Жан-Фредерик Дюфур. Эра пионеров продолжается
Жана-Фредерика Дюфура можно назвать образцовым швейцарцем. Окончил женевский университет, факультет коммерции. После этого начал карьеру управленца в часовой индустрии: работал на Swatch Group, Ulysse Nardin, с 2001 года возглавлял отдел развития продукции на мануфактуре Chopard.
Жана-Фредерика Дюфура можно назвать образцовым швейцарцем. Окончил женевский университет, факультет коммерции. После этого начал карьеру управленца в часовой индустрии: работал на Swatch Group, Ulysse Nardin, с 2001 года возглавлял отдел развития продукции на мануфактуре Chopard. Именно Дюфуру блистательно удалось вытянуть компанию Zenith из кризиса, за что в 2010 году он был удостоен звания «Человек года» по версии журнала Tribune des Arts.
Вы проделали большую работу, чтобы изменить модельный ряд, отказаться от рискованных проектов, вернуть часам Zenith классический привлекательный облик и главное — привлекательную цену. Результат достигнут. Что дальше?
Это не спринт, а марафон. Мы начали движение и добились первых результатов, но по сути это только начало процесса. Теперь нужно продолжать развивать продукцию и концепцию марки в правильном направлении. К тому же, мы должны расширять клиентуру, заново демонстрировать правильное восприятие Zenith, а для этого необходимо работать с каждым рынком, с каждым магазином. Ну и, конечно, у нас будут появляться новинки — но постепенно.
А как вы сами видите имидж Zenith? Какое послание вы несете миру?
Не надо ничего придумывать. Zenith — это мануфактура из Ле-Локля, в этом она уникальна. Это одна из старейших швейцарских часовых фабрик, именно фабрик, а не маленьких ателье, которые в недавнее время обзавелись мануфактурой. И наша мануфактура всегда находилась на одном и том же месте и всегда производила часы. Если ктото и может быть воплощением часового духа Ле-Локля, его традиций, то это — Zenith. Поэтому, скажем, наши часы не похожи на часы Женевы или Вале-де-Жу.
Премьера 2011: El Primero Chronomaster Open Power Reserve
Было время, когда Zenith производила не только часы: телефонные диски, радио детали, даже бомбы...
Нет, мы никогда не выпускали бомбы! Да, когда компания была частью концерна Dixi, который занимался, в том числе, и радиоэлектроникой, было подразделение Zenith Radio, но все равно нашей специализацией оставались часы. Во время Первой мировой войны мы выпускали механические хронографы для армии, и они использовались, в частности, в качестве таймеров для бомб. И в 30-е мануфактура выпускала также газовые лампы и телефонные диски из-за последствий экономической депрессии, когда наибольшим спросом пользовались товары народного потребления. Все это было. Но не бомбы.
Глядя на историю Zenith, получается, что мануфактура просто выпускала то, что было востребовано рынком: есть спрос на телефоны — пожалуйста, спрос на радиодетали, нет проблем, появилась мода на хронографы с турбийоном, Zenith делает их. Вам не кажется, что именно такая гибкость и становится главной причиной проблем с имиджем Zenith?
Вы знаете, когда у компании такая долгая история, то она превращается в реальную историю, а не набор пиар-штампов. В этом отношении я могу сравнить Zenith, например, с Jaeger-LeCoultre. Мы все переживаем плохие времена и хорошие времена. Но наша история продолжается. В ХХ веке у многих производителей были странные периоды: можно, например, вспомнить, какие часы выпускала Patek Philippe в 70-е, чтобы угодить рынку. Важно то, какие уроки мы можем извлечь из своего прошлого.
Ален Тэбо и Жан-Фредерик Дюфур во время визита на мануфактуру Zenith
Говоря о плохих и хороших временах, вы можете вспомнить, когда Zenith переживал долгий период процветания?
Посмотрите на фабрику Zenith. Это здание было построено в 1905 году, и в этот период Zenith был крупнейшим производителем часов в Ле-Локле, я бы даже сказал, вообще крупнейшим производством региона. С момента открытия в 1865 году мануфактура постоянно расширялась, потому что ее основатель Жорж Фавр-Жако проводил в жизнь очень простую и важную идею: точность — каждому. Раньше точностью обладали только короли, часы были аксессуаром аристократов, Фавр-Жако подарил ее всем — врачам, ученым, военным. В 60-е годы ХХ века мануфактура производила 200 000 часов в год. Фактически Zenith была успешна до «кварцевой революции», когда на мануфактуре действительно случился коллапс. Мы сумели спасти свои технологии, но ошибкой, конечно, было то, что потом мы прекратили выпускать собственные часы, а с 1975 по 1999 год поставляли механизмы для Rolex Daytona. Так что проще указать единственный продолжительный проблемный период: из 165 лет вот эти 24 года. При этом мы продолжали оставаться часовым производителем.
