Искусство & технологии

Директор аукционного дома «Antiquorum» Уильям Рор (William Rohr) рассказывает о Vacheron Constantin и о коллекционировании

Уильям Рор – из той редкой породы людей, которые предпочли оставить престижную карьеру в финансовой сфере ради своего увлечения часами

Директор аукционного дома «Antiquorum» Уильям Рор (William Rohr) рассказывает о Vacheron Constantin и о коллекционировании.

 

Уильям Рор – из той редкой породы людей, которые предпочли оставить престижную карьеру в финансовой сфере ради своего увлечения: питая особую любовь к часам, Рор вступил в аукционный дом «Antiquorum» в 2007 году. Будучи страстным коллекционером на протяжении многих лет, он стал крупной фигурой в Time Zone (где он также исполняет обязанности генерального директора), на который он буквально наткнулся в 2005 году, разыскивая в сети информацию о своих часах.

Что и говорить: его знание отрасли и любовь к часам вкупе с многолетним опытом коллекционирования, а также профессиональный подход сначала просто акционера, а затем инвестора, дали ему прекрасное представление о мире часов и коллекционировании. Известный своими неполиткорректными и откровенными выступлениями, он согласился побеседовать с «The Hour Lounge» о текущем положении дел на часовом рынке, аукционах и о Vacheron Constantin.

Интервью состоялось в конце сентября 2010 года, когда Уильям Рор еще занимал должность генерального директора «Antiquorum». С тех пор он снял с себя эти полномочия и занялся инвестированием на фондовом рынке в материальные активы, такие как произведения искусства, вина, часы и т.д.

 

 

Уильям Рор

 

 

 

Как же повлиял мировой финансовый кризис на рынок часов?

 

– Здесь важно различать два рынка: рынок винтажных часов и рынок новых моделей. Цены на винтажном рынке держались на стабильном уровне, упав лишь на 30%. Рынок новых моделей отреагировал более болезненно: там произошло сокращение на 50-60%.

У винтажного рынка покупатели более преданные, постоянные и искушенные, эти коллекционеры ищут цену получше, но чтобы при этом качество преобладало над количеством. Они скорее приобретут пару стоящих моделей для своей коллекции, чем будут скупать часы пачками, чтобы во что бы то ни стало сделать коллекцию полной.

Но коллекционеры, продающие свои часы через Antiquorum, все же не торопятся расставаться со своими лучшими экземплярами. Поэтому на сегодняшний день всего несколько самых редких и красивых моделей бьют ценовые рекорды благодаря своей эксклюзивности.

 

Так что если вы думаете, что сейчас не лучшее время для продажи редких часов, вы ошибаетесь – сейчас как раз самый подходящий момент, потому что состоятельные люди не знают, что бы еще купить на этом рынке, и они ищут, куда вложить свои деньги.

 

Кто сегодня продает часы, кто эти коллекционеры? Когда-то этим занимались итальянцы, затем пришло время американцев, а теперь, говорят, китайцы наиболее активны. Это правда?

 

– Совершенно верно, на данный момент самые рьяные коллекционеры – именно китайцы. Вопреки тому, что можно прочитать в прессе, многие из них действительно довольно искушенные коллекционеры, как в области винтажных, так новых часов. Из винтажных активнее всего скупаются карманные часы, особенно те, что изготавливались в 19 веке для азиатского рынка, как Bovet, к примеру. С другой стороны, есть и китайцы, которые не менее активно приобретают новые модели. Vacheron является одним из, если не единственным, крупнейшим брендом сегмента haute horlogerie   в Китае. Существуют увлеченные китайские коллекционеры, которые обожают Vacheron Constantin и разыскивают самые редкие новинки. В пример можно привести случай с ограниченным выпуском Tourbillon Malte, созданного специально для американского рынка и проданного за более чем $100,000 на нашем нью-йоркском аукционе в сентябре.

 

Вы упомянули Vacheron Constantin, но все-таки нельзя сказать, что цены на винтажные или новые часы резко возросли, пусть даже и учитывая активность китайцев. Как вы это объясняете?

 

 – Я считаю, что имидж Vacheron страдает от недостатка информации о бренде. Patek, например, сделал одну очень важную вещь под руководством Бэнбури (предыдущий руководитель музея и архива компании): они издавали книги о себе, перечисляли механизмы ими созданные, с указанием серийных номеров и так далее. Этим самым они сделали рынок прозрачным: отныне потенциальные коллекционеры могли получать достоверную и полезную для себя информацию. Они создали некий путеводитель по винтажным часам. Это, в свою очередь, отразилось и на позиционировании новых моделей, потому что если производитель дает информацию о прошлом, это означает, что он намерен дать больше информации о будущем. Итак, люди начинают думать, что конкуренты уже сказали все, чего не сказал Vacheron.

