Искусство & технологии

Кристоф Кларе: Часовщик и бизнесмен

Имя француза Кристофа Кларе сегодня известно каждому поклоннику сложной швейцарской механики. Двадцать два года назад он создал свой первый механизм — калибр с минутным репетиром, а в 2009 году наконец-то решился выпустить часы под своим собственным именем.

Имя француза Кристофа Кларе сегодня известно каждому поклоннику сложной швейцарской механики. Двадцать два года назад он создал свой первый механизм — калибр с минутным репетиром, а в 2009 году наконец-то решился выпустить часы под своим собственным именем. С тех пор марка Christophe Claret не разочаровывает искушенных ценителей, регулярно представляя фантастические новинки: DualTow с гусеничной индикацией, сравнительно «простую» модель Adagio с минутным репетиром, GMT и большой датой и, наконец, сенсационную премьеру этого Базеля — часы 21 Blackjack для игры в блек-джек и рулетку. 

Премьера Adagio состоялась на женевской выставке в начале года, а уже через два месяца вы показали нам 21 Blackjack. Сколько времени ушло на этот проект?
Вся работа заняла 18 месяцев — от момента появления первого эскиза до выпуска первого серийного экземпляра. На самом деле у меня одновременно находится в разработке сразу несколько проектов, поэтому я могу представлять новинки достаточно регулярно. Например, кое-что новое вы увидите уже осенью. 

Мануфактура Christophe Claret SA в пригороде Ле-Локля на Route de Soleil d'Or

А откуда вообще появилась на свет идея 21 Blackjack?
Как вы знаете, два года назад начался экономический кризис, и продажи эксклюзивных часов тут же резко упали. Но я был уверен в том, что это временная ситуация — многие перестали покупать часы и другие товары роскоши не потому, что вдруг обеднели, а просто потому, что испугались и решили попридержать свои деньги. Когда такой шок проходит, людям непременно хочется его компенсировать, купив не просто сложные часы, а нечто фантастическое, уникальное, отчасти «игрушечное», поднимающее настроение. Я думаю, что 21 Blackjack полностью отвечает этим требованиям — и, скорее всего, я прав, потому что все 40 экземпляров уже проданы.

Да, но ведь вы столько лет создавали и совершенствовали классические часовые усложнения, имеете огромный авторитет в вопросах создания репетиров и турбийонов. Неужели кризис вынудил вас перейти от серьезной механики к развлечениям?
Для меня между всеми моими работами нет никакой разницы. Я придумал и создал сложный механизм с уникальным принципом действия, в нем более 500 деталей, каждая из которых сделана мастерами высочайшего класса. Достаточно посмотреть на прорисовку каждой игральной карты, чтобы понять, насколько сложную работу им пришлось проделать. Я отнесся к созданию этого механизма ничуть не менее серьезно, чем, например, к репетиру вестминстерского боя. Поймите, я не хочу, чтобы меня загоняли в какие-либо рамки: вот идет Кристоф Кларе, он специализируется на том-то и том-то. Я не Антуан Прециузо, не Грюбель и Форси. Это они могут год за годом делать одни лишь турбийоны. Я же делаю все, что захочу.

А вы не боитесь, что появление 21 Blackjack скажется на вашей репутации? Уже сейчас некоторые высказываются в том духе, что раньше Кристоф Кларе делал сложную механику, а сейчас перешел на «игрушки». 
Я совершенно не беспокоюсь о том, что кто-то негативно отзывается о моих работах — этот человек мне заранее неинтересен. Да, я стараюсь делать то, что доставляет мне удовольствие, но когда я задумываю новую модель, то прекрасно понимаю: я делаю часы, которые люди должны захотеть купить, часы, доставляющие удовольствие моим клиентам. Если я чувствую, что часы будут интересны только мне, то я не запускаю проект в работу. Речь ведь идет не только о мастерстве, но и о таком понятии, как новаторство. Если ты всегда идешь вторым, то у тебя вообще нет проблем в жизни. Ты знаешь, что именно тебе нужно делать, технология уже разработана — садись и следуй инструкциям. Многие так и живут — и при этом вполне преуспевают. Я так не могу, я во всем хочу быть первым.