Вы сами упомянули врачей и учителей. У Zenith же действительно долгое время была репутация марки для этого сословия. Но в наши дни это не самые желанные и благодарные клиенты: не лучше ли все-таки продолжать выпускать часы для молодых трейдеров из Азии и Ближнего востока?
Девиз Zenith: лучшее качество за цену, которую вы платите. Это характерно для всех продуктов, которые производятся для верхушки среднего класса, а она по-прежнему является основной целевой группой марки. Это и врачи, и профессора, и банкиры, и юристы. Да, сейчас изменилась ситуация на рынке, сместились ценности. Никому не известная марка выпускает модель с турбийоном и просит за нее, скажем, 24 000 евро. За что? Я понимаю, если вы художник, нарисовали замечательную картину, и люди готовы оценить ваш талант в значительную сумму. Но здесь речь идет о промышленном продукте. А у него свои законы, законы качества, репутации и ценообразования. Я думаю, имиджу часов, в конечном счете, вредит ситуация, когда смешиваются представления об искусстве и индустрии. Посмотрите, люди находят нормальным, что часы стоят дороже автомобиля. Хотя объективно автомобиль сделать сложнее! Это, на мой взгляд, неправильно.
Zenith возвращается в небо: премьера 2011 года — El Primero Stratos Flyback Striking 10th
Кстати, раз уж зашла речь об автомобилях. С какой машиной вы бы сравнили часы Zenith?
Если просто говорить о бренде, не об оборотах и количестве выпускаемых штук, а о философии, то я бы назвал Mercedes. Это тоже марка, которая представляет лучшее за свою цену, экспериментирует в первую очередь из практических соображений и предпочитает стабильность эпатажу.
В этом году вы представили новую линию Stratos, в которой легко узнаются часы коллекции Rainbow. А ведь я, например, помню, как она была снята с производства, причем в официальном релизе LVMH назвала эту линию «нерентабельной».
Вы знаете, как называли десять лет назад Rainbow в Японии? Пятиминутные часы. Потому что стоило их выставить на витрину, их тут же раскупали. Это не я принимал решение о снятии Rainbow с производства, поэтому ничего не могу сказать. Но для Zenith тема авиации всегда была очень важна, тут дело даже не в популярности Rainbow, а в том, что летные хронографы это одна из тех вещей, которые мануфактура умеет делать хорошо. Поэтому мне очень важно сейчас подчеркнуть связь Zenith со скоростью, с полетом, с рекордами. Люди до сих пор устанавливают рекорды, как Ален Тэбо например, а это значит, что эра пионеров не закончилась.
Но вы не хотите показать, что Zenith тоже двигается вперед, потому что возвращение к корням — это, конечно, хорошо, но это все-таки взгляд в прошлое. Не думаете, что пришло время создать реальные новинки?
По-вашему, Christophe Colomb — это не настоящая премьера? К тому же мы сейчас работаем над совершенно новым механизмом, который будет представлен уже этой осенью. Невозможно двигаться вперед без оглядки на прошлое. Даже компания Apple никогда не забывает о своем первом «маке». Они придумывают что-то новое, но не забывают, от чего пришли.
Ультратонкий автоматический калибр Elite 682 высотой всего 3,9 мм стал основой новой коллекции Captain
А на самой мануфактуре вы что-то поменяли?
Мы сейчас как раз занимаемся капитальной реконструкцией здания. Потому что на самом деле до последнего времени мы задействовали только часть фабрики. В 70-е годы, когда Zenith входила в Dixi, то часть цехов была перестроена под конвейеры для кварцевых механизмов, и после того как LVMH приобрел Zenith, они просто стояли пустыми. Мы сейчас реконструируем эту часть фабрики и устанавливаем там новые машины для производства механических калибров.
Это значит, что вы собираетесь увеличить объем выпуска?
Да, непременно. Пока не могу сказать точно насколько, но объем заказов растет быстрее, чем мы планировали.
Вы можете сказать, чего сейчас явно не хватает в ассортименте Zenith?
Давайте посмотрим: у нас есть ультратонкие, с GMT, календари с фазой Луны, хронографы, сплит-хронографы, турбийон... погодите, ищу, ищу. Будильник с мировым временем — это на следующий год... Репетира, конечно, нет. Но это вершина часовой механики. Хотя Zenith выпускал репетиры, и я думаю, со временем мы возродим эту модель.
Премьеры 2011 года: Elite Captain Power Reserve и Elite Captain Dual Time
Господин Дюфур, что вы в принципе думаете о будущем индустрии?
Я оптимист. Хотя с чего бы? Ситуация в мире очень напряженная, и политическая и экономическая. Может, у нас теперь каждые шесть месяцев будет финансовый кризис. Никто не знает, что будет. Поэтому все, что остается: хорошо делать то, что умеешь.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2011