А у Vacheron сейчас нет книг, которые бы печатались независимо, но нет и тех, что издавались бы самой мануфактурой, а именно книг с технической информацией о продукции компании в определенные периоды ее истории. Я бы с радостью прочел книгу о послевоенной продукции Vacheron Constantin, но таких изданий просто не существует! А между тем, мануфактура имеет потрясающую продукцию, о которой мы знаем очень мало. Единственные книги, к которым мы можем обратится, дают больше рекламной информации, чем технической.

 

Предоставлять такого рода информацию – это скорее обязанность самого бренда или все-таки аукционного дома?

 

– Разумеется, информировать клиентов – это обязанность экспертов, но они должны иметь доступ к этой информации. Они же не могут взять данные с потолка. Эксперту необходим доступ к архивам, но бренды не предоставляют такой возможности. Иногда компании нанимают независимых экспертов, пускают их в свои архивы, чтобы те впоследствии написали о них книгу – но не в случае с  Vacheron Constantin. Бренд опубликовал книгу в честь 250-ти летнего юбилея, но она касалась в основном рекламирования мануфактуры и ее истории. Сегодня необходимо, чтобы бренды создавали, поощряли и помогали авторам и экспертам (в том числе внутри самого бренда) писать книги с техническим уклоном. Рекламные ухищрения в таких книгах не сработают. Rolex выпустил техническую литературу, посвященную в частности Daytona. Для бренда важно предоставлять эту информацию, поощрять людей к тому, чтобы узнать больше. Чем более опытен и требователен коллекционер, тем более лояльным он станет к бренду. Эта та вещь, которую не понимают современные компании. Как мне добыть техническую информацию?

 

Как вы оцениваете позиции Vacheron Constantin на современном аукционном рынке?

 

– Такой бренд как Vacheron обладает огромным потенциалом. У них есть богатая история, они непрерывно выпускают свою продукцию на протяжении более чем 250 лет, и у них есть масса уникальных на часовом рынке вещей. Главная трудность состоит в том, что в плане цен на аукционах невозможно добиться стабильных результатов. Недостаток стабильности на аукционах заставляет людей нервничать. Если вы сегодня покупаете турбийон, минутный репетир или часы с вечным календарем, вы отбиваете определенную цену на одном аукционе, а на других аукционах вы за те же часы получаете на 20%-30% меньше. Это создает непостоянство на рынке, которое нервирует участников.

 

Как вы можете объяснить это непостоянство?

 

– По моим сугубо личным наблюдениям, это явление возникает из-за недостатка последовательности в самой продукции. Позвольте, я поясню. В течение многих лет    Vacheron Constantin сначала выставлял на рынке какую-то свою продукцию, а потом прекращал ее выпуск. Так что эти изделия никак не прогрессировали, вместо этого на рынок выходили новые модели. Старая продукция прекращала свое существование на рынке, и люди недоумевали, где же им приобрети именно те модели, а не нынешние. Например, если вы купите хронограф от Vacheron Constantin, выпущенный в начале 1990-х годов, то вы заметите, что он выглядит не так, как современные модели, потому что этот продукт прогрессировал и достиг к настоящему моменту лучшего качества. Так что вы, как коллекционер, увидев на аукционе какие-то часы по низкой цене, задаете себе вопрос: «Почему я должен платить больше за хронограф от  Vacheron Constantin 5-ти или 10-ти летней давности?» Их часы сильно изменились и теперь кардинально отличаются от старых. А вот другой пример: вы покупаете часы, изготовленные 20 лет назад, скажем с тройным календарем и указателем фаз луны, которые больше не выпускаются, и никто не представляет себе, сколько могут такие часы стоить сегодня в бутике Vacheron. Я, разумеется, имею в виду винтажную модель 4240. Но у Patek не существует такой проблемы. Люди знают цены и за нынешние модели, и за модели 10-ти, 20-ти, 30-ти и 40-летней давности, а качество в свою очередь очень стабильно.

 

 Как вы считаете, что в таком случае должен делать бренд, чтобы установить более стабильные цены на аукционах, не вмешиваясь непосредственно в торги и не скупая собственную продукцию?

