Искусство & технологии

Антонио Кальче: Меня не надо подталкивать

В этом году у Corum целых два юбилея: коллекции Admiral's Cup исполнилось 50 лет, коллекции Golden Bridge — 30. Еще компания открыла бутики в Женеве и Шанхае, а ее президент и владелец Антонио Кальче наконец-то посетил Россию.

В этом году у Corum целых два юбилея: коллекции Admiral's Cup исполнилось 50 лет, коллекции Golden Bridge — 30. Еще компания открыла бутики в Женеве и Шанхае, а ее президент и владелец Антонио Кальче наконец-то посетил Россию. Неужели и в Москве появится фирменный салон марки из Ла-Шо-де-Фона?

Господин Кальче, как-то скромно вы отмечаете праздники. Речь ведь идет о самых известных коллекциях марки. Другие на вашем месте ухватились бы за такую возможность обеими руками: выпустили бы юбилейных «лимиток», пригласили бы знаменитостей на вечеринку, издали бы книгу... Что, Corum выше этого? Или просто руки не дошли?

К юбилеям мы начали готовиться заранее. Этот год мы обязаны были отметить выпуском абсолютного бестселлера — часов, сочетающих в себе высокое качество, уникальные технологии и оригинальный дизайн. Мы оснастили новый Golden Bridge турбийоном с кремниевым спуском; мы создали наши первые часы для ныряльщиков — Admiral's Cup Deep Hull. Не сомневаюсь в том, что эти новинки все оценят по достоинству.

Часы Corum Ti-Bridge

Но не станете же вы отрицать, что до этого Corum был нишевым брендом. Главную ставку марка делала на эмоции. Технической стороной вопроса — например, степенью водонепроницаемости или конструкцией турбийона — мало кто интересовался; в часы Corum либо влюблялись, либо терпеть их не могли. За пять лет вашего руководства многое в компании изменилось к лучшему, но при этом задушевность эта начала куда-то улетучиваться. Можно ли влюбиться в Deep Hull с его техническим совершенством? Не кажется ли вам, что продукция марки стала намного скучнее?

Судьба Corum зависит от успеха четырех коллекций — Admiral's Cup, Corum Bridges, Romvlvs и Artisans. Да, у каждой из них есть своя история, свои традиции — и все-таки развиваться они должны не по настроению, а в рамках продуманной, реальной стратегии. Не спорю, кому-то это может показаться скучным — но я-то знаю, что, например, говорят о старых Admiral's Cup наши ключевые партнеры из Италии и Китая. «Эти часы с цветными флажками никто не покупает, ими интересуются только в июле, когда всюду проходят регаты»; вам что, хочется считать Corum производителем сезонных аксессуаров? Стоило нам выпустить черно-белый Admiral's Cup, как интерес к этой коллекции невероятно вырос. Честно говоря, даже я не надеялся на столь ошеломительный успех — все-таки кризис еще не закончился.

Часы Corum Admirals Cup Deep Hull

А я всегда считала, что своим успехом Corum был обязан простоте решений. Golden Bridge, Coin Watches, Romvlvs — коллекции невероятно лаконичные, их суть легко описывается одной фразой; а вот про турбийон Ti-Bridge вам придется рассказывать долго и обстоятельно, объясняя, чем он лучше турбийонов ваших конкурентов. Не грозит ли Corum потеря индивидуальности?

Ничего мне объяснять не придется — ни у кого больше такого турбийона нет. Ti-Bridge Tourbillon — чистой воды Corum, до самого последнего винтика; да и от тех моделей, которые вы упомянули, мы отказываться не собираемся — будем и дальше их выпускать, потому что в них заключается востребованное наследие марки. Поймите, коллекции не становятся успешными лишь потому, что в их основе лежат яркие идеи — для успеха нужен спрос. Северин Вундерман был человеком огромного таланта, но иногда он перегибал палку, увлекаясь не вполне продуманными концепциями — Bubble, Trapeze, Potpourri, Debutante... Вот от этого индивидуальность бренда страдала значительно в большей степени.

Возглавив компанию, вы избавились от многих коллекций, сочтя их бесперспективными — например, многие до сих пор оплакивают Bubble, которую вы только что упомянули. В то же время ничего нового на замену им так и не появилось; у вас что, совсем нет тяги к творчеству?

