Искусство & технологии

Жером Де Витт: На свой страх и риск

Энергии этого человека можно позавидовать: за год граф де Витт оснастил главные модели бренда мануфактурным автоматическим калибром, представил неординарную линию дамских часов и приготовил для искушенной публики незабываемый подарок...

Энергии этого человека можно позавидовать: за год граф де Витт оснастил главные модели бренда мануфактурным автоматическим калибром, представил неординарную линию дамских часов и приготовил для искушенной публики незабываемый подарок — новый концепт, который будет вскоре представлен на аукционе Only Watch в Монако. С читателями журнала Жером де Витт решил поделиться не только секретом своего успеха, но и своим взглядом на ситуацию в швейцарской индустрии.

Сейчас только и слышишь: кризис закончился, часовой рынок снова на подъеме, новые идеи витают в воздухе… А если честно, каковы ваши личные впечатления от выставки в Базеле в этом году?
Я не буду скрывать, что ощущаю некоторое разочарование. Такое чувство не только у меня. Нет, это не столько впечатление от представленных часов, сколько общее настроение. За последние два года мы много пережили: и падение американского рынка, и войну, и мировой экономический кризис. Естественно, что люди просто устали, и, как бы они ни бодрились, усталость эта перешла в некотором роде в хроническое состояние. Сейчас часовые компании испытывают недостаток в оптимизме, а он как следствие приводит к недостатку креатива. Человеку нужно быть счастливым, чтобы творить. Но, тем не менее, люди не опускают руки. И я вижу много хороших идей в этом году, вижу, что творческая энергия не иссякает.

Когда вы основали свой бренд DeWitt, вы действительно поражали ценителей механики изобретениями. А теперь кажется, что вы в своих коллекциях как раз стали уделять больше внимания плановому расширению модельного ряда, чем придумыванию новых идей…
Вы считаете, что коллекция Golden Afternoon — это не продукт творчества? А между тем, ее созданию я посвятил последние годы и очень ею доволен. Вы сами знаете, как трудно мастеру, ориентированному на мужскую механику, создать оригинальную женскую модель. Чтобы сделать красивые изящные часы, но при этом сохранить все «коды» марки. Удачные примеры в истории наручных часов можно пересчитать по пальцам. Или возьмем новый базовый калибр для Twenty-8-Eight, а также конструкцию периферийного сектора подзавода… Хотя, я догадываюсь, что вам эти премьеры могут показаться недостаточно эффектными. Вы ждете чего-то феерического, как, например, концепт для аукциона Only Watch в Монако в 2007 году? Конечно, я не могу создавать такие часы регулярно, поэтому я взял паузу, чтобы обдумать следующую идею. Не волнуйтесь: мой творческий азарт никуда не делся. Уже сейчас я заканчиваю новый концепт, который будет представлен этой осенью в Монако.

Часы Twenty-8-Eight Tourbillon

Премьера Basel 2011: Twenty-8-Eight Tourbillon с мануфактурным калибром DW8014, оснащенным периферийным сектором

Раз уж вы вспомнили модель WX-1, ранее известную под именем Incognito, то сразу вспоминается и история, как эти часы были куплены на Only Watch за 400 тысяч евро буквально «вслепую» — на основе тизера, а представлены публике были только в 2008 году. Сегодня многие с ностальгией вспоминают то время, «золотой век», когда клиенты были готовы покупать часы от Жерома де Витта и других мастеров только на одном доверии к их таланту. Как вы думаете, такое время еще вернется?
То, о чем вы вспомнили – это очень красивая история с человеческой точки зрения, мало имеющая отношения к коммерции. Потому что, как вы знаете, деньги, вырученные на Only Watch, поступают на благотворительность, так что можно считать, что этот человек просто сделал пожертвование. Но при этом он стал обладателем часов, которых ранее не видел — и в этом был некий азарт, интрига. С одной стороны, он не мог знать, понравятся ли ему часы, с другой — он доверял мне настолько, что знал, что я не предложу ординарную вещь. И, на самом деле, азарт и отчасти игра — это краеугольный камень успешной коммерции. Да, мы говорим сейчас, что часовой бизнес стал очень прозрачен, люди хотят оперативно знать о новинках, хотят знать кто, что именно и за сколько сделал и как все это работает. но так ли вы уверены в том, что люди постоянно хотят все это знать? Ведь когда ты знаешь «всю правду», то пропадает сказка, очарование. А люди все-таки хотят быть очарованными, они ценят это дороже золота, бриллиантов и сложных механизмов. Так что я думаю, да, пока у людей есть интерес к жизни, интерес к сюрпризам, не кончится и «золотой век» механики.

Но все-таки, думаю, большинство клиентов хотели бы приобретать часы DeWitt не ради азарта, а как стабильное вложение денег?
Конечно! Поэтому я говорю, что я не стремлюсь все время удивлять и поражать, я стараюсь сделать так, чтобы наши клиенты нам доверяли. Для этого мы создали электронный паспорт каждой модели, по которому можно полностью проследить ее судьбу. Каждый раз, приобретая часы на вторичном рынке, покупатель может послать их на мануфактуру, мы внесем новые данные в паспорт, а также проведем все необходимые профилактические работы и тестирование. Этот паспорт позволяет эффективно защитить бренд от подделок, тем самым мы поддерживаем репутацию мануфактуры.