В кризисном 2009 году первые 20 экземпляров DualTow были распроданы за 18 месяцев

А как же Girard-Perregaux Vintage 1945 Jackpot Tourbillon?
Не станете же вы отрицать, что между ними и 21 Blackjack есть много общего. Так ведь это я его и создал! На самом деле он мне не очень нравится, потому что это очень прямолинейное устройство — ты можешь только дергать за рычаг и смотреть, что из этого получается. Никакого азарта. Я еще тогда подумал об интерактивном устройстве, которым смогут пользоваться сразу несколько игроков. Между прочим, вначале я предложил идею 21 Blackjack именно Girard-Perregaux, но они сказали, что одного Jackpot им пока что достаточно — может быть, чуть позже они вернутся к этой теме, но никто ведь не знает, когда именно наступит это «чуть позже». Мне надоело ждать, и я сам сделал часы с блек-джеком и рулеткой.

Откуда идет ваше увлечение азартными играми? Вы что, завсегдатай казино?
Нет. Если честно, то я никогда не играл. Конечно, я бывал в казино — для того, чтобы изучить игру и сформулировать принцип действия устройства, но мне и в голову не приходило начать делать ставки. Я знаю многих людей, любящих азартные игры; их притягивает сам процесс игры, так что эти часы я сделал в первую очередь для них — вместо того чтобы идти в казино и выбрасывать на ветер кучу денег, они смогут купить 21 Blackjack и носить на запястье свой собственный игорный клуб. (Смеется.)

Вы долго выжидали, прежде чем создать бренд своего имени, зато теперь выпускаете премьеры одну за другой. Это вы реализуете все те идеи, которые накопились за годы работы на других?
На самом деле новых идей мне хватит еще на несколько лет полноценной работы. Я хочу создавать механизмы — я никогда не испытывал потребности в лицезрении своего имени на циферблате. На самом деле я не «выжидал» — просто с началом кризиса я начал получать меньше заказов. Я не знаю, чего они испугались; может быть, они решили, что Кристоф Кларе — это слишком сложно, слишком радикально, наконец, слишком дорого. Возможно, мои бывшие клиенты стали искать производителей более доступных механизмов; не знаю, меня это не касается. Уговаривать размещать у меня заказы я никого не собирался — зато решил, что это отличный повод сконцентрироваться на своем собственном бренде и диверсифицировать его. Я же в первую очередь предприниматель, я готов на все ради развития моего бизнеса.

В начеле этого года Christophe Claret представил модель Adagio: минутный репетир с GMT и большой датой

 

Вы хотите сказать, что бренд Christophe Claret — это всего лишь кризисный проект, который вы закроете, едва другие компании снова начнут выстраиваться к вам в очередь?
Конечно нет. Когда я что-то делаю, я делаю это по всем правилам. У меня работают великолепные маркетологи, выстраивающие стратегию бренда, дизайнеры, разрабатывающие фирменный стиль, у меня есть пиар-отдел, есть те, кто отвечает за продажи. Christophe Claret — это полноценная компания с большим потенциалом, это успешный бизнес. Диверсификация привела к тому, что он расширился — если до кризиса у меня работало 25 человек, то теперь их 89. У меня есть все что нужно для дальнейшего роста: я расширил парк оборудования, приобрел новые станки. Сейчас моя мануфактура может обеспечивать работу марки Christophe Claret, одновременно работая над заказами других брендов — даже в том случае, если спрос на мои разработки вернется на докризисный уровень. Сейчас у нас в работе находятся три новые модели для Christophe Claret и один механизм для стороннего заказчика.