Развитие Corum в рамках четырех существующих линий меня устраивает абсолютно всем. Более того, я намерен сократить число моделей в коллекциях, оставив самое лучшее, самое популярное. Игру в «новинки» я не одобряю: каждый год меняются цвета и циферблаты, появляются и исчезают бриллианты, прейскуранты обрастают новыми артикулами, склады заполняются новыми моделям — но покупатель-то видит, что часы одни и те же. Если мы и соберемся выпустить новую коллекцию, то это будет уникальный, законченный, достойный нашего клейма проект; пока что же нам есть над чем работать.

Часы Corum Golden Bridge

Corum Golden Bridge в корпусе из розового золота

А если бы это был не Corum? Как бы вы действовали, если бы вам предложили вывести на рынок новую часовую марку?

Ничего бы не изменилось. Главная моя задача — построить долгосрочный бизнес. Как этого добиться, спросите вы? Десять-пятнадцать лет назад необычного дизайна было вполне достаточно, чтобы привлечь внимание покупателей; сейчас клиенты хотят быть уверены в том, что тратят деньги на вещь, достойную во всех отношениях. Если вы пренебрегаете дизайном корпусов, качеством механизмов или образом бренда, вас быстро раскусят. Покупатели начали разбираться в тонкостях часового дела, стали более придирчивыми; они знают о часах, которые вы пытаетесь им продать, ничуть не меньше, чем вы сами.

Иными словами, от принципов мануфактурного производства никуда не деться. Сейчас люди и в самом деле задают множество вопросов: сделала ли марка эти часы своими силами? Заказала ли она их на стороне? Кто их придумал? Кто изготовил механизм? Между прочим, Corum в этой ситуации продолжает действовать по старинке, многое скрывает. Все знают бизнесмена Антонио Кальче, но никто не знает, как зовут автора Ti-Bridge Tourbillon. Не откроете тайну?

Вообще-то я и сам по образованию инженер; мои первые шаги в часовом деле были связаны как раз с разработкой новой продукции. Да, лет пять назад Corum был компанией, всецело зависящей от подрядчиков. Когда я пришел сюда, то сотрудников у меня практически не было — все работы выполнялись на стороне. С тех пор многое изменилось. Мы постоянно растем, принимая в штат художников, инженеров, техников; одних только часовых мастеров у нас 25 человек. До фирменных механизмов дело пока что не дошло, но в компании уже есть отдел, занимающийся разработкой ключевых модулей. С новым зданием Corum в Ла-Шо-де-Фоне у меня связаны большие планы; через полтора года там разместится наше собственное производство. Спрашивается, зачем мне все это? Corum для меня — как ребенок. Я хочу, чтобы марка крепко стояла на ногах, ни на кого не полагаясь. Одной только хорошей наследственности недостаточно; нужно, чтобы компания научилась быть самостоятельной.

Часы Corum Romvlvs

Romvlvs с модулем вечного календаря

Собираетесь ли вы покупать фабрики, расширять парк оборудования?

У нас будут и фабрики, и пятиосевые CNC-станки — все как полагается. Но давайте посмотрим правде в глаза: Corum вряд ли станет полноценной мануфактурой. Иногда бывает проще отдать заказ специализированному подрядчику, чем браться за его самостоятельное изготовление; в Швейцарии сейчас много таких мастерских с узкой специализацией, делающих отдельные узлы или детали. Помимо всего прочего, стоимость готовых часов должна соответствовать ожиданиям клиентов. Представляете, сколько стоил бы Ti-Bridge Tourbillon, если бы мы сами разработали базовый калибр и своими силами изготовили все его компоненты? Да и зачем нам это? В этих часах покупателям интересен модуль турбийона — значит, его мы и будем делать самостоятельно, а все остальное закажем на стороне. Тем не менее, я считаю, что каждый нишевый бренд обязан развивать свой технический отдел, дабы не испытывать недостатка в оригинальных идеях.

А как вы относитесь к тому, что некоторые марки пытаются поднять престиж собственных механизмов, заказывая уникальные модули известным мастерам? Станет ли Corum сотрудничать с часовыми «звездами»?

Не надо нас подгонять! Всему свое время! Перестройка компании началась всего пять лет назад, причем не от хорошей жизни. В 80-е и до середины 90-х Corum был одной из самых известных часовых марок в мире, но к 2000-му году он оказался на грани банкротства. Вокруг росли большие группы с серьезными планами, некогда независимые бренды получали доступ к огромным деньгам. В этой ситуации Corum с его независимостью, ограниченной аудиторией и маленьким оборотом чуть было не пошел ко дну. Чтобы выжить, марка взялась за фэшн-сегмент; провокациями она пыталась привлечь к себе внимание, но стратегию развития эпатажем не заменишь. Сейчас мы строим планы на много лет вперед; если мы начнем привлекать к работе «звезд», вкладывать средства в технически рискованные проекты, то останемся там же, где и были в начале тысячелетия. Дайте срок — и у Corum появятся свои собственные мастера с именем; не просто же так мы строим новое здание!