 

– Я считаю, что бренд должен показать, как он культивирует свою историю, гордится ею, бренд должен рассказать свою историю миру. Думаю, что Vacheron должен на самом деле покупать часы, или по крайней мере поддерживать интерес к своему наследию, чего как раз не происходит. Если люди увидят, что их часы могут превратиться в экспонаты музея, куда они смогут приходить и радоваться тому, что являются их обладателями,  они будут охотнее их покупать. Покупая часы, человек должен чувствовать, будто приобретает  произведение искусства в картинной галерее. Например, если вы видите картины какого-то мастера в Музее современного искусства в Нью-Йорке или в парижском Центре Помпиду, вас греет мысль о том, что со временем принадлежащие вам произведения будут признаны окружающими как произведение искусства. Причем вне зависимости от цены. Через это прошли уже многие независимые часовые мануфактуры, когда их работа признавалась динамичной, передовой, создающей новые тренды в часовом деле. И такие рискованные вещи интересуют людей! Это экспонаты, представленные в музеях.  

 

Но у Vacheron есть выставочный зал в фирменном бутике в Женеве, разве этого не достаточно?

 

– Мне кажется, он слишком маленький. Я был там. Да, он приятный, сделан со вкусом, часы там представлены великолепно, но он слишком маленький. Я также был в вашем бутике в Шанхае, там тоже было несколько моделей, но вам нужно расширить выбор, и еще может быть выпустить небольшой каталог для покупателей, чтобы они могли лучше  узнать сами часы. Я убежден, что более информированный покупатель – это ключ к успешности бренда, такой покупатель приобретет ваш продукт и вернется к вам снова. Кроме того, интернет – это наиболее простой, дешевый и прогрессивный способ создать такого покупателя. Показывая свои коллекции, вы сообщаете клиентам больше о продукте, который вы продали и продолжаете продавать, вы образовываете клиента и заставляете его влюбиться в вашу продукцию. Вот почему The Hour Lounge – это нечто особенное, и я вам не льщу!

 

Вернемся к современным моделям. Вы упомянули о том, что сейчас на аукционах цены упали на 50-60%. В чем заключается выгода для человека, продающего свои новые часы на аукционе?

 

– У современного владельца часов, желающего их продать, выбор не так уж и велик. Коллекционер вы или любитель, вы можете пойти по одному из трех путей:

Во-первых, вы можете обратиться к экспертам из аукционного дома: они оценивают ваши часы и заключают за вас необходимые сделки, а вы в итоге получаете, за вычетом комиссионных, сумму за проданные на аукционе часы.

Во-вторых, это способ, который активно используют люди на протяжении последних 12-15 лет: я имею в виду интернет, где на различных сайтах типа Ebay вы можете продавать свои часы. Но далеко не все компетентны в вопросах продажи и доставки этих часов за границу, у людей нет опыта в описании часов, и поэтому на это тратится много времени и усилий, что неудобно.

Наконец, существует наиболее естественный путь продать свои часы друзьям и знакомым коллекционерам, но одновременно это самый сложный путь, потому что вам придется найти друга, который захочет купить именно эти часы, притом их нужно будет поддерживать в состоянии, которое удовлетворит ожидания будущего покупателя.

Итак, почему лучше прийти к нам?

А потому, что в конце концов, ваши друзья, Ebay и прочие сайты принесут вам немного пользы, учитывая всю ту работу, которую вам придется там проделать. А аукционный дом может преподнести вам в этом плане приятный сюрприз.

 

Насколько оправданы ваши 30-40% комиссионных от продаж?

 

– Мы делаем для вас пару важных вещей: фотографируем ваши часы, чиним если что-то в них сломалось, описываем их, а также продвигаем ваши часы по всему миру. Вот завтра, например, я уезжаю в Нью-Йорк, где буду представлять часы на аукционе, оттуда я отправлюсь на выставки в Шанхае, Пекине и Гонконге. Все это стоит денег. Вы платите экспертам за то, что они оказывают вам определенные услуги.

 

Каким вам представляется конец этого кризиса? И какие изменения при этом произойдут на аукционном рынке?

 

– Да это вопрос на миллион долларов! Все вокруг хотят знать, кто выйдет из кризиса «на коне», а кто опустится на дно. Есть ли уже сейчас очевидные победители и проигравшие? Я думаю, что да. До кризиса на этом рынке были совсем другие покупатели, другие товары, сейчас все изменилось. Начнем с проигравших. Я считаю, в области новых моделей главным проигравшим стал Rolex. Этот бренд, долгое время считавшийся неизменным лидером, стал терять свой запал, и сегодня все меньше людей заинтересованы в покупке часов от Rolex. На втором месте – любимчик часового сообщества, Lange & Söhne, он в последнее время сдал позиции. На винтажном рынке уменьшилась доля часов с усложнениями от производителей, не славившихся историей своих усложнений – это, например, сплит-хронографы Breitling.  Кроме того, трудности испытывают винтажные спортивные часы.

 

Какие, например?