У вас стало меньше заказов, однако потребность часовых марок в аутсорсинге год от года только растет. Появляются новые «ателье концептов» — и у них нет недостатка в клиентах. Может быть, дело не в кризисе, а в ваших отношениях с заказчиками?
«Ателье концептов» — это хорошее название для аутсорсинговых компаний. Сейчас большая часть таких фирм делает лишь компьютерную модель и прототип. Если за проект берется моя мануфактура, то она делает все — от эскиза и прототипа до серийного выпуска и последующего обслуживания часов. Я могу не только обеспечить разработку модели, но и поднять весь объем производства — и это, конечно, обходится заказчикам намного дороже. Многим компаниям попросту не нужен такой сервис, им достаточно идеи и одного прототипа, который можно показывать клиентам и прессе. По этой причине многие проекты так и не доходят до серии. С часами, придуманными в стенах Christophe Claret SA, такого не случалось никогда.

Какова инвестиционная привлекательность ваших часов?
Вы имеете в виду часы Christophe Claret? Думаю, что высока, несмотря на возраст марки. Как я уже говорил, я не бросаю свои часы на стадии концепта — все знают, что продукция моей мануфактуры отличается высоким качеством и точностью хода. К тому же мое имя достаточно широко известно; первый турбийон я создал в 1992 году, а сейчас мои достижения можно описать магическим сочетанием цифр: за 22 года — 66 калибров, самым простым из которых был турбийон.

Какова судьба первых DualTow?
За полтора года мы продали 20 экземпляров. Я считаю это очень хорошим результатом, потому что часы были выпущены на самом пике кризисной депрессии. Пока что у нас не было ни одного возврата, и я не встречал DualTow на вторичном рынке — это значит, что люди оставляют их в своих коллекциях. Пока что рано о чем-либо говорить — давайте посмотрим, что произойдет с этими часами лет через пять.
Принимаете ли вы сейчас личное участие в работе над механизмами? Есть ли усложнения, которые вы делаете сами?
Ну, знаете ли, все-таки фирма недаром носит мое имя. Каждый день я делаю миллион дел — придумываю новые идеи, принимаю участие в разработке проектов, их продвижении, я контролирую все, что происходит у меня на мануфактуре и в моей компании. Под моим руководством даже был снят фильм для презентации 21 Blackjack. Да, я лично контролирую важные моменты, например, чистоту звука гонгов репетиров, исправляю дефекты, показываю молодым мастерам, как обрабатывать детали, но это не является главным моим занятием. Так уж получилось, что я не просто часовой мастер — я часовой мастер и бизнесмен в одном лице. Это очень редкое сочетание; чаще всего человек в нашем деле занимается чем-то одним. Я получаю удовольствие как от создания нового механизма, так и от предпринимательства. Именно по этой причине я открыл свою собственную компанию, едва получив первый серьезный заказ. Сделав это, я оказался там, где я нахожусь сейчас, а не в маленькой мастерской для мастераодиночки, известный публике разве что по проекту Opus.

С обратной стороны 21 Blackjack вместо привычного вида на механизм находится колесо рулетки

Вы участвовали — и продолжаете участвовать — во множестве совместных часовых проектов. Как вы выбираете партнеров? Есть ли у вас четкие критерии отбора предложений?
Прежде всего я должен ясно понимать, что именно хотят сделать люди и зачем они это делают. Я не страдаю чрезмерной гордостью; если я вижу, что марка не очень-то известна, но при этом придумала хорошую идею, если я понимаю, кто будет носить такие часы, то я с удовольствием разработаю для нее механизм. В чем я должен быть уверен, так это в качестве и цене часов.

А почему вы считаете для себя неприемлемым работать над заказами доступных брендов? Это что, заносчивость?
Нет, это бизнес. Если я буду работать с дешевыми брендами, то мои постоянные клиенты обидятся. Это очень сильно ударит по моей репутации —сильнее, чем любые эксперименты с механизмами.

Последний вопрос. Оказывается, вы даже в казино ходите ради дела. Как же вы отдыхаете?
В Безансоне у меня есть большой замок с земельными угодьями. Там я коллекционирую мебель и живопись XVI века, но чаще всего я просто сажусь на трактор и езжу по полям. Когда ты работаешь в очень плотном режиме, как это делаю я, временами просто необходимо побыть в одиночестве — порулить трактором и ни о чем не думать.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2011

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?