часовую историю в качестве «самого молодого СЕО часовой компании» — всего в 22 года он основал и возглавил собственную марку Cvstos. Конечно, этому весьма помогло то, что юный предприниматель — сын знаменитого Вартана Сирмейкеса, соучредителя и главы могущественной Franck Muller Group. Тем не менее Cvstos проявил себя вполне самостоятельным и успешным проектом. Уже шесть лет марка увеличивает продажи и оборот, оставаясь, притом, независимой от виллы Жанто. А сам Сирмейкес-младший доказал, что он унаследовал в полной мере фамильный талант и деловое чутье.
В одном из интервью вы рассказывали, что после окончания школы у вас было на выбор три пути: поступить в университет, присоединиться к компании отца или начать собственное дело. И вы выбрали последний. Неужели совсем не хотелось вкусить радостей студенческой жизни?
Если бы я и решил получать дальнейшее образование, то все равно только для того, чтобы затем продолжать семейное дело. Притом я и так уже многое знал, поскольку практически вырос в Watchland. И что бы, в таком случае, мне давал диплом? Ничего, кроме возможности устроиться в какую-то другую компанию. Но, как мне кажется, это было бы не очень порядочно по отношению к моему отцу — если бы я несколько лет учился, тратил его деньги, а потом стал бы работать на конкурентов. Поэтому сразу после школы я поступил в компанию отца и три года работал в Franck Muller Group в разных отделах, был рядовым сотрудником компании, пока набирался опыта. Но я с самого начала чувствовал, что хотел бы создавать что-то свое.
Продолжаю вас цитировать: вы сказали, что задумали собственную часовую марку, потому что «не хотели носить часы своего отца», как и многие современные молодые люди. Но разве это не честь — носить отцовские часы? В этом же и заключаются традиции, легитимность, в общем, все главные ценности часового искусства…
Нет, нет, что вы, на самом деле я с удовольствием ношу часы, которые делает мой отец, даже чаще, чем свои (смеется). И я мог бы предложить отцу эскизы Антонио Терранова, чтобы реализовать их силами концерна Franck Muller Group, но я решил, что с самого начала должен обеспечить себе и своему проекту полную свободу. Кстати, как получилось, что вы стали партнерами с Терранова? Это вы его пригласили или он сам вышел на вас со своими идеями? Знаете, Женева — маленький город, а часовое сообщество в нем еще меньше. Если ты долго работаешь в этой сфере, то общаешься со многими людьми, знаешь, кто просто знакомый, а кто твой единомышленник. Антонио как раз из последних. И так получилось, что мы с ним сидели как-то вечером в ресторане, обсуждали некие гипотетические планы, рисовали буквально на салфетках эскизы и решили: это именно такие часы, которые мы хотим создать!
Challenge R Chrono инкрустированная черными бриллиантами
Сейчас не нужно быть часовщиком, чтобы запустить свой бренд: достаточно иметь связи, хороший маркетинг и средства. Как вы думаете, как это скажется на репутации часовой индустрии в будущем?
Вы отчасти правы — сейчас многое решают деньги. Инвестиции действительно становятся ключевым фактором для запуска и раскрутки новой часовой марки. Но что происходит дальше? Многие из этих марок не живут дольше 2–3-х лет. И история не хранит о них память, поэтому я бы не беспокоился за репутацию часового дела. Чтобы новый проект стал успешным, нужно много составляющих. Нужная идеологическая обоснованность — например, Антонио не только дизайнер, но и инженер, он создает действительно самостоятельные, ни на что не похожие концепты моделей. Нужно производство: у Cvstos не только хорошие связи с производителями, нас «страхует» и Franck Muller Group, у нас есть и собственное ателье для самых сложных калибров. Нужна дистрибуция: но Cvstos входит в международную группу «Форум». И, наконец, требуется правильное управление и маркетинг. Я бы не сказал, что в таких условиях запустить новую часовую марку и сделать ее доходной легко.
А как марку Cvstos приняло то самое женевское «маленькое часовое сообщество»? Говорили, что с начала традиционные бренды встретили ваш проект без радушия.
Да, шесть лет назад, когда мы представляли первую коллекцию Cvstos, многие были бы рады, если бы мы немедленно провалились. Вы понимаете, область часового люкса сегодня многим кажется при влекательной, и в год появляется порядка 20 новых брендов. Это все больше напоминает шоу-бизнес со всеми его особенностями: слухами, ревностью, завистью. Если очень увлекаться этой внутренней жизнью часового сообщества, можно действительно заработать нервный срыв. Я уже давно не обращаю ни на кого внимания, потому что помню: мы живем не в глянцевом мире, а производим реальные изделия. И только они важны.
Вы называете свои часы Challege («Вызов») и придумываете невероятный футуристический дизайн, но, тем не менее, используете классические усложнения: турбийон, GMT, минутный репетир. Вы не думаете, что новой концепции не помешали бы и новые конструкции?
Хороший вопрос. Видите ли, я не делаю футуристические часы или часы будущего. Cvstos — это сочетание традиций и новых идей, но ровно в той степени, чтобы оставаться продуктом категории роскоши. Например, вы можете сейчас выпускать машину с двигателем на солнечных батареях или электромобиль, а можете — Lamborghini и Bentley, но с новыми материалами кузова, салона, с инновационными блоками двигателя. В первом случае вы создаете нишевый продукт, во втором — люксовый. Я бы не хотел загонять Cvstos в какую-то узкую нишу. Да, это необычные, не похожие на другие часы, но они следуют общим правилам и традициям часовой механики.