В истории Corum успех марки всегда был тесно связан с личностью главы компании — так было и с Рене Баннвартом, и с Северином Вундерманом. Клиенты приезжали в Базель, любопытствуя: «Что нового покажет Рене? Что там придумал Северин?» Их харизма была столь велика, что ее частицы присутствовали во всех выпускаемых часах. Не кажется ли вам, что без этого заряда обаяния продукция Corum станет менее привлекательной? Никто ведь не говорит о Deep Hull как о «часах, которые создал Антонио».

До Северина мне далеко, согласен, но разве можно в этом винить меня? Таких, как Вундерман — в лучшем случае один на тысячу; именно поэтому я настаиваю на том, чтобы сделать Corum самостоятельной маркой, не зависящей от смены руководства. Слава «главы Corum» мне не очень-то и нужна — когда я встречаюсь с дистрибьюторами, то говорю не о себе, а о достоинствах часов.

Часы Corum Classical Billionaire Tourbillon

Classical Billionaire Tourbillon из коллекции Les Artisantes

Но ведь это подход, уместный лишь в случае массовой марки — такой, как Omega или Rolex; о часах знают все, но никому не интересны те, кто их делает.

Мало кто знает, как зовут президента Panerai — и что с того? Неужели вы станете утверждать, что Panerai — это не нишевая марка? У них есть своя философия, свои фанаты — и все это благодаря тому, что они годами занимались строительством бренда, отлаживали производство, дружили с рынком, работали на долгосрочный успех.

Хорошо, курс Corum изменился; остался ли прежним клиент?

Знаете, во всех странах мира я слышу от поклонников марки одно и то же: «Corum снова стал самим собой». Наши часы всегда привлекали самых разных людей: например, коллекционерам нравились Artisans и Golden Bridge, в то время как поклонники активного образа жизни отдавали предпочтение Admiral's Cup. Между прочим, эта коллекция была рассчитана на молодых покупателей, но недавнее исследование показало, что цветные модели покупают в основном клиенты постарше. Стоило нам выпустить черно-белый Deep Hull — и ситуация мгновенно изменилась.

Три года назад вы говорили, что в первую очередь собираетесь развивать коллекцию Romvlvs — лицо Corum, линию простых, классических часов. И где же, спрашивается, новые Romvlvs? В 2009-м году вы представили одну-единственную женскую модель, в этом году вообще ничего не показали.

Нет, о Romvlvs мы не забыли, но с финансовой точки зрения параллельное развитие сразу трех коллекций — задача непростая. В этом году мы обязаны были обновить Admiral's Cup и Golden Bridge, что мы и сделали, потратив на это много денег. Так что не переживайте: Romvlvs — это наш марафонец, который бежит медленно, но долго.

Часы Corum Admirals Cup GMT

Admiral's Cup GMT 44mm в черно-белом исполнении

Может быть, стоит привлечь сторонний капитал? Зачем вам нужна независимость?

Независимость — это здоровье! (смеется) На самом деле я не шучу: маленькая компания с ограниченным капиталом и небольшими возможностями будет развиваться медленно, осторожно, обдумывая каждый шаг. Стоит марке стать частью группы, как ее тут же начинают накачивать деньгами, развивая успех. Вы же сами знаете, как это происходит: раздутый пиар-отдел, массированное продвижение... Я хочу, чтобы Corum добился всего своими силами. Марку не стоит подталкивать — обычно это плохо заканчивается.

Вы уже пять лет стоите у руля Corum; почему вы приехали в Москву только сейчас?

Пожалуйста, не обижайтесь на меня. Вы не представляете, какими трудными были эти годы; компанию пришлось выстраивать чуть ли не с нуля, потому что в ней не было ни маркетингового отдела, ни технического бюро, ни отдела контроля качества — вообще ничего не было. Затем мне пришлось объехать весь мир, заново налаживая отношения с дистрибьюторами — но, как видите, я добрался и до вас, потому что у Corum с Россией связаны большие планы.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2010

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?