А вы отслеживаете судьбу своих часов на вторичном рынке?
Обязательно. Хотя я не влияю на ценообразование, то есть сама DeWitt не принимает участие в торгах, к такой стратегии мы пока просто не готовы, но слежу я всегда очень внимательно. И на аукционах я вижу, что некоторые модели перепродаются на 50–60% выше их начальной цены — причем вы знаете, что обычно прирост составляет 10%. Правда, должен сказать, таких моделей очень мало, это действительно исключительные экземпляры. Но на самом деле я думаю, что цена на вторичном рынке не столько зависит от самих часов, сколько от того, какое послание бренд несет своим клиентам. Например, если вы просто прив бутик, где продаются часы DeWitt, вы ничего не знаете о марке, но вам нравится модель — и вот вы ее покупаете. А через некоторое время вам она надоедает, вы находите что-то новое и решаете старые часы продать, (а вам они по-прежнему ни о чем не говорят, кроме того что они вам разонравились), то первый же покупатель приобретет их у вас по минимальной цене, просто потому, что вам все равно. И так происходит довольно часто со многими марками. Теперь давайте представим, что вы отлично знаете марку, знаете все сильные стороны самой модели, знаете ее истинную ценность. Вы ни за что не согласитесь на недостойное предложение, а найдете покупателя, который также будет заинтересован в обладании именно этими часами. Так строится репутация бренда. И это наша задача: постоянно расширять у людей знания о бренде, рассказывать о его философии и ценностях.

Часы DeWitt Golden Afternoon

Премьера Basel 2011: первая женская коллекция DeWitt Golden Afternoon, продолжающая традиции Братства прерафаэлитов

Интересно, какое место в философии DeWitt занимает англомания? Вы почемуто очень любите этот остров: поддерживаете поло, дарите часы Елизавете II, а теперь создали целую коллекцию Golden Afternoon, навеянную творчеством прерафаэлитов…
Да вы что, правда создается такое впечатление? Я сам никогда об этом не думал (смеется). Да, несколько лет назад мы решили поддерживать поло, потому что этот вид спорта по духу очень близок DeWitt: тут есть и физическая мощь, и красота, и долгая история, и тот факт, что это не массовый спорт. Но на самом деле мы сейчас действительно активно осваиваем британский рынок. Дело в том, что DeWitt не слишком широко представлен в Европе: в Швейцарии у нас, например, всего два магазина. И до недавнего времени это было нормально, потому что больше никому из европейских клиентов не придет в голову ехать несколько часов на машине, чтобы купить часы на швейцарской мануфактуре, он скорее полетит в бутик в Сингапуре или в НьюЙорк, куда он и так часто летает по делам. Азиатский рынок сейчас развивается активнее остальных, поэтому мы начали с него, а также с США и, конечно, России. Но теперь после восьми лет работы мы хотим быть достойно представлены и в Европе. Начали с Англии, а в ближайших планах — расширить присутствие в Испании, Италии и Германии.

Я думаю, что вы так же хорошо известны во Франции благодаря своему происхождению. Но почему вы никогда не использовали в качестве источника вдохновения ваши русские корни? Это могло бы прибавить вам популярности в России.
Я, честно говоря, не очень хорошо знаю этот период истории своей семьи. Мой отец вынужден был бежать из России, и он всегда вспоминал об этом с ужасом. Мы утратили все связи с родственниками, все документы и архивы. Сейчас я жалею, что так получилось, потому что это тоже часть моей личности. Я два раза уже бывал в России, и знаете что — были минуты, когда я ощущал себя русским! И мне это чувство очень понравилось. Правда, я еще недостаточно хорошо узнал страну и культуру. Например, мой брат говорит по-русски, а я, к сожалению, нет. Но я надеюсь, что я найду время приехать в Россию не просто с деловым визитом, а на достаточно долгий срок... Посмотрим, что из этого выйдет. Знаете, я ведь не думал изначально, что буду специально делать дизайн часов на основе того, что мои предки — Бонапарты. Тем более что к фигуре Наполеона люди относятся совершенно по-разному. Просто это та часть меня, откуда пришло вдохновение, чем мне захотелось поделиться, выразить в часах. Не исключено, что также произойдет, когда я лучше узнаю свою российскую историю.