Автомобильный хронограф Pagani Zonda F Chrono, созданный Cvstos по специальному заказу
Тогда как бы вы охарактеризовали типичного клиента Cvstos?
Это в первую очередь человек, который молод душой, который открыт всему новому. Что не зависит от возраста. Я встречал очень консервативных двадцатилетних юношей, которые даже не посмотрят на мои часы, и ярких, открытых людей в возрасте своего отца, с удовольствием носящих Cvstos.
Каков сейчас ежегодный выпуск часов Cvstos?
Мы выпускаем порядка 2000 экземпляров часов в год при 20-миллионном обороте.
И кто является основными поставщиками механизмов и компонентов для Cvstos?
Порядка 20% работ для нас производится в Watchland. Но при этом сложные составные корпуса мы заказываем у других поставщиков, а собираем их на своей фабрике. Кроме того самые сложные калибры, такие как, например, минутный репетир, изготавливаются в собственном ателье Cvstos. Что касается линии базовых хронографов, то в ней мы просто устанавливаем калибры Valjoux.
Есть ли у вас планы когда-нибудь объединить свое дело с делом вашего отца?
Почему бы нет. Если это будет обоснованно и не принесет серьезных неудобств в реорганизации менеджмента, дистрибуции, состава работников и прочего — я только за объединение. В перспективе, конечно.
Как же вы видите будущее Cvstos?
Что вы имеете в виду под «будущим»: год, десять лет? Я не понимаю, как можно в часовом деле что-то планировать. Рынок постоянно меняется, все, что зависит от тебя — это жить сегодняшним днем и хорошо делать свое дело. Я очень надеюсь, что через десять лет я буду выпускать часы, но прогнозировать ничего не решусь.
Сассун Сирмейкес и Антонио Терранова
Вы почувствовали на себе последствия недавнего экономического кризиса?
Конечно. Например, у нас почти свернулись продажи в США. Но, во-первых, мир большой, и у нас прекрасная международная дистрибуция. А во-вторых, нам повезло, что Cvstos молодая компания, и то, что для других стало болезненным ударом, для нас было вроде «боевого крещения», серьезного урока. Например, я научился лучше и мобильнее управлять компанией. Меньше инвестировать в сток, активно развивать текущую массовую коллекцию. У нас сейчас очень хорошо идут продажи на азиатском рынке, но я не собираюсь расслабляться: ситуация в Европе сейчас просто ужасна, и надо быть готовым к любым последствиям. Я считаю, секрет выживания в кризис — в правильном управлении. Надо тщательно отбирать своих сотрудников, следить за эффективностью их работы, чтобы избежать болезненных увольнений в будущем. Конечно, нужно следить за расходами, не устраивать бессмысленные и дорогостоящие вечеринки, открывать бутики там, где они просто «работают вывеской». В общем, надо развивать компанию, ориентируясь на выпускаемую ею продукцию, а не на настроение рынка.
Вы назвали Азию, и в частности Китай, самым успешным рынком сбыта Cvstos. Тут вы не одиноки. Но существует общее мнение, что в Китае наибольшим успехом пользуются старые дома с именем, с историей, с некоторым налетом плесени. И все, кто хотят преуспеть на китайском рынке, должны напирать на свое наследие. А вы в прошлом году отметили 5-летие марки. Или вы придумали какую-то особую историю для азиатского региона?
Нет, конечно. И я бы не сказал, что все обстоит так, как вы описываете. Клиентов в Азии много, и они все разные. Действительно, в основном предпочтение отдается именитым историческим брендам. Но есть и клиенты, которым интересен в первую очередь сам продукт. Потому что существуют дома с очень долгой и славной историей, и по сравнению с ней то, что они делают сейчас, — ужасно скучно. Люди, которые так думают, и приходят в итоге в Cvstos.
Премьера 2011: Challenge Tourbillon Yachting
А почему вы не захотели назвать марку своим именем? Да еще к тому же придумали такое сложное название, происхождение и смысл которого надо долго объяснять.
Я считаю, свое имя на циферблате может ставить только великий часовщик. Так было в прошлом, и эта традиция должна сохраниться и впредь. Я не понимаю, почему Ришар Миль назвал часы в честь себя, он же дизайнер, а не часовой мастер. Но это его дело. А вы находите слово Cvstos слишком сложным? Но вас же не смущает бренд Bvlgari, хотя он происходит от того же корня, что и «Болгария» и «вульгарный». Или вы вспоминаете каждый раз, что Cartier по-французски звучит как «квартал»? Нет, вы привыкли к этим именам, и вас уже не волнует, что они означают. Я думаю, также произойдет и с Cvstos. К тому же я выбрал это имя, потому что оно созвучно Rolex (смеется).
Вы сказали, что часто носите часы, которые делает ваш отец. Какие, если не секрет?
Я предпочитаю простые и лаконичные вещи. Поэтому чаще всего надеваю хронограф Casablanca. Это очень красивые часы.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2011