 

– Ослабли позиции у Seamaster 300 от Omega и Polaris Jaeger LeCoultre. Их популярность росла семимильными шагами в 90-е и 2000-е, и 20 лет назад можно было купить эти модели за 1000 CHF и продать за 10 – 20 тысяч CHF. В последнее время они лучше продаются в диапазоне от 10 до 15 тыс CHF, нежели от 15 до 20 тыс CHF. Но опять-таки, по сравнению с остальными, они удерживали довольно-таки приличную ценовую планку.

 

А победители?

 

Patek. Patek по-прежнему в топе, он по-прежнему номер один. Но Vacheron – тоже серьезный соперник.

 

Значит, из победителей только Patek? А еще кто-нибудь?

 

– Знаете, мне кажется, что Patek – единственный, кто на 100% выйдет из кризиса победителем. Хотя думаю, что будут и другие победители, но говорить об этом пока еще рано. Посмотрим, что будет через 2-3 года, тогда возможно появятся бренды, которые неожиданно для всех выйдут вперед или покажут стабильный рост в течение ближайших лет.

 

В последнее время независимые часовые мануфактуры пользуются огромным успехом у коллекционеров и почитателей часового искусства. Вы считаете это новым трендом? Будут ли их часы считаться коллекционными в будущем?

 

– Надеюсь, очень надеюсь, что популярность независимых мануфактур – это надолго. Как большой поклонник независимых часовщиков, я сочувствую их успеху, я убежден, что они привнесли очень многое в часовое дело за последние 20 лет. В начале интервью я уже говорил это, но повторюсь: мануфактурам следует оберегать свою историю, наследие, добавив к этому немного рекламы. Стоит тебе исчезнуть, и твой бренд исчезает вместе с тобой, если ты не обеспечил и не выпестовал его до того момента, когда кто-то другой может продолжить им руководить.

Я замечаю, что многие мануфактуры не занимаются решением этой проблемы. Они богатеют, продают все больше часов, приобретают все новых коллекционеров, но большинство при этом не демонстрирует желание сохранить свое наследие. Есть и исключения в лице Франсуа Журна, проделавшего путь от независимого одиночки до большого бренда.

 

Назовите три винтажных и три новых модели от Vacheron Constantin, которые вы считаете коллекционными и которые в перспективе могут стать «голубыми фишками»?

 

– «Голубыми фишками» из винтажных определенно станут модели с усложнениями, причем все. В частности, Grands Complications. У Vacheron есть несколько наручных винтажных часов из этой серии, а также несколько первоклассных «карманников». Еще могу назвать модели с тройным календарем (как уже упоминавшийся 4240), у них тоже есть неплохой потенциал… в любом случае, купив прекрасный оригинальный 4240, вы точно не выкидываете деньги на ветер. Мне нравятся также фигурные часы, часы с необычной формой корпуса и ушек. И наконец, мне очень нравятся практичные часы от Vacheron, такие как Corps of Engineers. Где-то за 3,000 евро вы приобретаете часы с интересной историей, в серебряном корпусе, с красивым циферблатом и оригинальным механизмом.

 

А из новых моделей?

 

– Здесь все сложнее. В случае с современными часами все зависит больше от вкусов отдельного человека. Я отдаю предпочтение новому хронографу Patrimony Traditionnelle от Vacheron. Мне также нравятся уникальные экземпляры вроде Quai de l’Ile ,  и, конечно же, «визитная карточка» бренда: “Les Masques” и “Les Grands Explorateurs’’. И самое очевидное, все ждут что я его назову, – это Mercator.

 

Не похоже, чтобы Mercator особо взлетел…

 

– Цена действительно не взлетела, но и не упала. Посмотрите, скажем, на IBM: за весь кризис их акции так и не упали, а продолжают оставаться на стабильном уровне. То же самое и с Philip Morris, пусть их акции и не выросли на 30%, но ведь они и не упали на 30%! Они продолжали выплачивать дивиденды, что является признаком самых ликвидных и надежных компаний. Среди часов «голубыми фишками» считаются те модели, которые не «растут как дрожжах», но и не теряют себестоимости. Те часы, которые я упомянул, как раз были довольно устойчивыми на рынке, и поэтому у меня есть основания считать их «голубыми фишками». Итак,  их основные признаки: постоянство, стабильные цены на аукционах и в потенциале – рост этой цены.

 

Последний вопрос: что бы вы сказали людям, которые собираются инвестировать деньги в часы?

 

– Если вы хотите нажить небольшое состояние на часах, для начала вам нужно уже иметь крупное состояние.

 

 

Текст статьи любезно предоставлен коллегами с сайта http://www.thehourlounge.com. Перевод ИД Watch Media.

 

 

 

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?