Часы DeWitt Golden Afternoon

Премьера Basel 2011: первая женская коллекция DeWitt Golden Afternoon, продолжающая традиции Братства прерафаэлитов

Нет ли планов открыть новые источники вдохновения? Например, пригласить перспективного дизайнера или часового мастера? Ведь вы умеете находить таланты: достаточно вспомнить Седрика Джонера и BNB.
Я по-прежнему готов поддерживать интересные проекты. Но что касается DeWitt, то у меня еще столько собственных идей и целей, что я ни в ком не нуждаюсь. Наоборот, я максимально снял с себя руководство компанией, чтобы освободить время для творчества. После ухода Клода-Даниэля Проллокса в 2008 году я пригласил на должность СЕО Натали Вейссе — прекрасную девушку (а девушки в качестве руководителей часовых компаний это вообще редкость), которая не имела отношения к часам, а работала в банковской структуре. Но у нее масса энергии, масса идей, и я вижу, что не ошибся: она ведет DeWitt правильным курсом. Я же, как уже говорил, сейчас больше сосредоточен на создании новых моделей. И я не хочу изобретать ничего ненужного, но эффектного. Вот многие сообщают, что зарегистрировали для механизма, скажем, семь патентов. В прошлом году я не приобрел ни одного патента. Все что я делаю, может повторить кто-то другой. Если сумеет, конечно (смеется). Патенты отнимают много сил и времени, а для чего? Чтобы сказать — у нас уникальный фиксатор кнопок хронографа? Помилуйте, зачем их вообще фиксировать, просто не надо на них нажимать без надобности…

Как вы думаете, кто сейчас наиболее важный игрок в швейцарской индустрии? Бренды? Фабрики механизмов и компонентов? Или ателье, создающие дизайн и усложнения, то есть «творцы»?
Как мне кажется, сейчас ключевая роль отводится именно производителям механизмов. Потому что за последние годы появилось много марок с отличным маркетингом, а также множество изобретателей. Но им всем нужны моторы! И тут надо думать о том, о чем мы не думали раньше, что у производителей механизмов тоже есть своя репутация. Раньше как-то само собой подразумевалось, что в часах стоит ЕТА. Затем Николас Хайек сказал: ЕТА — это механизм, прежде всего, для марок Swatch Group, при чем тут остальные? И он был прав! Например, я бы тоже мог продавать калибры DeWitt другим производителям, я могу увеличить мощности, чтобы обеспечить и себя и еще клиентов. Но если часы, в которых будет установлен мой калибр, как-то дискредитируют себя, это скажется и на DeWitt. Вспомните историю с BNB. Когда я инвестировал в эту фабрику, идея была очень благородна: снабжать сложными механизмами несколько интересных марок. И не успел я оглянуться, а BNB уже делает механизмы всем желающим, набирает заказы, даже не думая о том, что это за марка, и как будет обеспечиваться послепродажный сервис. Вы знаете, чем это закончилось….

Концепт VX-1, первоначально известный как Incognito, был продан в 2007 году на аукционе Only Watch еще до официальной премьеры. Этой осенью DeWitt планирует представить в Монако новый феерический концепт

Ну, на месте BNB появилось сразу несколько новых подобных фабрик. И те заказы, которые на ней выполнялись, ушли к другим подрядчикам…
Вот именно! Вы уверены, что доверяете часам, произведенным таким нервным способом? Именно поэтому я строил мануфактуру. Во-первых, я могу полностью гарантировать качество каждого экземпляра. Во-вторых, я уверен, что в часах, помимо дизайна, должно быть еще что-то собственное. И, наконец, я не хочу всю ночь глотать успокоительное, боясь, что меня неожиданно подведут подрядчики. На самом деле, многие сейчас говорят, что проживут без ЕТА, что есть много мелких фирм, готовых взяться за любой заказ, но я вам скажу честно — все очень хотели бы по-прежнему сидеть на шее у ЕТА. Потому что это ЕТА вкладывает деньги в развитие производства и сервис, а бренды получают возможность тратить прибыль так, как заблагорассудится.

Можно я задам немного наивный вопрос: почему бы независимым компаниям не создать общую альтернативу ЕТА, инвестировав сообща в единый фонд, который будет управлять крупной фабрикой механизмов?
Знаете, было время, когда мы встречались с коллегами и обсуждали такой проект. И поняли, что знаем, чем это закончится — ссорами из-за денег и того, кто главнее, чей заказ приоритетнее. Хотите, я вам расскажу, в чем настоящая проблема? Конечно, ЕТА — далеко не единственная фабрика в Швейцарии. Но Nivarox — монополист по выпуску спирали баланса. И без него просто невозможно производить никакие механизмы. Но дело в том, что за годы работы ЕТА накопилось огромное количество запчастей: пружин, спиралей, ключевых узлов. И прозорливые бизнесмены догадались, что надо приобретать стоки запчастей: например 5000 спиралей — это 5000 механизмов, это уже отличный запас для маленькой независимой фабрики. И, конечно, марке проще обратиться за заказом к такой фабрике, чем инвестировать огромные средства в некую «кооперативную мануфактуру», которая еще неизвестно когда окупится… Да любой вам скажет, это плохой бизнес. Но если для вас производство часов это не просто бизнес, а страсть, увлечение, тогда так или иначе надо инвестировать в настоящее производство. На свой страх и риск. И это мой путь.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2011

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?